Исторический жанр

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр  включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Значимость запечатлённого события позволяет разграничивать собственно исторический жанр  и произведения на исторические темы, близкие бытовому жанру.

Основные виды произведений исторического жанра - исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Исторический  жанр  часто переплетается с другими жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). Особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр - в тех случаях, когда раскрывается исторический смысл военных событий. Изображаемые реальные исторические события насыщались мифологическими, библейскими, аллегорическими персонажами, получали легендарное истолкование. Эволюция исторического жанра обусловлена не только сменой художественных стилей, но и развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных, национальных и государственных конфликтов, возникновением новых общественных движений.

Реклама

Исторический жанрИстоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др.) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. К произведениям исторического жанра можно отнести священные изображения, связанные с культом предков, размещённые в святилищах - гробницах и храмах. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п.), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п.). В Древней Греции представления об исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа «Тираноубийцы» работы Крития и Несиота, 477-476 годы до нашей эры; смотри иллюстрации к статье Греция Древняя). С распадом мифологического мировоззрения и формированием искусства портрета стало возможным и изображение недавнего исторического события с реальными героями (картина греческого живописца Филоксена из Эретрии со сценой битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе, 4-3 века до нашей эры; известна по римской мозаичной копии 2 века до нашей эры, Национальный археологический музей, Неаполь). Идеи могущества государства и культ императоров нашли выражение в древнеримских исторических рельефах со сценами военных триумфов (рельефы арки Тита в Риме, 81 год нашей эры) и в документально-повествовательных фризах с эпизодами военных походов (колонна Траяна в Риме, 111-114). В средневековой Европе исторические сюжеты широко представлены в миниатюрах хроник и кодексов, мозаиках и витражах, в произведениях декоративно-прикладного искусства (эпизоды нормандского завоевания Англии 1066, запечатлённые на так называемом Ковре из Байё, около 1080, Музей королевы Матильды, Байё; смотри иллюстрация к ст. Байё).

Изображения историко-батального и историко-бытового характера часто встречаются в древнем и средневековом искусстве Азии. В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163; свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 век, и др.). Историко-бытовые сюжеты появляются с 11-12 века в японской живописи, с 15-16 века в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16-17 века), Средней Азии и др. Черты исторической действительности отражаются преимущественно в мифологической форме в средневековых росписях и рельефах Индии, стран Юго-Восточной Азии.

Исторический жанрСобственно исторического жанра начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Культура гуманизма, пробуждение интереса к историческим знаниям способствовали укреплению представления об эпизодах Священного Писания как фактах общечеловеческой истории. «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др.) авторов. Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». Создавались и изображения на темы актуальных современных событий, служившие уже в 14 веке средством пропаганды новых общественных идей. В 15 - начале 16 века выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П. Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др.); нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты. А. Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к событиям античной истории как к героическому идеалу, образцу для современности. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело). В работах мастеров Позднего Возрождения находят место подробное, документально точное отражение современного быта (П. Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий (Я. Тинторетто). Известны и анонимные картины 16 века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др.). В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж); в живописи П. Брейгеля Старшего. К античной теме обращался А. Альтдорфер.

Исторический жанрВ 17-18 веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр  на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип торжественной, идеально-обобщённой по построению многофигурной исторической картины. Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 века (Доменикино и др.), в картинах С. Розы. Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в облике античных полководцев (Ш. Лебрен и П. Миньяр). Однако важнейшие искания, наметившие будущие пути исторического жанра, связаны с творчеством крупнейших художников 17 века - Н. Пуссена, Д. Веласкеса, П. П. Рубенса, Рембрандта. В скульптуре 17-18 веков историческая тематика была представлена рельефами П. Пюже, памятниками и надгробиями с портретными и аллегорическими фигурами (Ф. Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль).

