Графика (изобразительное искусство)

ГРАФИКА (латинский graphice - рисование, черчение; от греческого γραφική τέχνη - искусство письма или рисования), вид изобразительного искусства, основанный на технике рисунка. Графика  объединяет законченные рисунки, подготовительные художественные работы (набросок, штудия, эскиз), репродукционные техники (гравюра). Вспомогательную (подготовительную) и замещающую (репродукционную) функции графики позволяет выполнять дешевизна используемых в ней материалов (прежде всего бумаги как основы большинства графических произведений; до её изобретения были распространены более дорогие папирус, пергамен, шёлк). Особенности материалов (текстура, фактура), техник и технологий придают произведениям графики эстетическое своеобразие, отличающее её от живописи.

Графика По способу исполнения и возможностям воспроизведения различаются уникальная и печатная графика. Уникальная графика - рисунок (карандашом, кистью или пером; бистром, углем, сангиной, серебряным штифтом, соусом, тушью, сепией и др.), коллаж, аппликация, силуэт, фотомонтаж и др. Помимо рисунка в графике применяются цвет, письмо кистью или его имитация (акварель, гуашь, пастель, олеография, цветная гравюра); графическое произведение может достигать законченности, имитирующей живопись, что широко используется как в репродукции, так и в самоценных графических листах. Наряду с завершёнными композициями художественную ценность имеют наброски, зарисовки и штудии с натуры, эскизы, учебный академический рисунок. Печатная графика (различные виды гравюры и др.) позволяет тиражировать изображение, получая оттиски с доски, на которую нанесён рисунок; исключением является монотипия, которая позволяет сделать только один отпечаток. По назначению различаются станковая и прикладная графика. Станковая включает отдельные листы, предназначенные лишь для созерцания; они экспонируются в интерьере, собираются в альбом, увраж или папку и могут составлять серию или цикл. Станковая графика охватывает все жанры изобразительного искусства: сюжетно-тематическую композицию, портрет, пейзаж, натюрморт, икону (бумажные иконки), интерьер. Наряду со станковой широко распространена прикладная графика: книжная и газетно-журнальная, плакат, промышленная. Книжная графика - основной вид прикладной графики. С рукописной книгой (кодекс, манускрипт, свиток) тесно связана история миниатюры и рисунка, с печатной книгой - развитие печатной графики. Книжная графика включает иллюстрации, создание или выбор шрифта, размещение текста, общее оформление книги. К книжной графикой относится также оформление всевозможных атласов (географических, ботанических, анатомических и т.п.), гербовников, буклетов и др.; ей родственны лубок, журнальная и газетная графика, также дизайн электронных средств массовой информации и компьютерная графика. К промышленной графике относится художественное оформление средствами полиграфии различных предметов утилитарного характера (товарные, почтовые и денежные знаки, этикетка, упаковка, игральные карты и т.п.). Особый вид прикладной графики - плакат (постер) сложился к 19 веку как вид торговой и театральной рекламы (смотри Афиша), а также как средство политической агитации. Возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений реализуется в сериях плакатов, станковых листов, в иллюстрациях и комиксах. В плакате, газетной и журнальной графике широко применяется сатирическая графика (карикатура, шарж). К графике как виду искусства относятся эскизы театральных декораций и костюмов (смотри Театрально-декорационное искусство), дизайнерские проекты одежды (смотри Мода), также эстетически значимые произведения архитектурной графики и родственной ей технической графики (технический рисунок, чертёж и др.), картографии (смотри Географические карты), топографии и так далее. Пограничный с графикой вид искусства - графическое (рисованное) анимационное кино (эскизы декораций и персонажей, отдельные рисованные кадры). Восприятие произведений графики может быть как интимным, так и массовым, соответственно их размер варьируется от миниатюрного (экслибрис) до сопоставимого с архитектурой и скульптурой: рекламный плакат, суперграфика, отчасти граффити; близкие к монументальному искусству сграффито, картоны, синопии.

