Кредитно-денежная политика

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА (КДП), одно из направлений государственной экономической политики, разрабатываемой центральным банком страны совместно с правительством. В общем виде цель КДП совпадает с целью экономической политики государства, но имеет специфические промежуточные или тактические цели (например, таргетирование инфляции, стабилизация валютного курса и т.п.) в связи с особыми объектами и субъектами КДП.

Объектами КДП являются спрос и предложение на денежном рынке. Выбор промежуточных целей КДП может повлиять на состояние денежного рынка через формирование, как предложения, так и спроса на деньги. Субъектами КДП выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника государственной КДП и коммерческие банки.

Направлениями КДП могут быть кредитная экспансия или кредитная рестрикция. Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечёт за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым - по насыщению экономики денежными ресурсами.

Реклама

Методы КДП - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитного регулирования на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной КДП называют также тактическими целями КДП. Это воздействие осуществляется с помощью инструментов КДП. Под инструментом КДП понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты КДП. Применяются прямые и косвенные методы. Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов влияния на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо деления методов КДП на прямые и косвенные, различают также общие и селективные. Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты КДП: изменение норматива обязательных резервов, или так называемых «резервных требований»; процентную политику центрального банка, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатёжеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако ныне изменение нормы обязательных резервов, или резервных требований, коммерческих банков используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Она может также называться политикой учётной ставки (или ставки рефинансирования). Учётную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение её делает для коммерческих банков займы дешёвыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, что приводит к мультипликационному увеличению количества денег в обращении.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку - влиять на размер денежного предложения. Операции центрального банка на открытом рынке являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продаёт или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Рассмотренные инструменты КДП используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с её целью. Оптимальная комбинация инструментов КДП зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли центрального банка в экономике страны. Кроме традиционных денежно-кредитных инструментов, в рамках КДП может проводиться и установление ориентиров роста денежной массы, осуществляться валютное регулирование.

Лит. смотри при ст. Кредит.  

М. А. Абрамова.