Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Учитель Лао, Почтенный мудрец/философ, Старый ребёнок), Лао Дань, Ли Эр, Ли Боян, Лао-цзюнь (Государь Лао), древнекитайский философ, мифологизированный основоположник даосизма, предполагаемый автор «Дао дэ цзина», изначально называвшегося «Лаоцзы» («[Трактат] Учителя Лао»). Согласно традиционной историографии, родился в конце 7 - начале 6 века до нашей эры. В позднейших исследованиях время его жизни датировалось периодом от 8 до 2 века до нашей эры (преимущественно - 4-3 века до нашей эры) и обсуждались три главные проблемы:

1) Лао-цзы - реальное или вымышленное лицо,

2) когда он жил или сложился его образ,

3) кто был автором «Дао дэ цзина».

Лао-цзыУже в древнейшей биографии «сокровенного благородного мужа (цзюнь цзы)» Лао-цзы в «Ши цзи» Сыма Цяня (2-1 века до нашей эры) допускались его идентификация с тремя разными личностями 6 - середины 4 века до нашей эры («каноническим» Ли Эром, даосом из Чу и современником Конфуция Лао Лай-цзы, великим историком-астрологом Данем из Чжоу) и возможность того, что он прожил 160-200 лет благодаря искусству «пестования/вскармливания жизни» (макробиотики). Там сообщено о рождении Лао-цзы (Ли Эра) в периферийном («варварском») южном государстве Чу (селении Цюйжэнь уезда Ку - ныне Луи провинции Хэнань), где сохранилась архаическая традиция шаманизма (по-видимому, ставшая первоисточником даосизма), о его службе в западном/центральном из Срединных (исконно китайских) государств, в династийном домене Чжоу, в качестве историка-астролога, хранившего дворцовый архив, о прибытии к нему для получения наставлений о ли-благопристойности/ритуале Конфуция и об уходе Лао-цзы в конце жизни в неизвестном направлении через пограничную (западную/южную) заставу, начальнику которой Гуань Иню (Инь Си) он оставил запись своего учения о Пути-дао и благодати-дэ в книге из пяти с лишним тысяч иероглифов, ныне отождествляемой с «Дао дэ цзином». В 6-7 веках нашей эры текстологи и комментаторы Лу Дэ-мин (около 550-630) и Кун Инда (574-648) засвидетельствовали иное место рождения Лао-цзы - уезд Сян в государстве Чэнь, что потребовало и корректировки всей его биографии. Дискуссии о ней, начавшиеся в 11-12 веках, продолженные в 18-19 веках и особенно в 20 веке, основаны на противоречивости данных Сыма Цяня и на том, что имя Лао-цзы появляется в текстах 4-3 века до нашей эры, а «Дао дэ цзин» тоже относится к 3 веку или даже начало 2 века до нашей эры.