Реклама

Графика Исторический очерк. История графики начинается в глубокой древности. Некоторые памятники первобытной культуры можно считать «протографикой» (изображения зверей, нанесённые цветной глиной на стене пещеры, процарапанные на кости или камне, и т.п.). В искусстве Древнего Египта к графике относятся изображения клеевыми красками на папирусе мифологических и других сюжетов, сочетающиеся с идеографическим письмом (иллюстрированные папирусы «Книги мёртвых» эпохи Нового царства). О рисунках художников и архитекторов Древней Греции и Древнего Рима имеются свидетельства современников (Витрувий, Плиний Старший), хотя сами произведения не сохранились. До наших дней дошли иллюстрации в рукописных книгах поздней античности («Энеида» Вергилия, 4 век, «Илиада», 5 век). Живопись средневекового Китая и стран Дальневосточного региона по европейским критериям является скорее графикой (кисть, тушь на шёлке и бумаге). В Китае и, особенно в Японии 17-19 века графика представлена различными школами и жанрами гравюры (преимущественно ксилографии). В исламских странах особое значение приобрели каллиграфия и орнамент, однако изобразительность сохранялась в иранской миниатюре 14-17 века и индийской миниатюре 16-18 века.

Книжная миниатюра была основной разновидностью графики в искусстве Византии и средневекеовой Европы. В среде художников и архитекторов имели хождение рисованные «альбомы образцов» (сохранился альбом Виллара де Оннекура). Использование в Европе с 14 века бумаги стало поворотным пунктом в истории графики. Она послужила материалом для гравюры и первопечатной книги, которая включала иллюстрации (инкунабулы и палеотипы). В западноевропейском искусстве 15-18 веков значительного развития достигла гравюра, ряд художников специализировались в этой области (М. Шонгауэр, У. да Карпи, Ж. Калло, Х. Сегерс), ей уделяли большое внимание крупнейшие живописцы (А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя). Применение бумаги способствовало и развитию рисунка в 16-18 веках; на бумаге рисовали сангиной, углем, серебряным штифтом, итальянским и свинцовым карандашом, бистром; кистью и пером делали эскизы, наброски, штудии с натуры. В эпоху Возрождения начинается систематическое использование рисунка как подготовительного средства для создания произведений станкового и монументального искусства (Д. Гирландайо). В технике графики создавали и законченные произведения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Х. Хольбейн Младший, П. П. Рубенс, Рембрандт, Д. Веласкес, Дж. Б. Тьеполо и др.).

Графика В 17-19 веках расширяется сюжетный диапазон графики. К пейзажной графике обращались К. Лоррен, Н. Пуссен, Т. Гейнсборо и Дж. Констебл; архитектурные мотивы особенно привлекали венецианцев (рисунки пером и кистью Ф. Гварди, офорты обоих А. Каналетто и Дж. Б. Пиранези). Сатирическая графика и карикатура, предназначенные для массового восприятия, тиражировались в печатной, книжной и журнальной графике (У. Хогарт, Т. Роулендсон, И. Ж. Гранвилъ, О. Домье, В. Буш). Уникальная портретная графика достигла особой утончённости в линеарных рисунках Ж. О. Д. Энгра, продолжившего в 19 веке традицию французского карандашного портрета эпохи Возрождения (Ж. Клуэ Младший и Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье). Бытовой жанровый портрет и пейзаж получили новое дыхание в графике живописцев, близких барбизонской школе (К. Коро, Ж. Ф. Милле), импрессионистов (пастели Э. Дега) и постимпрессионистов (рисунки В. Ван Гога). Во 2-й половине 19 века сформировался плакат в современном понимании этого вида графики (афиши А. де Тулуз-Лотрека и А. Мухи). В конце 19 - начале 20 века художниками модерна, затем авангарда (прежде всего экспрессионизма) были осознаны специфические выразительные возможности печатной графики (Ф. Э. Валлоттон, К. Кольвиц, Э. Нольде, Ф. Мазерель и др.). Новый художественный язык широко использовался в книжной (У. Моррис, О. Бёрдсли, Й. Лада) и станковой (рисунки А. Матисса, П. Пикассо, С. Дали, П. Клее, А. Кубина, Э. Шиле, графика Гроса) графике. На протяжении 20 века развивалось пограничное с графикой рисованное анимационное кино. С конца 20 века компьютерная графика широко применяется в анимации, рекламном плакате, дизайне книги и промышленная графика; последняя послужила поводом к возникновению в середине 20 века особого течения в искусстве - перефразирующего её попарта (Э. Уорхол).

