Горские евреи

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ (самоназвание - джухур, джугьур, множественное число джугьургьо; гьиври), этническая группа евреев. Численность до 100 тысяч человек (2006, оценка), из них в Израиле 50 тысяч человек, России 20 тысяч человек (в том числе в Москве 10 тысяч человек, в районе Кавказских Минеральных Вод 7 тысяч человек), Азербайджане 12 тысяч человек. По российской переписи 2002, насчитывают 3,4 тысяч человек, а также включены в состав татов и евреев. Делятся на 4 локальные группы: кайтоги (Кайтагский район Дагестана), дарбанди (Дербентский район Дагестана), губой (Северный Азербайджан), ширвони (Центральный Азербайджан, включая евреев города Огуз, бывший Варташен). Говорят на диалектах татского языка (в совокупности называемых также еврейско-татскими языками); распространены иврит, русский и азербайджанский языки. Верующие - иудеи.

По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позднее середины 6 века нашей эры, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар-Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента. Еврейские поселения Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, арамееязычные курдистанские евреи, возможно, остатки хазар и др. Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе села Маджалис в Дагестане) относятся к 16 веку. Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахи. В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 1797-99 - от кази-кумухского правителя Сурхай-хана. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от погромов в результате феодальных междоусобиц и насильственного обращения в ислам. В середине 19 века горские евреи поселяются за пределами первоначальной этнической территории при русских крепостях и административных центрах на Северном Кавказе: Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск), Петровск-Порт (ныне Махачкала), Андирейа (ныне Эндирей), Хасавюрт, Грозный, Моздок, Нальчик и др. В конце 19 века началась их эмиграция в Палестину. Впервые учтены как отдельная общность в переписи 1926 (25,9 тысяч человек). В 1920-30-е годы развивались профессиональная литература, театральное и хореографическое искусство, пресса. Татский язык в 1938 году провозглашён одним из 10 официальных языков Дагестана. В 1930 созданы горскоеврейские колхозы в Крыму и Курском районе Ставропольского края. Все их жители погибли во время германской оккупации в конце 1942. В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекращены, в 1956 в Дагестане возобновилось издание ежегодника «Ватан советиму» («Наша советская Родина»). Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, они регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности. В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, переселилась в Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в пригороде города Куба - посёлок Красная Слобода (единственное в диаспоре чисто еврейское поселение) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии. В Нью-Йорке издаётся газета на русском и еврейско-татском языках.

Реклама

Горские евреи

Горские евреи. Выпечка хлеба. Город Огуз. Фото 1999.

Горские евреиДо середины 19 века основным занятием горских евреев были садоводство, табаководство, виноградарство и виноделие (особенно в Кубе и Дербенте), выращивание марены для получения красной краски, рыболовство, кожевенное ремесло, торговля (главным образом тканями и коврами), работа по найму. По материальной культуре и социальной организации горские евреи близки к другим народам Кавказа. До начала 1930-х годов поселения состояли из 3-5 больших 3-4-поколенных патриархальных семей (свыше 70 человек), занимавших отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом. Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались родственниками), побратимства (в том числе с иноверцами). В городах горские евреи жили в отдельных кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская слобода города Куба, ныне посёлок Красная Слобода). Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби - кантор и проповедник в синагоге (намаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна), резник; даян - выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Пасха - Нисону, Пурим - Томуну, Праздник Кущей - Араво и др.), пищевые запреты (хашер). Была развита демонология и вера в духов (Земирей - посылатель дождя, Иле-Нови - Илья-пророк, Ождегое-Мар - домовой, Сер-Ови - водяной и тому подобное), праздники в честь духов весны (Кесен-Бой) и осени (Гудур-Бой); известны девичьи гадания. Фольклор - сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни (ма’ни), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

Лит.: Альтшулер М. Еудэй мизрах Кавказ. Иерусалим, 1990; Семенов И. Г. Кавказские таты и горские евреи. Казань, 1992; он же. О происхождении горских евреев. М., 1997; Горские евреи. История, этнография, культура / Сост. В. Дымшиц. Иерусалим; М., 1999; Членов М. А. Между Сциллой деиудаизации и Харибдой сионизма: горские евреи в XX в. // Диаспоры. 2000. №3; Мурзаханов Ю. И. Горские евреи: Аннотированный библиографический указатель. М., 1994.

М. А. Членов.