Каббала

КАББАЛА (еврейский Каббала  буквально - получение, предание), в иудаизме эзотерическая традиция с выраженными элементами мистики, теософии, теургии и магии. Для каббалы характерны созерцание, размышление, молитва, стремление постигнуть скрытый, «истинный» смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и процессов, происходящих в Божественном мире. Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Священного Писания, не входящих в Пятикнижие, а в эпоху после создания Талмуда (5 век нашей эры) - Устного Закона. Лишь с 12 века «каббалой» стали именовать тайное учение (еврейский - торат асод), имеющее преемственную связь с более ранней еврейской мистикой.

Одним из источников каббалы является ранняя еврейская мистическая литература, сложившаяся в 1-3 веках нашей эры в Стране Израиля и Вавилонии на основе интерпретаций 1-й главной книги Бытие - маасе брешит («дело Творения») и 1-й главной Книги пророка Иезекииля - маасе меркава («дело Колесницы»), или сифрут аэхалот («литература чертогов»). Центральная тема «литературы чертогов» - образы Бога, восседающего на небесном престоле, в видениях мистиков. Каббала унаследовала специфическую терминологию этой литературы. Другим важнейшим источником каббалы считается небольшое псевдоэпиграфическое произведение «Сэфер йецира» («Книга Творения»; написана между 2 и 6 веками), относящееся к литературе «дела Творения». Главная тема этого текста - описание процесса сотворения мира посредством 32 элементов мироздания: 22 букв ивритского алфавита и 10 первочисел (сфирот). Понятие «сфира» (единственное число от «сфирот») стало впоследствии одним из основных понятий каббалы, наделившей его новым смыслом: 10 сфирот приобрели значение ипостасей сокровенного Бога, каждая из которых наделена специфическими качествами.

Реклама

Формированию каббалы предшествовало появление в 12 веке на севере Франции и юге Германии еврейского эзотерического учения Хасидей Ашкеназ (немецкий хасидизм). Немецкие хасиды проповедовали аскетизм, равнодушие к земным благам и смирение, подчёркивали значение особой душевной настроенности в молитве (кавана). В созерцаемом ими тайном образе херувимов и восседающей на них Славы Божией усматривалось проявление скрытого, трансцендентного Божества. Хасидей Ашкеназ повлияло на создание так называемой практической каббалы и экстатического направления в еврейской мистике. На формирование каббалы оказали влияние гностицизм и неоплатонизм. Так, параллели с гностическими учениями обнаруживает мистика Божественной колесницы, а также определённый дуализм в представлении о Божестве и понимание зла как самостоятельной сущности, образующей мир, который является отрицательным отражением Божественного мира. Неоплатоническая идея эманации приобрела в каббале форму учения о происхождении ряда Божественных сущностей - 10 сфирот - из бесконечной неограниченной Божественной субстанции (эйн-соф). Однако если неоплатоническая эманация является непроизвольным процессом, то, согласно каббале, в ней присутствует волевое действие Бога.

Первым сочинением, содержащим отчётливо выраженные каббалистические элементы, считается «Сэфер абаир» («Книга блеска»), которая была составлена из более древнего материала не ранее 12 века. Это псевдоэпиграфическое произведение, приписываемое автору 2-й половины 1 века, состоит из небольших комментариев к Пятикнижию, сопровождаемых притчами, а также отрывков из книги «Сэфер йецира» и мидрашей. В «Сэфер абаир» описываются 10 Божественных изречений, которыми был сотворён мир. Первым каббалистом (в собственном смысле слова), повлиявшим на дальнейшее развитие этой традиции, считается Ицхак Слепой (1165?-1235) из Нарбоны (Южная Франция), перу которого принадлежит каббалистический комментарий к «Сэфер йецира». Он и каббалисты его круга говорят о каббале в целом и о системе сфирот в частности не как о чём-то новом, требующем определения, а как о чём-то известном изначально. В то же время в Провансе (Юго-Восточная Франция) появилась группа каббалистических сочинений, самым значительным из которых является «Сэфер аийун» («Книга созерцания»). Важнейшими для этого круга текстов были идеи предвечной тьмы (бесконечного эйн-соф) и эманации света, Божественного имени, а также лингвистическая концепция сотворения мира и мистика молитвы.

В начале 13 века из Южной Франции каббала проникла в Каталонию (тогда христианскую часть Испании). В 1230-60-е годы в Жероне существовала школа каббалы, видным представителем которой был Азриэль из Жероны. Ему принадлежат многочисленные сочинения, в том числе о 10 сфирот и талмудических легендах. С этой школой связано также имя крупнейшего испанского раввина и каббалиста Нахманида. В Жероне, вероятно, была написана «Сэфер атмуна» («Книга образа») - анонимное сочинение, посвящённое сотворению и структуре мира. Согласно этой книге, мировой процесс аналогичен земледельческому процессу в Древнем Израиле: как в земледелии через каждые 7 лет наступает новый цикл, а через каждые 49 лет - юбилейный год, так и мир создаётся заново каждые 7 тысяч лет, причём каждый раз под влиянием одной из семи нижних сфирот, а по прошествии 49 тысяч лет наступает юбилейное тысячелетие, когда всё сущее исчезает, а нижние сфирот возвращаются к своему источнику - третьей сфире бина (разум).

