Конго (народ)

КОНГО [самоназвание - mukongo (единственное число), bakongo (множественное число)], народ группы банту в Экваториальной Африке. Живут на юго-западе Демократической Республики Конго (ДРК; провинция Нижнее Конго), юге Республики Конго (РК; области Буэнза, Куилу, юг Ниари и Пул) и на севере Анголы (провинции Кабинда, Зайри, Уиже). Крупнейшие группы - конго (1,8 миллиона человек в Анголе, 1,5 миллиона человек в ДРК и 635 тысяч человек в РК), конго сан-сальвадор (682 тысячи человек в ДРК и 424 тысячи человек в РК), йомбе (845 тысяч человек в ДРК), сунди (453 тысячи человек в ДРК и 127 тысяч человек в РК), бембе (420 тысяч человек в ДРК), лари (лали; 113 тысяч человек в РК), куньи (100 тысяч человек в РК). Общая численность в ДРК 3,9 миллиона человек, Анголе - 2,2 миллиона человек, РК - 990 тысяч человек (2009, оценка). Говорят на языке конго. Большинство - христиане (католики и протестанты), в некоторых группах до 40% придерживаются традиционных религий; есть незначительное число мусульман-суннитов. Распространены афрохристианские церкви и секты: кимбангизм в Демократической Республике Конго; с 1930-40-х годов - мацуизм во Французском Конго, в Бельгийском Конго с 1930-х годов - «миссия чёрных» Симона Мпади, с 1950-х годов - «чёрного пророка» Току.

Реклама

Конго Предки конго переселились на современную территорию не позднее середины 1-го тысячелетия до нашей эры. В 13-18 века составили этническую основу государственного образования Конго во главе с верховным правителем (маниконго) со столицей в Мбанза-Конго (с начала 16 века Сан-Салвадор); другие города (мбанза) были центрами провинций. Конго объединяло несколько вождеств (крупнейшие - Сунди на территории современной Анголы; Каконго, Лоанго, Анзика на территории современной РК), занимало регион между рекой Данде на юге, озером Малебо на востоке и рекой Конго на севере. С появлением португальцев (1480-е годы) высшая знать во главе с маниконго Жуаном I была обращена в христианство; в начале 16 века создан диоцез во главе с епископом Энрике, сыном маниконго. Между приверженцами и противниками христианства шла постоянная борьба (тем более что миссионеры участвовали в работорговле). В середине 16 века португальцы были изгнаны из страны. В 1568 году в страну вторглись яга (возможные предки западных теке, или яка), разрушившие её столицу. Для борьбы с яга были вновь призваны португальцы, и во 2-й половине 16 века Конго попало в вассальную зависимость от них. После подавления так называемой антонианской ереси государство распалось. Вторичная христианизация прошла в конце 19 века. В 1950-е годы конго составили этническую основу Альянса народа баконго (АБАКО), выступавшего за воссоздание государства конго (в 1955 возглавлен Ж. Касавубу), в 1954 - Союза народов Севера Анголы.

Традиционная культура типична для народов Экваториальной Африки. Основные занятия - переложное мотыжное земледелие (сорго, фасоль, бобы, батат, ямс, масличная и кокосовая пальмы; с начала 17 века - кукуруза и маниок; в колониальное время - гевея), охота (в том числе в прошлом морская охота на ламантина), рыболовство. Животноводство было развито слабо из-за распространения мухи цеце. Традиционные ремёсла: кузнечное и металлургия (особо престижные), ткацкое (на вертикальном станке из волокон пальмы-рафии и трав), изготовление лодок-однодеревок (вмещавших до 100 человек); среди женщин - плетение и гончарство (с прочерченным геометрическим и зооморфным орнаментом). Бытовали денежные эквиваленты - раковины-нзимбу (собственность маниконго) и куски ткани - макута. Традиционное поселение (либата) - уличные планировки, жилище прямоугольное. Многие конго живут в городах (Киншаса, Браззавиль, Сан-Салвадор, Матади и др.), сложилась интеллигенция. К концу 20 века расселились по всему бассейну реки Конго. Одежда знати - туникообразная рубаха и накидка через одно плечо у мужчин, три юбки разной длины и накидка до пояса у женщин; обувь (сандалии, сапоги), остроконечные шапки. Сохраняется матрилинейный счёт родства, титулатура маниконго; до 20 века бытовал матрилинейный род (канда), носивший имя прародительницы и владевший земельными наделами. Глава самого влиятельного рода (в 16-17 века им могла быть и женщина) становился главой деревни. Традиционная семья - большая полигинная. Ведущую роль в общине играли потомки первопоселенцев. Система терминов родства бифуркативного типа с генерационным скосом кроу; сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу.