Исторический жанрДля искусства 18 века в Италии характерны эффектные монументально-декоративные решения исторических тем (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Поступки древних и современных героев воспринимаются как образцы высокой общественной морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требование натуральности, исторической точности деталей. Получает широкое развитие жанр исторического портрета (скульптура Ж. А. Гудона во Франции, живопись Дж. Рейнолдса в Великобритании и др.). Накануне Французской революции 18 века мужественно-строгие картины крупнейшего мастера классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга; в годы революции он в героически-приподнятых образах представил её реальные события. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро).

События современной истории нашли отражение в историческом жанре в начале 19 века; коронационные торжества во Франции (картины Ж. Л. Давида), драматизм революционных битв и сопротивление народов наполеоновской агрессии и др. (живопись и графика Ф. Гойи). В историческом жанре проявилось свойственное романтизму осознание равнозначности истории и современности. Французские романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили исторический жанр  эмоциональным восприятием исторических и современных общественных конфликтов. В композициях Ф. Рюда и О. Домье на темы революционных событий жизненно выразительны и аллегорические фигуры, и типические образы народных героев.

С подъёмом национально-освободительного движения в середине 19 века связано развитие исторического жанра в Бельгии (Г. Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э. Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (П. Михаловский), Румынии (К. Д. Розенталь). В Германии к сюжетам национальной истории обращались Ю. Шнорр фон Каросфельд, П. фон Корнелиус, К. Ф. Лессинг, В. фон Каульбах; сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы, свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом искали назарейцы. Исторический  жанр  позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др.). В Великобритании популярностью пользовались картины на исторические темы Л. Альма-Тадемы и прерафаэлитов.

Исторический жанрВместе с тем в середине 19 века обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. Мейссонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). Новый тип исторической картины создал А.фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Во 2-й половине 19 века идеи национального возрождения воплощались в произведениях исторического жанра в Польше (Я. Матейко), Чехии (М. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М. Мункачи).

К концу 19 века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889). Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). В скульптуре начала 20 века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др.). «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм).

Исторический жанрСоциальные движения 20 века нашли отражение в историко-революционной живописи, скульптуре, графике разных стран мира (К. Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии). Многие художники 20 века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, Х. Грундига; фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Х. К. Ороско). Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона). Большую роль исторического жанра играл в искусстве нацистской Германии и фашистской Италии. В середине - 2-й половины 20 века античную тему переосмысливают в живописи М. Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). Среди других мастеров исторического жанра - Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж. Андреевич-Кун (Сербия).

Исторический жанрВ России основой развития исторического жанра, его предысторией стали иконопись и средневековая храмовая монументальная живопись, основным содержанием которых были сюжеты Священного Писания и Священного Предания. В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах [«Чудо от иконы "Знамение"» («Битва новгородцев с суздальцами»), 1460-е годы; «Церковь воинствующая», после 1552], миниатюрах [Радзивилловская летопись, конец 15 века; Лицевой летописный свод, 2-я половина 16 века; житийные циклы (в том числе Сергия Радонежского)] и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547-1552, не сохранились). Собственно исторический жанр  начал развиваться в 1-й половине - середине 18 века с появлением светского искусства и исторической науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии К. Б. Растрелли; мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), картины на евангельские (Г. И. Козлов) и античные (М. И. Пучинов) сюжеты.

Исторический  жанр  в русском искусстве 2-й половины 18 века связан с просветительскими идеалами и классицизмом, пропагандистом которого выступала петербургская Академия Художеств. Ведущую роль играли крупная по размерам тематическая картина (Й. А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф. Ф. Щедрин), в том числе портретная (М. И. Козловский), посвящённые не только античной, но и национальной истории. Отечественная война 1812 года привлекла внимание художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева). События 1812 года непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814-36), косвенно - в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804-18).