В середине 13 века в Кастилии в учении каббалы возникло гностическое направление так называемого левого столпа (братья Яаков и Ицхак Коэны), согласно которому существует система эманаций зла, по своей структуре аналогичная Божественным эманациям. Эта группа каббалистов особое внимание уделяла демонологии; в их учении впервые появились сексуальные мотивы, впоследствии занявшие в каббале важное место. В 1250-60-е годы в Испании возникла школа экстатической, или пророческой, каббалы. Сторонники этого направления стремились достигнуть религиозного экстаза и состояния пророчества путём углублённого изучения, повторения и комбинирования букв имён Бога. Главным представителем этой школы был А. Абулафия, произведения которого отвергались многими каббалистами, видевшими в них угрозу традиционной молитве. Особое направление представлено Ицхаком бен Авраамом Ибн Латифом (1210-80), пытавшимся синтезировать идеи каббалы и философию, которые, по его мнению, обретают смысл лишь в единой системе.

Конец 13 - начало 14 века являются расцветом каббалы: в это время было написано наиболее важное каббалистическое сочинение «Сэфер азогар» («Книга сияния»), ставшее для каббалистов одной из священных книг наряду с Танахом и Талмудом. Традиционно автором «Зогара» считается раввин Бар Йохай Шимон (2 век), однако в подлинности его авторства возникло сомнение уже вскоре после появления книги. Долгое время автором основной части «Зогара» признавался кастильский каббалист Моше де Леон (умер в 1305). Современные исследователи видят в книге результат работы четырёх поколений авторов, создававших её в 1270-1310-х годах и использовавших при этом более ранние тексты. С литературной точки зрения «Зогар» представляет собрание мидрашей, чаще всего каббалистического характера, объединённых общей фабулой: герои «Зогара» - Бар Йохай Шимон, его сын Элазар и его ученики - странствуют по Стране Израиля. Во время этих странствий они сами, а также встречающиеся на их пути персонажи рассказывают мидраши каббалистического содержания о познании тайн Божества. Согласно «Зогару», библейское повествование нельзя понимать ни буквально, ни аллегорически - оно есть не что иное, как символическое описание процессов, происходящих в мире сфирот.

Основным тезисом «Зогара», как и всей каббалы, является положение, что материальный мир - это лишь видимый аспект высшей, духовной, незримой реальности, одновременно символ и часть этой реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвящённым в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем. Главным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одна из основных идей каббалы - способность высшего и низшего миров влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Поэтому человек является активным сотрудником Бога, соучастником творения. Руководством человеку в этом сотрудничестве служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Священного Писания. Человеческий ум не может проникнуть в глубочайшую тайну трансцендентного Божества, но может постичь «облачения» (лэвушим) Божества - Его проявления в качестве живого Бога религии в бытии, творении и откровении. Эти «облачения», по существу, являются эманациями Божества, проявлениями Его сокровенной сущности и одновременно «каналами» (цинорот), по которым Божественное влияние проникает во все миры и действует в них. Стоящее выше всякого определения Божество обретает определённость в 10 сфирот, репрезентирующих Его атрибуты. Совокупность сфирот образует космическое тело первочеловека (адам кадмон), в котором заключены все потенции мирового бытия.

Порядок Божественной эманации, элементы которой обычно называются сфирот, таков: 1) кетер элйон (высший венец Бога); 2) хохма (мудрость), первое реальное проявление эйн-соф, содержащее идеальный план всех миров; 3) бина (разум), то есть Божественный разум, в котором сокровенный прообраз обретает конкретность и форму; 4) хесед (любовь, или милосердие Бога); 5) гвура (сила), или дин (суд), - источник Божиего суда и кары; 6) рахамим (сострадание), или тиферет (красота Бога), - эта сфира является посредником между двумя предыдущими, внося в мир гармонию и согласие; 7) нецах (вечность Бога); 8) ход (величие Бога); 9) йесод (основа всех действующих сил в Боге); 10) малхут (царство Бога) - воспринимающая, «женская» потенция, через которую Божественный поток передаётся низшим мирам. Эта сфира отождествляется в «Зогаре» с Кнесет-Исраэль, мистическим прообразом общины Израиля, или со Шхиной, Божественным присутствием в мире.

Взаимоотношения между сфирот, их разделение и соединение представляют, согласно каббале, тайну внутренней жизни и единства Бога, а также космической гармонии и единства между высшим и низшим мирами. Судьба низшего мира отражает динамику сфирот: мир и добро обусловлены влиянием сфиры хесед, война и голод - сфиры гвура. Но и существование сфирот, в свою очередь, испытывает влияние человеческих поступков: умножение греха ведёт к изгнанию Шхины, с ней в изгнание уходит и народ Израиля; добрые дела - молитва и исполнение заповедей (мицвот) - приближают возвращение Шхины из изгнания.

