Израильтяне

ИЗРАИЛЬТЯНЕ,

1) население Государства Израиль.

2) Население древнего Израильского царства.

3) Евреи Израиля (самоназвание - исраэлим). Численность 5,4 миллионов человек (2007, оценка). Говорят в основном на иврите, распространены также английский, русский языки (на русском языке ведётся теле- и радиовещание, издаётся пресса, литература), идиш, сефардский и другие еврейские языки. Верующие - иудеи, есть небольшое количество караимов и самаритян.

Присутствие евреев в Палестине (ишув, йишув) не прерывалось с древности. Возвращение на покинутую родину («шиват Цийон» - возвращение в Сион) - одна из базовых идей иудаизма. В Иерусалиме, Тиверии, Цфате и Хевроне сложился так называемый старый ишув из религиозных евреев, насчитывавших к началу 20 века около 25 тысяч человек. Во 2-й половине 19 века зарождается светское движение сионизма, поставившее целью осуществить переселение (алия - восхождение) евреев на историческую родину и создание там еврейского государства. Первые волны алии («с первой по пятую алию») с конца 19 века - до начала 2-й мировой войны включали поселенцев преимущественно из бывшей Российской империи, в том числе из Польши, Литвы, Белоруссии, Украины и Молдавии. В 1930-х годах в алию вошли также беженцы из Германии и оккупированных ею или союзных с нацистами европейских стран (Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Италии, Австрии и др.). В небольшом количестве в подмандатную Палестину приезжали и сефарды из стран мусульманского Востока, в частности из Йемена. После окончания 2-й мировой войны в Палестину устремились европейские евреи, уцелевшие после холокоста. Британские власти Палестины препятствовали их въезду в страну, поэтому еврейская иммиграция до 1948 года носила преимущественно нелегальный характер (так называемый алия-бет). К моменту создания Государства Израиль в мае 1948 еврейское население страны достигло свыше 700 тысяч человек. Одним из основном принципов нового государства стала свобода алии, нашедшая своё выражение в Законе о возвращении 1950. С 1950-х годов начинается алия из мусульманских стран (Марокко, Ирак, Йемен и др.), после 1967 - из СССР, с 1980-х годов - из Эфиопии (фалаша).

Реклама

Израильтяне

По происхождению 49% израильтян являются потомками ашкеназов, 51% - потомками сефардов и  восточных групп евреев. Наиболее крупные общности иммигрантов в Израиле (чьи отцы родились за пределами Израиля): североафриканские евреи (марокаим; 1,2 миллиона человек), советские евреи (русим; свыше 1 миллиона человек), иракские евреи (ираким, или бавлим; 400 тысяч человек), иранские евреи (парсим; 230 тысяч человек), восточно-средиземноморские сефарды (сфарадим теорим; 200 тысяч человек), йеменские евреи (тейманим; 220 тысяч человек), курдистанские евреи (курдим; 140 тысяч человек), эфиопские евреи (этьопим, или бета-исраэль; 100 тысяч человек), бухарские евреи (бухарим; 90 тысяч человек), грузинские евреи (грузиним; 80 тысяч человек), горские евреи (кавказим; 80 тысяч человек), индийские евреи (бене-исраэль, или одим; 50 тысяч человек). Различия между этими группами быстро вытесняются общеизраильской культурной моделью. Свыше 1,6 миллионов израильтян - сабры (цабарим, буквально - кактусы, колючие снаружи и сладкие внутри), чьи предки (более трёх поколений) жили в стране. Многие из них - потомки смешанных браков между представителями разных еврейских этнических групп.

Примерно 45% израильтян считают себя секулярными евреями (не соблюдающими нормы иудаизма), 35% - иудеи-традиционалисты, преимущественно выходцы из  восточных общин, 20% - религиозные иудаисты разных толков. Основные течения внутри ортодоксального иудаизма - ультраортодоксы (харедим) и приверженцы Мизрахи, движения религиозного сионизма, в быту называемые кипот сругот (вязаные кипы). Приверженцы неортодоксального иудаизма менее многочисленны и не признаются государством как равноправные с ортодоксией религиозной деноминации.

Бытовая, социальная и профессиональная культура израильтян во многом отлична от культуры еврейских общин диаспоры. Сельскохозяйственная и индустриальная коммуна (кибуц), несмотря на незначительную долю в современном производстве, по-прежнему считается специфически израильской формой общежития. Сложилась специфическая кольцевая планировка городских и сельских поселений в форме террас. Крыши сельских домов преимущественно двускатные, крытые черепицей, в отличие от арабских домов с плоскими крышами. Деревни израильтян строятся на вершинах холмов и возвышенностях, в то время как арабские сельские поселения, как правило, располагаются в вади (руслах пересыхающих рек). В женской одежде распространены длинные юбки, у харедим - высокие башмаки, шляпы, часто с кружевной отделкой; мужчины носят кипы, харедим - чёрные длиннополые сюртуки, шляпы и меховые шапки, молитвенные шали (талит) с белыми кистями, спускающимися ниже пояса (цицит), белые чулки. В пище израильтян преобладают блюда ближневосточной кухни: обжаренные гороховые тефтели (фалафель), маринованные овощи, шашлыки, кебабы, жареные птичьи потроха (меорав), свежие овощи и фрукты, свежевыжатые соки и др.

Традиционная музыкальная культура складывается из нескольких стилистических слоёв: хасидская музыка (сохранила черты музыки древних евреев), музыка западноевропейской традиции (завезена выходцами из Европы, Америки, России, стран бывшего СССР), музыка  восточной традиции - репатриантов из арабских стран, музыка евреев Марокко и Эфиопии. Роль фольклора выполняют музыкальные произведения, возникшие в диаспоре (песни на идише и ладино, танцы, народные музыкальные представления - пуримшпил и др.), а также популярные песни других народов («Марсельеза», «Катюша» и др.) с ивритскими текстами, не связанными по содержанию с текстами оригиналов (например, в основе гимна Израиля «Надежда» лежит румынская народная песня). В 1930-х годах возникли так называемые календарные песни (авторские), связанные с религиозными и национальными праздниками.

Лит.: Abramov Z. S. Perpetual dilemma. Jewish religion in the Jewish state. Rutherford, 1976; Крюков А. А. Израиль сегодня. Страноведческий словарь-справочник. М., 2000; Лакер В. История сионизма. М., 2000; Ханин 3. «Русские» и власть в современном Израиле. М., 2004; Звягельская И. Д., Карасова Т. А., Федорченко А. В. Государство Израиль. М., 2005.

М. А.Членов; М. Райс (музыкальная культура).