Исторический жанрВ 19 веке новый этап в развитии русского исторического жанра начался с возникновением романтизма, влияние которого проявилось в исторической живописи Ф. А. Бруни, П. В. Басина, Н. П. Ломтева и др. К. П. Брюллов внёс в русскую историческую живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830-33). А. А. Иванов также сыграл большую роль в развитии русского исторического жанра, стремясь представить в своих произведениях эпизоды Священной истории как главные события истории человечества.

В 1860-х годах рост революционно-демократического движения и развитие исторической науки обусловили подъём русского исторического жанра. В нём сочетались мелодраматические картины (К. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения древнерусского быта (К. Е. Маковский, Г. С. Седов, А. Д. Литовченко) и парадные, внешне эффектные салонно-академические композиции на античные сюжеты (Г. И. Семирадский, В. С. Смирнов). Но главный путь русского исторического жанра был связан с реализмом; он определялся интересом художников к отечественной истории, её драматическим социальным противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс. Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 века, живописцы-передвижники (Н. Н. Ге, Н. В. Неврев, А. Д. Кившенко, И. М. Прянишников, В. И. Якоби, Г. Г. Мясоедов, латвийский художник К. Т. Гун и др.) и близкий к ним скульптор М. М. Антокольский утвердили в своём творчестве убедительность и достоверность образов исторических персонажей. Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы в изображении исторических характеров и народных масс достигли живописцы И. Е. Репин, В. И. Суриков; тема войны составляет главное содержание творчества В. В. Верещагина.

Исторический жанрНа рубеже 19-20 веков художники символизма видели в истории, прежде всего воплощение вечных тайн бытия, души народа, его надежд и верований (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). В искусстве начала 20 века обостряется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии, лирических и гротескных образов (А. М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» - А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст; скульптор С. Т. Конёнков). С начала 20 века переживала расцвет русская панорамная (смотри Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895-1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др.

Важное место в отечественном искусстве после 1917 года заняла историко-революционная тематика, нередко в символико-аллегорическом воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами». Зачинателями такого типа советской исторической картины выступили деятели АХРР, и прежде всего И. И. Бродский. Героический путь Красной Армии в годы Гражданской войны запечатлел М. Б. Греков. Значительные произведения в этом жанре создали также Г. К. Савицкий, В. С. Сварог, Г. Н. Горелов, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, П. М. Шухмин, украинский художник Ф. Г. Кричевский; в скульптуре - Н. А. Андреев, И. Д. Шадр, А. Т. Матвеев и др. Во время Великой Отечественной войны российские художники работали над многочисленными произведениями, отражающими борьбу народа против фашизма, героическое прошлое России (А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Д. А. Шмаринов, Кукрыниксы, А. П. Бубнов, М. И. Авилов, Н. П. Ульянов, мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др.).

В послевоенный период большую популярность приобретают жанры исторического портрета и исторической композиции, посвящённые жизни великих исторических деятелей. К историческому жанру обращаются Ю. Н. Тулин, М. А. Савицкий, Н. В. Томский, Е. В. Вучетич, В. А. Фаворский, Е. А. Кибрик и др. В 1960-70-х годах делались попытки обновить исторический жанр  романтикой образов (Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). Героические и трагические образы отечественной истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др.), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др. С 1980-90-х годов темы и образы отечественной истории получают ироническое истолкование в произведениях художников соцарта и постмодернизма. В конце 20 века источниками сюжетов исторического жанра вновь становятся Священное Предание, античная мифология.

Лит.: Brieger L. Die deutsche Geschichtsmalerei des 19. Jahrhunderts. В., 1930; Русская историческая живопись. До октября 1917 г. [Альбом]. М., 1962; Зименко В. М. Советская историческая живопись. [М., 1970]; Верещагина А. Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XX в. Л., 1973; она же. Историческая картина в русском искусстве: Шестидесятые годы XIX в. М., 1990; Locquin J. La peinture d’histoire en France de 1747 à 1785. Р., 1978; Ракова М. М. Русская историческая живопись середины XIX в. М., 1979; Кузнецова Э. В. Исторический и батальный жанр. М., 1982.