Качества кружки

КАЧЕСТВА КРУЖКИ (группы качества, кружки контроля качества), организационная форма контроля качества продукции на промышленных предприятиях. Возникла в Японии в 1950-е годы как реакция на необходимость структурных сдвигов к массовому наукоёмкому производству и на быстрый рост образовательного уровня рабочей силы. В отличие от американского и европейского опыта достижения «нулевых дефектов» посредством инспектирования и специальных мер материального и морального стимулирования индивидуальных исполнителей («работа с личным клеймом» и др.), японский менеджмент качества был сфокусирован более на предотвращении дефектов, чем на их исправлении, и на увеличении производительности труда путём интеграции ценностных установок рабочих и цеховых мастеров.

Под воздействием идей У. Деминга (статистический контроль качества) и национальных традиций в управлении персоналом («группизм») руководители японских фирм стремились подключить к процессу тотального контроля качества управляющих низового уровня и рабочих, как непосредственно связанных с различными технологическими процессами и обладающих доскональной информацией, необходимой руководителям высшего звена для принятия решений. Качества кружки стали развиваться как небольшие (в среднем по 6-10 человек) группы работников одного уровня иерархии, выполняющих сходные операции. В основу деятельности качества кружков легли принципы: добровольность; непрерывность функционирования; свободный выбор области намечаемых усовершенствований; чёткая ориентация на конкретную проблему и продвижение её решения «снизу вверх»; готовность учиться и сотрудничать с членами других кружков для вовлечения всего персонала предприятия в управление качеством. Собираясь на час примерно 1 раз в неделю (чаще не в рабочее время), качества кружки стали решать в год по 3-4 проблемы, связанные с обеспечением бездефектности продукции, снижением себестоимости, безопасностью труда, совершенствованием работы оборудования. Каждая группа выдвигала своего лидера (обычно мастера) для оптимизации взаимодействия между работниками цехов и руководителями; руководители оказывали формальную поддержку лидерам в форме обучения управлению дискуссиями, ведению записей и т.д.

Реклама

Движение за превращение качества кружков в общенациональное движение с регулярными съездами, организацией семинаров и курсов, активной пропагандой в печати и на видеокассетах возглавил К. Исикава (1915-90) - председатель Химического общества Японии и инициатор создания журнала «Мастер и контроль качества» (1962), позднее председатель японского отделения Международной организации по стандартизации. Для качества кружков был важен набор методик, используемых для обратной связи; особое значение получил графический инструментарий, разработанный Исикавой, - так называемая диаграмма «рыбьего скелета», или каркаса для анализа 4 «М» [материалы, машины, мастера, рабочая сила (английский manpower)], обеспечивавшая всестороннее видение процесса формирования качества и внешних условий его осуществления. К середине 1980-х годов число качества кружков в Японии превысило 1 миллион; было подсчитано, что экономический эффект от их деятельности в 15 раз превышает затраты на обучение. Опыт качества кружков (с разной степенью эффективности) получил распространение более чем в 50 странах мира. Наиболее ощутимые результаты дали качества кружки в автомобильной промышленности Японии; «Toyota Motor» начала практиковать качества кружки одновременно с внедрением канбан-системы и формировать новую модель менеджмента («тойотизм»), основанную на самореализации персонала в ходе повышения своей квалификации и постоянно вносимых улучшений; в 2004 в транснациональных рамках подразделений «Toyota Motor» стартовала деятельность «глобальных кружков качества».

Лит.: Исикава К. Японские методы управления качеством. М., 1988; Кружки качества на японских предприятиях. М., 1990.

Г. Д. Гловели.