Коса (народ)

КОСА (самоназвание - амальоса, amaXhosa) (устаревший - кафры), народ группы нгони в Южной Африке. Живут в ЮАР (второй по численности народ; в Восточной Капской провинции - 5,4 миллионов человек, в основном на территории бывших бантустанов Транскей и Сискей; в Западной Капской провинции - 1,1 миллионов человек; в провинции Гаутенг - 0,7 миллионов человек; в провинциях Свободное государство и Квазулу-Натал - по 0,2 миллиона человек; 2001, перепись), Зимбабве (29 тысяч человек), на юге Лесото (22 тысячи человек) и в Ботсване (9,9 тысяч человек). Говорят на языке коса; распространены также языки зулу, свати, африкаанс, английский. По религии в основном протестанты, часть придерживается афрохристианских синкретических культов и традиционных верований.

Коса Династические генеалогии возводят кос к вождю Коса, преемнику родоначальника нгони Мнгуни (по другой версии, название «коса» происходит из койсанских языков). Возможно, что с поисками прародины связаны миграции отрядов нгони в середине 19 века на север, вплоть до озера Виктория. Ко времени появления европейцев (середина 17 века) косы занимали  восточную часть Южной Африки, к востоку от реки Фиш. В 18 веке возник союз племён кос под властью вождя Фало (1715-75). В основе союза лежали генеалогическая иерархия родовых групп и военная организация, основанная на половозрастной стратификации. Власть вождя наследовалась патрилатерально. Постоянные контакты с африканерами с начала 18 века. С 1770-х годов оказывали вооруженное сопротивление африканерским и английским колонизаторам (так называемые Кафрские войны), завершившееся поражением кос при Нгоайчеби (1877) и потерей косами своих земель. В 1856-57 в результате массового падежа скота и голода (погибло около 50 тысяч кос) распространилось религиозное движение, выражавшееся в истреблении стад. Христианство стало распространяться с 1820-х годов и особенно с начала 20 века.

Реклама

Традиционная культура характерна для Южной Африки. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (просо, сорго, кукуруза, бобовые, табак) и скотоводство. Скот был престижной ценностью и основой выкупа за невесту (лобола). Традиционные ремёсла - плавка и ковка железа (оружие, орудия и украшения). Гончарство развито слабо. В основе социальной организации большая полигинная семья (усапхо), патрилинейные роды, восходящие к мифическим  предкам (Тьене, Зумбе, Бхуквана и др.), линиджи (умилово) глубиной до 4 поколений (у знати до 25 поколений), связанные ритуалами жизненного цикла, культом предков и жертвоприношениями. Система терминов родства бифуркативного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Практикуются мужские (улвалуко) и женские (интонджане) инициации, сопровождающиеся обрезанием; особые арго имеют юноши (исикхветха) и замужние женщины (хлонипха); распространены шаманизм (в основном женский; шаманы - амагкъиха - проходят пятилетнее посвящение), культ предков, верховного божества Утхильо (Укьмата). Устное творчество - общие для нгони генеалогические и этногенетические легенды, исторический эпос (исибонго), исполняемый профессиональными сказителями имбонджи, сказки (интсоми), песни и танцы (наиболее известны свадебные песни конгконгтване).

Развиты отходничество в города, работа по найму. В 20 веке развивается профессиональная литература, музыка. Косы принимали активное участие в борьбе с апартхейдом. Представители кос занимают лидирующее положение в Африканском национальном конгрессе.

Лит.: Soga J. Н. The Ama-Xosa. L., 1932; Hammond-Tooke W. D. Bhaca society. Cape Town, 1962; The Bantu-speaking peoples of Southern Africa. 2nd ed. L., 1974; Zenani N. The world and the word: tales and observations from the Xhosa oral tradition. Madison; L., 1992; Switzer L. Power and resistance in an African society: the Ciskei Xhosa and the making of South Africa. Madison; L., 1993; Kaschula R. А. Xhosa. N.Y., 1997.

А. Ю. Сиим; Г. В. Дзибелъ (социальная структура).