Реклама

Сыма Цянь также засвидетельствовал термннологическую связь имён Лао-цзы и мифического Хуан-ди (Жёлтого императора/первопредка) в биноме Хуан-Лао, обозначающем родоначальников даосизма и его разновидность, процветавшую в 4-3 веках до нашей эры - 3-4 веках нашей эры. На рубеже нашей эры в качестве реакции на теизацию конфуцианства и проникновение буддизма начался процесс мифологизации и обожествления самого Лао-цзы как «великого и высшего» «августейшего императора/первопредка» (хуан ди), «начального и первоисходного» «небесного царя», который, «родившись раньше неба и земли», являясь тончайшим духом, персонификацией Пути-дао и единым божеством Хуан-Лао (Жёлтым старцем), воплощается из века в век в обликах величайших государственных наставников и духовных вождей, включая даже Будду («желтолицего Лао-цзы»). Возникли и описания его внешности, старейшее из которых оставил даосский философ и учёный Гэ Хун в «Баопу-цзы» («[Трактат] Учителя, объемлющего первозданную простоту») и в приписываемом ему сочинению «Шэнь сянь чжуань» («Предания о святых-бессмертных»). Родившийся седым старцем (согласно наименованию Лао-цзы - Старый ребёнок), под сливой (согласно фамилии Ли - Слива), Лао-цзы своим чудесным обликом чрезвычайно напоминал Будду. В частности, описание рождения и внешности Лао-цзы воспроизводило несколько из присущих Будде 32 «признаков великого человека» (священного харизматического царя и будды), приведённых в «Сань ши эр сян цзине» («Сутре/Каноне о 32 признаках»): рождение из левого бока матери, огромные с вытянутыми мочками уши и длинный язык, соответствующие имени Эр (Уши) / Чун-эр (Двойные уши) и прозвищу Дань (Большие и длинные уши / Высунутый язык), золотистую желтизну (императорский цвет) кожи, «на лбу всепроникающий ли-принцип [универсального постижения] троением и пятерением», подобный урне (санскритский - шерсть) - мистическому образованию (белой шерстинке или точке) между бровей Будды, испускающему всепроникающий свет, выпуклость на темени, аналогичную индийской ушнише, 8 священных знаков или/и магический круг-чакра на ступнях. Эти признаки вместе с высоким ростом, квадратным ртом, толстыми губами, большими глазами, длинными бровями и широким лбом, а также атрибуты: мантичные символы «И цзина» - гуа (три-, гексаграммы), Великий предел (тай цзи) и чёрный бык, верхом на котором он отправился на запад (в райскую землю), вошли в типовую иконографию Лао-цзы. Данные свойства могут быть отголоском исходного, видимо, навеянного образом Будды, представления об иноземном (юго-западном) происхождении Лао-цзы: на юго-западе расположены государства Чу и Чэнь и страна/народ дань-эр (вислоухих, то есть растягивавших уши до плеч и делавших в мочках большие отверстия), название которых состоит из имён Лао-цзы. Дань (Свисающие до плеч уши) и Эр (Уши), а их потомки связаны с загадочной страной чёрных быков (ню-ли). Всё это укладывается в старую гипотезу (В. П. Васильев, 1873; Л. С. Васильев, 1982, 1989) об индо-буддийском влиянии на автора «Дао дэ цзина».

Культ Лао-цзы начал складываться, вероятно, ещё в конце 3 - начале 2 века до нашей эры и сформировался в эпоху Хань ко 2 веку нашей эры. В 165 году император Хуань-ди повелел совершить ему жертвоприношение на родине в уезде Ку, а на следующий год лично участвовал в таковом у себя во дворце. Руководители даосской школы чжэн-и-дао, создавшие свой религиозный комментарий к «Дао дэ цзину» - «Сян Эр чжу», установили поклонение Лао-цзюню в созданном ими в конце 2 - начале 3 века теократическом государстве в провинции Сычуань. В эпоху Лю-чао (229-589) Лао-цзы стал одним из Трёх пречистых (сань цин) - высших даосских божеств. Особый размах культа Лао-цзы приобрёл в 7-8 веках при династии Тан, императоры которой носили фамилию Ли, почитали его своим предком и присвоили ему титулы «святомудрого» (шэн) и «августейшего императора/первопредка». Тогда же при императоре Сюань-цзуне днём рождения Лао-цзы было установлено 15-е число второго лунного месяца, которое при династии Сун в 1118 году стало «праздником Стойкого/Истинного начала», отмечаемым и ныне как важнейшее общедаосское торжество Небесного достопочтенного Пути и благодати (Дао-дэ тянь-цзунь). Лао-цзы продолжают поклоняться во всех даосских храмах, на его родине в Луи сохраняется посвящённая ему кумирня, а в народных верованиях он считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.

Лит.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М.; Л., 1950; Лo Гэнь-цзэ. Чжу-цзы као-со. Пекин, 1958; Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961; Seidel А. La divinisation de Lao Tseu dans le taoïsme des Han. Р., 1992; Kaltenmark М. Lao Tzu and Taoism. Stanford, 1992; Сыма Цянь. Исторические записки. М., 1996. Т. 7. С. 38-39; Huang Zhanzhu Р. Lao Zi: the book and the man. Hels., 1996; Лао-цзы: Обрести себя в Дао / Сост. И. И. Семененко. М., 1999; Васильев В. Даосизм // Все о Китае. М., 2002. Т. 2; Попов П. Лао-цзы // Все о Китае. М., 2003. Т. 1; Вэнь-цзы. Познание тайн: Дальнейшее развитие учения Лао-цзы. М., 2004; Маслов А. А. Загадки, тайны и коды «Дао дэ цзина». Ростов н/Д., 2005; Кобзев А. И. Лао-цзы, «Дао дэ цзин» // Духовная культура Китая. М., 2006. [Т. 1]; он же. Лао-цзы и Будда - «совпадение двух в одном» или «раздвоение единого»? // Общество и государство в Китае. М., 2009. Смотри также литературу при статьях «Дао дэ цзин» и Даосизм.

А. И. Кобзев.