Графика В России графика возникла в связи с появлением рукописных книг (книжные миниатюры, инициалы и т.п.). В середине 16 века на Руси началось книгопечатание; книги, выполненные ксилографическим способом, включали орнаментальные заставки и иллюстрации. С 17 века в Московской Руси наряду с ксилографией распространяется резцовая гравюра, к 18 веку складывается особый жанр массовой графики - лубок. В начале 18 века для исполнения графических работ приглашаются западноевропейские мастера (А. Шхонебек, П. Пикар), успешно работают в гравюре отечественные художники, выходцы из Оружейной палаты (А. Ф. Зубов, М. И. Махаев). В 1724 учреждается Гравировальная палата Петербургской АН. Печатаются иллюстрированные издания, по заданию Академии Наук выполняются научно-документальные изображения. К многочисленным празднествам 18 века создаются эскизы, подготовительные рисунки, а также гравюры с изображениями шествий, фейерверков, триумфальных арок, фонтанов и т.п. В учреждённой в 1757 году петербургской Академии Художеств ведущее значение приобретает рисунок, положенный в основу обучения всем «художествам». Учебные штудии 2-й половины 18 - 1-й половины 19 века обладают высокой эстетической ценностью (рисунки А. П. Лосенко, П. И. Соколова, А. Е. Егорова). Графические композиции А. А. Иванова, К. П. Брюллова и А. О. Орловского по эстетической значимости сопоставимы с их живописными произведениями. Некоторые художники занимаются только графикой (И. А. Ерменёв). Специалистов готовил гравировальный класс петербургской Академии Художеств. Работая преимущественно в области репродукционной гравюры (Н. Н. Уткин, Ф. И. Иордан), они создают и оригинальные произведения (Е. П. Чемесов, Г. И. Скородумов). В связи со строительством новых городов получает развитие пейзажная графика (М. М. Иванов, Ф. Я. Алексеев, В. С. Садовников). Фантастические архитектурные мотивы лежат в основе театральных графических эскизов П. ди Г. Гонзаги. Широкое распространение в 18 - 1-й половине 19 века получила портретная графика (О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, К. П. Брюллов, В. И. Гау, П. Ф. Соколов). В графических техниках (с использованием акварели, гуаши) нередко выполнялась и портретная миниатюра, развитие которой прекратилось лишь после изобретения фотографии. Сатирическая графика Отечественной войны 1812 года соединила традиции лубка и академического искусства (И. И. Теребенёв, А. Г. Венецианов). Шарж, карикатура широко используются в книжной иллюстрации (А. А. Агин, Е. Е. Бернардский). Значительной эстетической ценностью обладают рисунки писателей, выполненные на полях и отдельных листах рукописей, - грифонажи (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, А. М. Ремизов и др.). Изобретение литографии позволило приблизить печатную графику к рисунку, сделать массовым достоянием его эстетические возможности (И. С. Щедровский). Бытовой жанр представлен в графических произведениях П. А. Федотова, Т. Г. Шевченко. С развитием периодической печати формируется жанр журнальной графики, которой свойствен преимущественно репортажный либо сатирический характер (В. Ф. Тимм, П. М. Шмельков).

