Коптское искусство

КОПТСКОЕ ИСКУССТВО, искусство коптов; сложилось во 2-4 веках на основе традиций искусства древнего и эллинистического Египта. Пережив расцвет в 4-7 века, оно продолжало последовательно развиваться и во время арабского завоевания.

На раннем этапе, под воздействием идей христианского аскетизма, а также под влиянием раннехристианского искусства сиро-палестинского круга коптское искусство приобретало черты схематизма, условности, грубоватой экспрессии. Ранние монастыри - Святого Антония (основан в 305), Дейр-Абу-Макар (Святого Макария, 4 век), Святого Павла (5 век), а также монастыри Бауит, в Нитрии, Келии - представляли собой конгломерат индивидуальных монашеских келий, наполовину врытых в землю и перекрытых кирпичными сводами; все они неоднократно перестраивались вплоть до 20 века.

Коптское искусствоДля церковной архитектуры [храмы монастырских комплексов Бауит, Абу-Мина, Белого и Красного монастырей (оба основаны в 4 веке); каирские церкви - Святого Сергия (Абу-Серга), Святой Варвары (обе - конец 4 - начало 5 века), Богоматери (аль-Муаллака, 4-7 века)] характерен тип 3-нефной, часто 3-конховой базилики из камня (редко из кирпича) с резным декором и настенными фресками. В эпоху Фатимидов (909-1171) широко применялись купольные и сводчатые конструкции. Нередко церковные постройки возводились в качестве надгробных памятников (базилика в Гераклеополис Магна, 3-7 века). Многочисленны купольные гробницы (Багауат); известны жилые дома коптов (имели 2-4 этажа). Копты нередко использовали древнеегипетские святилища для своих культовых целей, нанося на стены древних построек христианские знаки: их можно встретить в храме Исиды на острове Филе, во дворе храма в Дендере (Дандаре), в храме Хонсу и Зале Тутмоса III в Карнаке, храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и др.

Реклама

В большом количестве сохранились фрагменты коптской архитектурной скульптуры, утратившей свой первоначальный пространственный контекст и хранящейся в музеях: резные капители, украшенные рельефами надгробные стелы, ниши, орнаментальные фризы, карнизы, люнеты и др. В них мотивы традиционного древнеегипетского искусства (цветок лотоса, знак «анх») сочетаются с сюжетами древнегреческой мифологии («Орфей и Эвридика», «Леда и лебедь», «Дионис» и др.) и раннехристианскими символами (павлины, рыбы, хризмы, сбор винограда и др.). Художественный язык также демонстрирует тяготение к приёмам древнеегипетских рельефов, эллинистическому натурализму или схематизму  восточного раннехристианского искусства; последний постепенно становится доминирующей стилистической тенденцией.

Монументальная живопись, представленная фрагментами фресок (в Бауите и др.) и мозаиками, а также коптская иконопись («Спаситель и Апа Мина», 6-7 века, Лувр, Париж) испытали на себе влияние византийской художественной традиции. Ранняя книжная миниатюра отличается яркими красками, декоративными фронтисписами с переплетающимися декоративными мотивами, выделенными заголовками и инициалами, зооморфными изображениями на полях («Кодекс Глазье», около 400, Библиотека и музей П. Моргана, Нью-Йорк).

Коптское искусствоКомпозиции монументальных росписей повторяются на тканях - маленьких панно, вытканных обычно цветной шерстью и украшающих одежду или драпировки. Искусство коптских тканей, впитавшее в себя традиции византийских и иранских шёлковых тканей, отразило эволюцию коптского искусства в целом: реалистически трактованные мифологические или жанровые образы на тканях 4 - начало 5 века сменяются в 5-6 века схематизированными христианскими сюжетами. Интересны коптские образцы резьбы по кости и дереву (украшения дверей, мебели, ларцов), изделия из бронзы, терракоты (лампы, вазы, утварь).

В эпоху арабского завоевания (с середины 7 века) коптское искусство продолжало развиваться, сохраняя свои традиции. В это время основными источниками влияния выступали, с одной стороны, памятники византийского искусства, а с другой - исламского. Наиболее плодотворным был период 12 - середины 13 века, когда, под влиянием контактов с византийской и сирийской книжной миниатюрой, в иллюминованных рукописях широко распространяются изображения евангелистов и другие новозаветные образы. Сохранившиеся иконы 13-14 века также обнаруживают зависимость от византийской живописи. В период правления мамлюкских династий книжная миниатюра испытывает влияние исламского искусства: антропоморфные изображения предельно схематизируются, растворяясь в общей орнаментальной схеме, используются приёмы декорирования Коранов.

Коптское искусствоНа рубеже 17-18 века иконопись и монументальная живопись коптов переживают новый расцвет. Многие художники 18-19 веков, приехав в Египет из других регионов, привнесли в коптскую иконопись свои национальные традиции. Для искусства этого времени характерны заимствования из всего спектра доступных источников: раннехристианского художественного языка, византийского и исламского искусства. Коптские художники Нового и Новейшего времени сохраняют старые традиции во всех видах изобразительного искусства (монументальная живопись, иконопись, ткачество и др.).

Лит.: Simaika М. Н. Guide sommaire du Musee Copte et des principales églises du Caire. Le Caire, 1937; Beckwith J. Coptic sculpture, 300-1300. L., 1963; Wessel К. Koptische Kunst: die Spӓtantike in Ӓgypten. Recklinghausen, 1963; Cramer М. Koptische Buchmalerei: Illuminationen in Manuskripten des christlich-koptischen Ӓgypten vom 4. bis 19. Jahrhundert. Recklinghausen, 1964; Шуринова Р. Коптские ткани. Л., 1967; Kybalova L. Coptic textiles. L., 1967, Butler А. J. The ancient Coptic churches of Egypt. Oxf., 1970. Vol. 1-2; Du Bourguet Р.М. The art of the Copts. N.Y., 1971; Effenberger А. Koptische Kunst. Ӓgypten in spӓtantiker, byzantinischer und frühislamischer Zeit. Lpz., 1975; Leroy J. La Peinture murale chez les Coptes. Le Caire, 1975-1997. Vol. 1-3; Egloff М. Kellia: la poterie copte. Gen., 1977. Vol. 1-2; Badawy А. Coptic art and archaeology: the art of the Christian Egyptians from the late antique to the Middle Ages. Camb. (Mass.), 1978; Lafontaine-Dosogne J. Textiles coptes. Brux., 1988; Beyond the Pharaohs: Egypt and the Copts in the 2nd to 7th centuries А. D. (Cat.). Providence, 1989; Rutschowscaya М.-Н. Tissus coptes. Р., 1990; Горматюк А. Поздняя коптская икона // Искусство. 2003. № 3.