Киевская культура
КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА (памятники киевского типа, киевская культурно-историческая общность), археологическая культура 3 – начала 5 веков в бассейне верхнего течения Западной Двины, лесном и лесостепном Поднепровье, лесостепной части бассейна Северского Донца. Анклавы киевской культуры известны в лесостепной части бассейнов реки Хопёр и левобережных притоков Волги. Названа по исследованной В. Н. Даниленко в конце 1940-х - начале 1950-х годов группе памятников в окрестностях Киева, но получила признание после разведок и раскопок П. Н. Третьякова и Е. А. Горюнова в бассейне реки Десна в 1960-е годы. Базовые своды памятников киевской культуры, её деление на локальные варианты и 3 хронологических этапа представлены с 1990-х годов в работах Р. В. Терпиловского, А. М. Обломского, Н. С. Абашиной, Н. В. Лопатина, А. Г. Фурасьева, А. А. Хрекова, Д. А. Сташенкова.
В составе киевской культуры выделяют 4 основных локальных варианта (смотри карту): верхнеднепровский (занимает большую часть лесного Поднепровья, с отдельными памятниками до бассейна Западного Буга), среднеднепровский (лесостепное Поднепровье до реки Рось на юге), деснинский (бассейны Десны, нижнего и среднего Сейма), сейминско-донецкий (лесостепная часть востока Днепровского Левобережья и бассейнов верхних Сейма, Северского Донца, Оскола). На окраинах киевской культуры выделяются особые группы: типа Заозерье, Инясево (бассейн реки Хопёр), Сиделькино (Среднее Поволжье). Селища, на севере есть городища. Прямоугольные, углублённые в землю жилища срубной или каркасной конструкции (в лесостепи изредка с глиняной обмазкой), как правило, с очагами; в лесной зоне известны печи из камня, а в лесостепной - так называемые печи-камины (в нишах, вырезанных в материковой глине). Грунтовые могильники; трупосожжения на стороне; немногочисленные кости, обычно перемешанные с остатками погребального костра и обломками сосудов, помещали в круглые или овальные ямки; урны и инвентарь редки. Керамика - горшки, миски, корчаги, диски, миски-плошки, миниатюрные сосуды, пряслица (как правило, биконические), грузила; при изготовлении применялся поворотный столик, есть лощёные сосуды, на раннем этапе - специально ошершавленные («хроповатые»); в основном в лесной зоне (особенно для верхнеднепровского варианта и типа Заозерье) характерна посуда, покрытая расчёсами, нанесёнными фрагментами гребня, и штрихованная. Железные серпы, проушные топоры, наконечники копий и дротиков, шпоры, иглы с ушком и др., каменные зернотёрки, на среднем и позднем этапах - ротационные жернова. Бронзовые и железные фибулы и детали поясных наборов: импортные или имитации центрально-европейских (для среднего и позднего этапа - в основном Черняховские) и местные серии. Широко распространены украшения круга восточноевропейских выемчатых эмалей, в том числе клады. В основе хозяйства - земледелие (подсечное или переложное) и животноводство. Сильны связи с античными городами Северного Причерноморья и Черняховской культурой, оттуда вино и другие продукты в амфорах, посуда, фибулы, гребни поступали в Среднее Поднепровье и на Днепровское Левобережье, по всей киевской культуре - бусы, римские монеты и др.
Реклама
Киевская культура сформировалась на рубеже 2-3 веков в результате миграций, приведших к сложной перегруппировке позднезарубинецких племён (смотри в статье Зарубинецкая культура) при некотором участии носителей пшеворской культуры в лесостепной зоне и штрихованной керамики культуры - в лесном Поднепровье и Подесенье. Роль компонентов в локальных вариантах различна, она продолжает быть предметом дискуссии. Со 2-й половины 3 века среднеднепровские группы ассимилируются или вытесняются носителями черняховской культуры, которые тесно взаимодействуют с сейминско-донецкими группами киевской культуры (с деснинскими же наблюдается конфронтация); на этих основах формируется «киевский компонент» черняховской культуры. На базе традиций черняховской и киевской культуры в Верхнем Подонье (между современными городами Данков и Воронеж) сложилась группа Каширка - Седелки. В 4 веке деснинский вариант киевской культуры распространился на большую часть территории верхнеднепровского. На реке Хопёр памятники киевской культуры этого времени неизвестны. В конце 4 - начале 5 века в результате серии миграций населения Восточной Европы, начало которым положило появление гуннов, племена деснинского варианта киевской культуры продвинулись на территорию днепровской лесостепи, где наряду с местными группами киевской культуры и «киевского компонента» черняховской культуры стали основой пеньковской культуры. Носители сейминско-донецкого варианта киевской культуры составили важный компонент группы Замятино - Чертовицкое. Традиции деснинского варианта киевской культуры в этот же период трансформируются в колочинскую культуру. Группа Сиделькино стала одной из основ формирования именьковской культуры. На основе типа Заозерье сформировались культура круга Тушемли, псковских длинных курганов культура, удомельского типа на Верхней Волге и др. Большинство специалистов соотносят носителей киевской культуры с рядом групп ранних славян.
В. В. Седов и некоторые другие исследователи считают, что киевская культура оставлена «днепровскими» балтами, находившимися под сильным влиянием степных народов.
Лит.: Терпиловский Р. В., Абашина Н. С. Памятники киевской культуры (свод археологических источников). К., 1992; Обломский А. М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время (середина 3 - первая половина 5 века нашей эры). М., 2003; Терпиловский Р. В. Славяне Поднепровья в первой половине 1 тысячелетия нашей эры. Lublin, 2004; Лопатин Н. В., Фурасьев А. Г. Северные рубежи раннеславянского мира. М., 2007; Памятники киевской культуры в лесостепной зоне России (III - начало V века нашей эры). М., 2007.
А. М. Обломский.