Гермес
ГЕРМЕС (?ρμης), в греческой религии и мифологии бог скотоводства и пастухов, вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Гермес - сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. О фетишистской древности свидетельствует имя Гермес как производное от «герма» (греческий ερμα - груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений). Гермы были фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда Г. Пропилей - «привратный»). Гермес одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти, он посредник между тем и другим и между богами и людьми. Водительство Гермеса на путях жизни и смерти переосмысливалось в классической мифологии как покровительство героям (например, Амфиону он вручает лиру, Персею - меч для убийства Медузы, Одиссею открывает тайну волшебной травы). Его атрибуты: «амбросийные» (буквально - бессмертные) крылатые сандалии, петас (остроконечная шапка) и кадуцей (магический золотой жезл с двумя обвивающими его змеями). С этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет одну из своих древнейших функций - проводника душ умерших в царство мёртвых («психопомпа»), им же он открывает любые ворота и разрешает любые узы. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и даже воровства. Собственные плутовские «подвиги» младенца Гермеса описываются в гомеровском «Гимне Гермесу». В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего) в связи с близостью Гермеса миру потустороннему; с этим образом стали связывать оккультные, так называемые герметические (тайные, доступные только посвящённым) сочинения (смотри Герметизм).
Реклама
Гермес почитался на анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. У римлян почитался под именем Меркурия.
А. А. Тахо-Годи.
Иконография. Самые ранние изображения Гермеса встречаются на античных гермах. Среди сохранившихся произведений античной пластики, изображающих Гермеса : этрусская статуя Вулки с фронтона храма Аполлона в Вейях (около 500 до нашей эры, Национальный этрусский музей Виллы Джулия, Рим); «Гермес с младенцем Дионисом» Праксителя (около 340 до нашей эры, Археологический музей, Олимпия), статуя Поликлета, известная в нескольких репликах, «Отдыхающий Гермес» Лисиппа - в римской копии; также «Гермес Лудовизи», «Гермес Фарнезе», «Гермес из Бельведера» и др.; среди рельефов - «Гермес и хариты» с острова Тасос (около 480 до нашей эры, Лувр, Париж). В росписях античных погребальных сосудов Гермес изображался как проводник душ умерших, направляющий их своим жезлом. В эллинистическом искусстве Гермес предстаёт в образе Гермеса Трисмегиста. Как покровитель скотоводства изображался с ягнёнком на плечах; под влиянием этого образа в раннехристианском искусстве сформировался иконографический тип «Доброго Пастыря». В средневековых книжных иллюстрациях Гермес выступал как символ планеты Меркурий. В символике Возрождения и Нового времени Гермес - проводник душ (фреска «Гермес вводит Психею на Олимп» Рафаэля, 1518, Вилла Фарнезина, Рим), посланец богов (статуя «Меркурий» Джамболоньи, около 1565, Национальный музей Барджелло, Флоренция), миротворец («Примирение Марии Медичи со своим сыном» П. П. Рубенса, 1622-25, Лувр, Париж), покровитель искусств («Натюрморт с атрибутами искусств и бюстом Меркурия» Ж. Б. С. Шардена, около 1728, ГМИИ), персонификация Красноречия и Разума (росписи Дж. Б. Тьеполо плафона Палаццо Санди в Венеции, около 1728). Изображается в сюжетах: «Суд Париса» (Рубенс, А. Ватто), «Гермес и Аргус» (Рубенс, Д. Веласкес), «Похищение Гермесом стад Адмета» (Доменикино, К. Лоррен). К образу Гермеса обращались также живописцы Корреджо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, скульпторы Б. Торвальдсен, Ж. Б. Пигаль, Г. Р. Доннер и др.