Конго Распространён культ предков (бакулу), с которым был связан культ маниконго. Поклонялись духам-покровителям скал, деревьев, камней, радуге-змею Мбумба; в роли верховного божества в одних группах выступала прародительница Нзамби, в других - мужское божество Нзамби Мпунгу. Верили в злых духов (банкита и мамба), магию и колдовство. Культовые центры - «дома бакулу» в деревнях, где хранились реликвии и поддерживался священный огонь. На могилах предков ставили мужские и женские каменные статуи (минтади). Древнейшие памятники искусства дошли от 17 века. Была развита резьба по слоновой кости (скипетры, колокольчики, рукояти опахал). В резьбе по дереву выделяются стилистические подгруппы: стиль баконго (на западе ДРК) и стиль кванго (в районе реки Кванго, провинция Бандунду на западе ДРК). Характерны фигуры женщины с ребёнком (возможно, под влиянием христианской иконографии); фигурки духов-нкиси, часто с отверстиями на животе для «кормления», иногда дополненные кусочками стекла или гвоздями (что символизировало ритуальное убийство); изображения европейцев (врачей, чиновников), христианских святых; жанровая скульптура (в том числе на крышках сосудов); полихромные (белый, чёрный, красный цвета) маски. Устное творчество включает поговорки, басни, притчи, сказки (в основном этиологические и о животных). Традиционные формы музыки и танца сохраняются среди сельского населения, входят в ритуалы культа предков, календарные обряды; особое значение музыка имеет в традиционной практике врачевания. Музыкальный инструментарий включает гонги, ламеллафоны, щелевые барабаны, цитры, арфы, музыкальные луки и др. Для хорового пения характерны полиритмия, использование звукоподражаний. Городские развлекательные формы музыки и танца представлены стилем кваса, конголезской румбой, соукос, ндомболо и др. Песни и танцы конго вошли в репертуар труппы Национального балета ДРК (создан в 1972). Появились профессиональные писатели (франкоязычные - в РК и ДРК, португалоязычные - в Анголе; наиболее известны Чикайя У Тамси, А. Р. Боламба), скульпторы, художники. С 1930-х годов возникла живопись в стиле Пото-Пото (по названию бедняцкого квартала в Браззавиле).

Лит.: Wing J. van. Études Bakongo: sociologie, religion et magie. 2 éd. Bruges, 1959; Ольдерогге Д. А. Система родства бакоиго в XVIII в. // Африканский этнографический сборник. М.; Л., 1959. [Т.] 3; Орлова А.С. История государства Конго. М., 1968; Weeks J. Н. Among the primitive Bakongo. 2nd ed. N.Y., 1969; MacGaffey W. Custom and Government in the Lower Congo. Berk., 1970; Thompson V., Adloff R. Historical dictionary of the People’s Republic of Congo. 2nd ed. Metuchen, 1984; Okeke Ch. Kongo. N. Y., 1996; Mukenge Т. Culture and customs of the Congo. Westport, 2002.

Э. С. Львова; А. С. Алпатова (устное творчество); Г. В. Дзибель (система терминов родства).