Графика Во 2-й половине 19 - начала 20 века значительные графические произведения создавали живописцы (рисунки и акварели И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова и М. А. Врубеля, офорты И. И. Шишкина). Академический рисунок вновь приобрёл эстетическую ценность благодаря педагогической деятельности П. П. Чистякова. В начале 20 века энтузиастом литографии был критик и художник С. С. Глаголь, привлёкший к этому виду печатной графики многих живописцев (в том числе А. М. Васнецова, Л. О. Пастернака). графика как особый вид искусства культивировалась мастерами «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере). Ученики Д. Н. Кардовского составили школу неоклассического направления в рисунке (Б. Д. Григорьев, Н. Э. Радлов, Д. А. Шмаринов, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев, Н. Н. Купреянов). Романтические традиции начала 20 века продолжали в сериях рисунков и акварелей М. К. Соколов, А. Г. Тышлер, А. В. Фонвизин. В конце 1910-20-х годов большое значение приобрели агитационные виды графики, прежде всего сатирическая графика, карикатура, тиражировавшиеся способом трафаретной печати, цветной литографии (В. В. Маяковский, В. Н. Дени, М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, Н. Е. Муратов, В. И. Курдов), и плакат с применением фотомонтажа (В. А. и Г. А. Стенберги, Г. Г. Клуцис, В. Б. Корецкий). Расцвета в 1-й половине 20 века достигла печатная графика - гравюра, литография (ксилографии А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. И. Кравченко и П. А. Шиллинговского, линогравюра И. Н. Павлова, портретная литография Г. С. Верейского, резцовая гравюра Д. И. Митрохина, офорт И. И. Нивинского). Искусство силуэтного портрета возродила Е. С. Кругликова. Значительный вклад в развитие отечественной графики 20 века сделан В. А. Фаворским - автором ксилографий, линогравюр, рисунков, книжных иллюстраций, создавшим также всеобъемлющую теорию графики и школу, включающую ряд выдающихся мастеров графики (А. Д. Гончаров, Ф. И. Константинов, М. И. Пиков и др.). С начала 1920-х годов активно развивалась книжная графика, в том числе иллюстрация детской книги (Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса), также станковая и журнальная графика (В. В. Лебедев, А. А. Дейнека, Н. И. Дормидонтов и др.). Диапазон выразительных возможностей графики расширили художники русского авангарда, прежде всего П. Н. Филонов и мастера его школы аналитического искусства, а также К. С. Малевич и художники его круга (В. М. Ермолаева, Л. М. Лисицкий). Методы конструктивизма успешно применялись в промышленной (эскизы мебели и одежды А. М. Родченко, В. Ф. Степановой) и архитектурной графики (братья Веснины, И. И. Леонидов, Я. Г. Чернихов).

Графика Во 2-й половине 20 века станковая графика приобрела устойчиво «серийный» характер, позволяющий всесторонне и глубоко раскрыть тему (И. В. Голицын, М. П. Митурич-Хлебников, В. Г. Старов, С. М. Харламов, Г. И. Захаров, Б. Ф. Французов, С. М. Никиреев и др.). Рисунки живописцев 2-й половины 20 века традиционно являются значительным вкладом в развитие графики (работы В. И. Иванова, В. Е. Попкова и др.). Новые художественные возможности открывает синтез графики и кинематографа (эскизы С. А. Алимова к мультипликационным фильмам), графики и телевизионного дизайна (компьютерная графика А. В. Одинцова).

Лит.: Рудометов М. Д. Опыт систематического курса по графическим искусствам. СПб., 1898. Т. 1; Crane W. Line and form. L., 1900; Клингер М. Живопись и рисунок. СПб., 1908; Радлов Н. Э. Графика. Л., 1926; Сидоров А. А. Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история. М.; Л., 1940; он же. Графика. Советское искусство. М., 1949; он же. Рисунок старых русских мастеров. М., 1956; он же. Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX в.). М., 1960; Калитина Н. Н. Графика как вид искусства // Искусство и зритель. Л., 1961; Meder J. The mastery of drawing. L., 1978. Vol. 1-2; Leymarie L., Monnter С., Rose В. History of an art: drawing. L., 1979; Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985; Rawson Р. Drawing. 2nd ed. L., 1987.

А. М. Муратов.