Кабарда

КАБАРДА, социально-политическое образование кабардинцев, охватывавшее равнинные и предгорные территории, прилегающие к северному склону центральной части Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа. В русских и иностранных источниках 16-17 века именуется Кабардинской землёй, Кабардинской Черкасской землёй, Кабардинским княжеством, Пятигорским государством, Пятигорскими черкасами и т.д. В фольклорной традиции образование Кабарды связывалось с разделением Черкесии в 1-й половине 15 века на уделы сыновьями легендарного объединителя адыгских земель Инала после его смерти. По оценке исследователей, Кабарда образовалась в 1-й половине 15 века в результате продвижения из Прикубанья на юго-восток одного из субэтнических подразделений адыгов. Слово «Кабарда» в источниках обозначало территорию, а не населявших её жителей, которые по-прежнему называли себя адыге и сохраняли тесные связи с остальными адыгами (черкесами).

В период максимального расширения Кабарды в 16-17 веках её правители претендовали на военно-политический контроль и сюзеренитет над землями от реки Кума до её впадения в Соляные озёра на западе и вплоть до устья Терека на востоке. На юге земли Кабарды примыкали к Главному, или Водораздельному, хребту. Северные границы Кабарды в степном Предкавказье были наиболее подвижными и определялись в 16-17 веках соотношением сил Кабарды, Ногайской Орды и калмыков, а со 2-й половины 18 века - продвижением российских войск на Кавказе и перемещением вайнахского и осетинского населения с гор в предгорья и на равнину. Население Кабарды к середине 18 века составляло (по приблизительным оценкам) 350 тысяч человек, к началу 1830-х годов в результате военных операций российских войск, ухода значительных групп населения за реку Кубань и эпидемии чумы значительно сократилось и насчитывало около 30 тысяч человек.

Реклама

На основе комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и связанного с ним подвижно-оседлого образа жизни в Кабарде сложился общественный строй феодального типа, не претерпевший существенных изменений до конца 18 века. Постоянная внешняя угроза и внутренние усобицы привели к «военизации» практически всех слоёв кабардинского общества. На вершине феодальной лестницы стояли князья (пши), возводившие свои роды к единому родоначальнику - Иналу. Приблизительно до начала 16 века Кабарда находилась под властью одного князя. В наступивший затем период феодальной раздробленности оформились 4 княжеских удела: собственно Къэбардей во главе с князем Бесланом Джанхотовым, Идарей, Талъостаней и Джылахъстаней, возглавляемые соответственно князьями Идаром, Талъостаном и Джылахъстаном. На рубеже 17 века в самостоятельное политическое образование выделилась Малая Кабарда, включившая княжеские уделы двух ветвей рода Клехстана - Мударовых и Ахловых - и удел рода Талъостана. Несмотря на раздробленность, сохранялись осуществлявшие номинальный контроль над всей Кабардой политические институты: верховный князь (пщышхуэ, пщыуалий), сословно-представительское собрание (хасэ) и высшая судебная инстанция (хей). Верховного кабардинского князя избирали пожизненно на совете всей кабардинской земли с соблюдением очерёдности между отдельными княжескими линиями. Верховный князь возглавлял исполнительную власть, председательствовал на хасэ и в верховном суде, осуществлял надзор за выполнением их решений, пресекал нарушения, организовывал взимание пошлины и налогов, являлся главнокомандующим объединёнными вооруженными силами. В случае смерти верховного князя его преемником, как правило, избирался следующий по старшинству брат, а если в рамках данного княжеского рода не оказывалось претендентов на великокняжескую власть, то Большая хасэ проводила выборы среди кандидатов из другого княжеского дома Иналовичей. Между претендентами на великое княжение часто разворачивалась ожесточённая борьба, нередко они обращались за поддержкой к другим государствам.

Многочисленное адыгское дворянство (уорк) делилось на потомственное (тлекотлеши и дижинуго) - «великих» княжеских вассалов - и служилое (беслан-уорки, уорк-шаотлугусы и пшикеу). Первая группа дворян в европейских документах часто обозначалась как «благородные», в русских - как «именитые». Они, как и князья, могли поступать на службу к турецкому султану, крымскому хану или русскому царю. Беслан-уорки и пшикеу были обязаны служить своим князьям, за что получали «дворянское дарение» (уорктын), состоявшее из крепостных крестьян, скота, ценного оружия и пр. На таких же основаниях строились отношения между уорк-шаотлугусами и их сеньорами - тлекотлешами и дижинуго. Обычное право гарантировало любому уорку возможность разрыва вассальных отношений со своим сюзереном, что, однако, случалось редко, так как выработанный веками кодекс (уэркъ хабзэ) осуждал подобный разрыв.

Основное производительное население Кабарды - крестьяне (макумашищэ, буквально - возделыватели сена и проса); по мере их закрепощения они превратились в пщитл («княжеский мужчина»), которые по правовому статусу разделялись на категории: огов (оброчных), лагуноутов («дворовых»), унаутов (домашних рабов, или «безобрядных» холопов) и позднее - азатов (вольноотпущенников).

