Кушанское царство

КУШАНСКОЕ ЦАРСТВО, древнее государство в Центральной Азии. Возникло в середине 1 века на месте Греко-Бактрийского царства, после того, как племенные княжества разгромивших его юэчжей объединились под властью главы княжества Гюйшуань (Гуйшуань, Кушан) Куджулы (Кудзулы) Кадфиза. Ядром Кушанского царства была Бактрия, столицей - город Бактры. В 47 Кадфиз отразил наступление Парфии и захватил область Гандхара, затем присоединил часть северо-западной Индии (кушанские монеты найдены в Шахриназе, Душанбе, Кабадионе, Хороге). Продолжая завоевательную политику отца, Вима Кадфиз во 2-й половине 1 века покорил Северную Индию (до Кашмира). В период его правления началось сооружение ирригационных каналов в Хорезме, Зеравшанской и Вахшской долинах. Была также проведена денежная реформа: введена в обращение золотая монета, близкая по весу (8 г) римской монете императора Августа.

Кушанское царствоРасцвет Кушанского царства пришёлся на правление Канишки. В этот период к Кушанскому царству присоединены Пенджаб, Кашмир, Синд и Уттар-Прадеш; столица царства перенесена в город Пурушапура (ныне Пешавар). В 90 кушанская армия потерпела поражение от китайских войск под командованием Бань Чао, но уже в начале 2 века Кушанское царство остановило наступление китайцев и предположительно присоединило к своим владениям Восточный Туркестан. При Канишке начался процесс индианизации кушан. Сам Канишка известен в индийской исторической традиции как покровитель буддизма. С середины 3 века, в период правления Васудевы, в Кушанском царстве началось ослабление позиций центральной власти. В 4 веке часть восточных территорий Кушанского царства была захвачена Гуптами. Тогда же войска иранского правителя из династии Сасанидов Шапура II (309-379) нанесли поражение Кушанскому царству, в результате которого оно потеряло земли по реке Яксарт (Сырдарья), а также Маргиану и части Бактрии (до Термеза). В начале 5 века Кушанское царство разгромлено эфталитами.

Реклама

Как и в Греко-Бактрийском царстве, основа хозяйства Кушанского царства - поливное земледелие, в том числе выращивание риса и хлопка. В Ферганской долине интенсивно развивалось отгонное скотоводство. Высоким уровнем развития отличалось ремесло (производство гончарных изделий, хлопчатобумажных тканей, стекла, оружия). Находки кушанских монет (распространены вплоть до Ориссы) свидетельствуют о широких экономических связях Кушанского царства. Оно вело торговлю с Китаем (по Великому шёлковому пути), Парфией и Римом (Кушанское царство и Рим обменивались посольствами). Из Китая в Кушанское царство поступали шёлк и кожи, в Рим - пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Ввозилась золотая и серебряная римская монета (римское золото использовалось для чеканки собственной монеты).

Кушанское царствоОфициальным языком Кушанского царства был бактрийский, в котором в качестве графической основы использовался греческий алфавит, а также индийское письмо кхарошти.

Большая часть населения Кушанского царства исповедовала зороастризм и буддизм школы вайбхашика. На монетах времени правления Канишки встречаются изображения из индуистской, буддийской, греческой, зороастрийской и шумеро-эламской мифологий. Во 2-3 веках на территорию Кушанского царства проникло христианство.

Искусство Кушанского царства представлено бактрийской, паропамисадской, гандхарской и матхурской школами. Характерной чертой жилой, дворцовой (Халчаян, Баграм) и культовой (Сурхкоталь, Матхура, Таксила, Хадда, Буткара) архитектуры Кушанского царства является наличие центрального зала и колонного айвана, открытого на фасад. Замки и дворцы правителей возводились на высоких платформах, украшались скульптурой и росписями, окружались стенами и укреплениями. При строительстве защитных сооружений использовались пахсовые блоки, сырцовый кирпич квадратной формы, камень-плитняк. Была выработана местная ордерная система на основе эллинистической и староиндийской традиций. В живописи и скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) преобладали мифологические сюжеты (Буткара, Шотарак), а также тема прославления царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура); сложилась иконография Будды и бодхисаттв. В стиле скульптуры и живописи Кушанского царства реалистическое начало постепенно уступило место иератическому. Развитие получили различные виды декоративного искусства: художественные изделия из металла, стекла, драгоценных камней, терракотовые статуэтки.

Кушанское царствоНайденный в городище Айртам так называемый айртамский фриз (2 век; тематически связан с паринирваной Будды Шакьямуни) - крупнейший памятник музыкальной культуры Кушанского царства. В его верхней части изображены 5 небесных музыкантш с инструментами: 2-сторонним барабаном (близок гандхарским инструментам), лютней своеобразной формы (гитарообразная с 4 С-образными резонаторными отверстиями в деке), вертикальной угловой арфой (месопотамского происхождения), а также тарелками и парным аэрофоном (напоминают древнегреческие кимвалы и авлос).

Лит.: Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972; История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. А.-А., 1977-1980. Т. 1-5; Вызго Т. С. Музыкальные инструменты Средней Азии. М., 1980; Karomatov F. М., Meskeris V. А., Vyzgo Т. S. Mittelasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 9); History of civilizations of Central Asia. Р., 1992-1996. Vol. 1-3; История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001; Боровкова Л. А. Кушанское царство (по древним китайским источникам). М., 2005; Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005.

Н. Е. Бекмаханова; Е. М. Фраёнова (музыкальная культура).