Органы человеческого тела соответствуют 10 сфирот. Человек должен обеспечить господство высших сфирот над низшими, чтобы достичь общения с Богом. Первоначальная гармония Бога, человека и мира была нарушена грехопадением Адама, которое принесло в мир смерть и зло. После смерти человека его душа, согласно «Зогару», подвергается суду и направляется в ад, рай или же перевоплощается. После появления «Зогара» учение о переселении душ (гилгул) стало одной из основных доктрин каббалы.

Каббалистическое творчество в Испании продолжалось в 14-15 века. Одно из направлений этого периода представлено учениками Шломо Адрета, исследовавшими тайный смысл каббалистических комментариев Нахманида к Торе. Основная тема «Сэфер аплия» («Удивительная книга»; 14 век) - мистический смысл заповедей. К началу 15 века исследования по каббале проникли в Италию, где они носили главным образом компилятивный характер.

После изгнания евреев из Испании (1492) группы каббалистов появились в Стране Израиля (преимущественно в Иерусалиме), в Польше, Малой Азии, Северной Африке и др. В каббале складываются два основных направления: «классическое», развивающее и систематизирующее теории испанской каббалы, и новое, возникшее в Цфате (Верхняя Галилея). Среди представителей цфатской каббалы - М. Кордоверо, Ш. Алкабец, И. Каро, И. Лурия. Учение Кордоверо является единственной в истории каббалы попыткой её демифологизации и подведения под неё философской базы. Одна из основных проблем, которые решал Кордоверо, - диалектика единства и множества, перехода от скрытого Бога к сфирот - сложному, хотя и Божественному, множеству. Учение Кордоверо не получило большого распространения главным образом из-за появления учения Лурии.

В основе лурианской каббалы лежали мотивы космической катастрофы («разбиение сосудов») и необходимости преодоления её последствий («исправление»), которые перекликались с представлениями современников Лурии о судьбе еврейского народа - его изгнании (галут). В лурианской каббале сотворение мира - основная тема каббалы предшествующего времени - уступило место эсхатологической теме восстановления пошатнувшегося порядка мироздания. Человек, исполняя религиозные предписания, становится активным и незаменимым участником процесса восстановления космической гармонии. Таким образом, галут - это не только наказание и испытание, но и миссия, порученная Израилю. Охватывая все стороны жизни, лурианская каббала вышла за рамки чисто спекулятивного учения. Не случайно именно в этот период каббала, являвшаяся до тех пор достоянием элиты, проникла в широкие круги еврейского народа. Лурианская каббала оказала огромное влияние на еврейские мистические учения и движения в последующее время, прежде всего на саббатианство и хасидизм.

Каббалистические центры в Польше прекратили существование с началом 2-й мировой войны. В Северной Африке и Йемене каббала изучалась вплоть до создания Государства Израиль и начала массовой эмиграции евреев из этих стран. Каббалистические школы действуют в современном Израиле.

Наряду с каббалой как спекулятивным учением существует практическая каббала, использующая магические практики с целью воздействия на высшие миры. Это достигается с помощью, прежде всего, сосредоточенного созерцания имён Бога для постижения их тайного смысла, особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов. Практическая каббала упоминается в различных каббалистических текстах, в частности в «Зогаре», хотя существовала задолго до появления каббалистического учения и, вероятно, была известна уже вавилонским гаонам (руководителям школ).

Несмотря на специфически еврейский характер каббалы, её влияние вышло за пределы иудаизма. В 15 век в Европе появилось движение, приверженцы которого утверждали, что истинный, скрытый смысл каббалы не противоречит христианству. Основоположником христианской каббалы был Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты (И. Рейхлин, П. Галатин, Ф. Джорджио и др.) видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. Крупнейшим каббалистом 17 века был протестант К. Кнорр фон Розенрот, составитель латинской антологии каббалистических текстов «Открытая каббала» (1677-84). Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали философы Г. Мор, Я. Бёме, Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Ф. К. Баадер, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, психолог К. Г. Юнг и др.

В 19 веке возникла школа научного изучения каббалы (А. Франк, А. Еллинек, Г. Грец, М. Штейншнейдер), однако современный историко-филологический подход к её исследованию сложился лишь после 1-й мировой войны. Основоположником этого подхода был Г. Шолем (1897-1982), впервые представивший еврейскую мистику в виде целостной традиции и проанализировавший основные её формы на основе изучения сохранившихся источников, прежде всего, рукописных.

Источн.: Раби Шимон: Фрагменты из книги Зогар / Сост. М. А. Кравцов. М., 1994; Сэфер азогар. Иерусалим, 1998-1999. Т. 1-20 (на языке иврит). http://www. Kabbalah.info/ PDF/idx_zohar.htm.

Лит.: Scholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974; idem. Origins of the Kabbalah. Princeton, 1987; Idel М. Kabbalah: new perspectives. New Haven; L., 1988; Каббала // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1988. Т. 4; Liebes Y. Studies in the Zohar. Albany, 1993; Tishby I. The Wisdom of the Zohar. L.; Wash., 1994. Vol. 1-3; Тантлевский И. Книги Еноха. М.; Иерусалим, 2000; Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.; Иерусалим, 2007.