Первоначально среди населения Кабарды было распространено язычество. В условиях интенсивного натиска Крымского ханства с конца 15 века в Кабарду проник ислам. После обращения в мусульманство аристократии Кабарды среди остального населения вплоть до конца 17 века продолжало преобладать язычество. Ислам утвердился во всех слоях общества Кабарды в последней четверти 18 века.

Международный статус Кабарды определялся тем, что вокруг Северного Кавказа с 16 века складывался силовой треугольник, который составляли Османская империя (с её вассалом Крымским ханством), Персия и Русское государство. До конца 17 века доминирующим было персидско-турецкое соперничество. К середине 16 века давление на адыгские народы со стороны крымских ханов и турецких султанов переросло в крупномасштабное наступление. В этой обстановке произошло сближение Кабарды с Русским государством в связи с их противостоянием как Крымскому ханству, так и Ногайской Орде. Летом 1557 года в Москву прибыло кабардинское посольство во главе с Канклычем Кануковым с просьбой о помощи в противостоянии внешним врагам. Договор Кабарды с Русским государством 1557 носил союзнический характер, вместе с тем установившиеся между ними отношения были защитно-покровительственными, базировавшимися на признании взаимных прав и обязанностей (Кабарда «служит», но служит, будучи «в обороне», а Русское государство её «обороняет»; в противном случае договор может быть расторгнут). В 1561 году русский царь Иван IV Васильевич Грозный закрепил политические взаимоотношения с Кабардой женитьбой на дочери князя Темрюка Идаровича Марии Темрюковне. Прорусская позиция отражала политические интересы не всей правящей кабардинской элиты: большой группе знати во главе с князем Темрюком Идаровичем противостояла группировка во главе с князем Пшеапшоко Кайтукиным, ориентировавшаяся на Крымское ханство. Определённая часть кабардинской знати, по всей вероятности, проявляла готовность к политическому маневрированию между Москвой и Бахчисараем, стремясь использовать ситуацию для сохранения суверенитета Кабарды. Взаимоотношения Кабарды с Русским государством оформлялись присягами (шертями). Со 2-й половины 16 века русский царь именовался «государем кабардинских горских черкасских князей...», однако Кабарда не была включена в большой царский титул. С 1580-х годов кабардинцы причислялись к статусу «новоприбылых», но русские власти не рассматривали их как часть подвластного населения. Русский царь и правящая знать Кабарды поддерживали официальные взаимоотношения друг с другом главным образом на дипломатическом уровне. В процессе сближения адыгских народов с Русским государством важную роль сыграла деятельность князей Черкасских, которые начиная с 1550-1560-х годов, в ранге служилых князей входили в состав правящей элиты Русского государства.

В период правления Петра I российская политика по отношению к Кабарде носила двойственный характер. С одной стороны, российское правительство давало обещания принять её в состав России на правах автономного княжества, с другой - брало обязательство перед Османской империей и Крымским ханством не вмешиваться в дела Кабарды и не искать с ней союза. Специальная статья Белградского мира 1739 впервые в истории русско-турецких отношений затрагивала вопрос о Кабарде, которая была провозглашена «вольной» и должна была служить «барьером» между двумя империями. В период правления императрицы Екатерины II в связи с началом военной колонизации Северного Кавказа с 1760-х годов на землях кабардинцев строились кордонные линии, военные укрепления и крепости. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира 1774 Кабарда была признана Османской империей составной частью Российской империи. После этого проведены мероприятия, направленные на прямое подчинение местного населения контролю российской военной администрации на Кавказской линии. В ответ в Кабарде развернулись выступления 1798, 1804, 1810 и 1822. Широкий по социальному охвату характер приняло шариатское движение 1804-07, выдвинувшее в противовес традиционному укладу и российскому судебно-административному порядку идею общественного переустройства на основе социально-правовых принципов ислама. Выступления были подавлены российскими войсками. Процесс включения Кабарды в состав Российской империи завершился в 1822 году военной экспедицией, возглавляемой командиром Отдельного Кавказского корпуса генерала от инфантерии А. П. Ермоловым, переносом передовой кордонной линии к подошве Главного, или Водораздельного, хребта и учреждением Временного Кабардинского суда.

Лит.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Смирнов Н. А. Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях XVI-XVIII вв. Нальчик, 1948; Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. М., 1957. Т. 1-2; Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI - 30-е годы XVII в. М., 1963; Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). М., 1967; Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974; Мальбахов Б. К., Дзамихов К. Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством (середина XVI-конец XVIII в.). Нальчик, 1996; Мальбахов Б. К. Кабарда в период от Петра I до Ермолова (1722-1825). Нальчик, 1998; он же. Кабарда на этапах политической истории (середина XVI - первая четверть XIX в.). М., 2002; Дзамихов К. Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е - начало 1770-х годов). Нальчик, 2001; он же. Кабарда и Россия в политической истории Кавказа XVI-XVII вв. Нальчик, 2007.

К. Ф. Дзамихов.