Киевская духовная академия

КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (КДА), одно из высших богословских учебных заведений Русской православной церкви. Образована 28.9(10.10).1819 в связи с реорганизацией духовного образования в Российской империи на базе Киевской духовной семинарии (до 1817 Киево-Могилянская академия). В 1819-69 - центр Киевского духовно-учебного округа, в который входило 17 епархий. Первоначально штат состоял из ректора (в сане архимандрита), 6 профессоров и других преподавателей. В 1917 в КДА преподавали 20 профессоров, 16 доцентов, 2 лектора.

Курс обучения длился 4 года. В течение всего времени изучалось Священное Писание, а также классические (латынь, греческий и древнееврейские) и современные (немецкий или французский) языки. Среди предметов, изучаемых в первые два года, были философия, словесность, всеобщая и российская история. На старших курсах читались богословие, церковная история, церковная словесность, география и другие предметы. Ежегодно КДА оканчивали от 30 до 75 человек (в 1823 – 39 человек, в 1867 - 53, в 1884 - 74, в 1889 - 40, в 1905 - 48 человек). Академия готовила в первую очередь преподавателей для духовных семинарий.

Реклама

В 1830-х годах богословие и философию в КДА стали преподавать не на латыни, а на русском языке. Высоким был уровень преподавания догматического богословия [архимандрит (с 1885 епископ) Сильвестр (Малеванский) ввёл исторический подход в его изложении], словесности и гомилетики (Я. К. Амфитеатров, священник Н. С. Гроссу), а также предметов, непосредственно связанных с пастырской деятельностью [архимандрит (с 1858 епископ, с 1867 архиепископ) Антоний (Амфитеатров), В. Ф. Певницкий и др.]. В области литургического богословия трудились М. Н. Скабалланович и А. А. Дмитриевский.

Особая роль принадлежала философской школе КДА. Её основателем считается профессор И. М. Скворцов (1795-1863), который преподавал историю философии, логику, психологию, метафизику и нравственную философию. Его преемником был архимандрит Феофан (Авсенев) - приверженец классического немецкого идеализма, уже в профессорском звании принявший монашеский постриг. Их лучшим учеником считается П. Д. Юркевич. Воспитанниками философской школы КДА были также профессор Санкт-Петербургской духовной академии В. Н. Карпов, известный своими переводами Платона, О. М. Новицкий, который первым начал преподавать историю античной философии на русском языке, С. С. Гогоцкий, М. М. Троицкий.

Основа для развития исторической науки в КДА была заложена митрополитом Евгением (Болховитиновым), поощрявшим среди студентов изучение древностей и учредившим в 1827 году премию за лучшее историческое сочинение. Первым руководителем кафедры церковной истории в 1841-42 был Макарий (Булгаков); в дальнейшем её занимали: И. И. Малышевский, Ф. Г. Лебединцев, Ф. А. Терновский, Н. И. Петров, С. Т. Голубев, Ф. И. Титов. Представители исторической науки КДА особое внимание уделяли изучению истории Киевской митрополии конца 16-18 веков, издав корпус документов по этой теме. Патрологией занимались К. И. Скворцов, К. Д. Попов, С. Л. Епифанович, М. Ф. Оксиюк. В 1872 году при КДА было основано Церковно-историческое и археологическое общество, члены которого принимали участие в изучении и охране христианских памятников в юго-западных губерниях Российской империи. При обществе действовал Церковно-археологический музей - первый публичный музей Киева (с 1880), насчитывавший около 33 тысяч экспонатов, в том числе одну из крупнейших в то время коллекций христианских древностей. Академия уделяла большое внимание церковному пению.

КДА издавала журналы «Воскресное чтение» (1837-1912), «Труды Киевской духовной академии» (1860-1917, возобновлён в 1997). В последнем публиковались богословские, церковно-исторические и канонические исследования, а также выполненные преподавателями академии переводы творений отцов западной Церкви: Иринея Лионского, Тертуллиана, Ипполита Римского, Киприана Карфагенского, блаженного Августина, блаженного Иеронима. С 1907 при КДА действовало Религиозно-философское общество (с 1914 Научно-философское общество), которое с 1916 издавало альманах «Христианская мысль».

В 1920, после окончательного утверждения в Киеве советской власти, КДА была упразднена, однако до конца 1920-х годов на частных квартирах продолжались занятия и даже проводились защиты диссертаций. В 1992 Украинской православной церковью Московского патриархата и так называемой Украинской православной церковью Киевского патриархата независимо друг от друга были образованы учебные заведения под названием КДА. Однако впоследствии это название сохранилось за академией, принадлежащей Украинской православной церкви Московского патриархата, действующей на территории Киево-Печерской лавры.

Ректор КДА одновременно являлся настоятелем Братского Богоявленского монастыря, в котором располагалась академия. Поэтому ректоры всегда были монашествующими (архимандриты или епископы). Среди них: Иннокентий (Борисов) (1830-39), архимандрит Димитрий (Муретов) (1841-50), епископ Антоний (Амфитеатров) (1851-58), архимандрит (с 1874 епископ) Филарет (Филаретов) (1860-77), епископ Михаил (Лузин) (1878-83), архимандрит (с 1885 епископ) Сильвестр (Малеванский) (1883-98), епископ Платон (Рождественский) (1902-07), епископ Василий (Богдашевский) (с 1914 до окончательного упразднения Академии).

Лит.: Аскоченский В. И. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году. СПб., 1863; Малышевский И. И. Историческая записка о состоянии [Киевской духовной] академии в минувшее пятидесятилетие. К., 1869; Голубев С. Т. Несколько страниц из новейшей истории Киевской духовной академии. К., 1907; Петров М. Київська Aкaдeмiя // Записки icтopичнo-фiлoлoгiчнoгo вiддiлy Української Aкaдeмiї Наук. 1919. Кн. 1; Kpaйнiй К. К. Icтopики Києво-Печерськοї лаври XIX - початку XX ст. Київ, 2000; Титов Ф. И. Императорская Киевская духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 годы): историческая записка. К., 2003.

К. К. Крайний.