Венская Государственная Опера

Венская Государственная ОпераВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Wiener Staatsoper), ведущий музыкальный  театр Австрии. До 1918 года Венская придворная опера. Ведёт историю с середины 17 века. В 18 веке спектакли давались в дворцовых театрах «Хофбург», «Шёнбрунн», в «Кернтнертортеатер» и «Бургтеатер». Современное здание, построенное в 1869 году (архитекторы А. Зиккард фон Зиккардсбург и Э. ван дер Нюлль, роспись плафонов и цикл фресок М. фон Швинда и Л. Раля, скульптуры и фонтаны с аллегорическими фигурами Э. Ю. Хэнеля и Й. Гассера), сильно разрушено при бомбардировке в 1945 году, восстановлено в 1955; зрительный зал на 2276 мест. В 1945-55-е годы спектакли Венской государственной оперы ставились на сценах «Театер ан дер Вин» и «Фольксопер».

Опера. Первоначально спектакли шли в исполнении итальянских артистов, 1-я австрийская труппа создана И. Й. Фуксом после 1715 года. П. Метастазио формировал репертуар в 1730-79 годах, с 1754 - постановками руководил К. В. Глюк. С 1770-х годов большое внимание уделялось постановкам зингшпилей. К началу 19 века сложились основные традиции театра: ориентация на австро-немецких (прежде всего В. А. Моцарта) и итальянских (позднее и французских) композиторов, постановка премьерных спектаклей (оперы К. М. фон Вебера, А. Лорцинга, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди), богатство оформления; приглашались лучшие европейские дирижёры и певцы (В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг, позже А. Матерна, Г. Винкельман, Лотте Леман, Л. Слезак и др.).

Реклама

Венская Государственная ОпераВ 1869 году постановкой «Дон Жуана» В. А. Моцарта открылось современное здание театра. Здесь Х. Рихтер осуществил первые в Австрии постановки опер Р. Вагнера, П. Корнелиуса, Ж. Массне. В 1897-1907 годах театр стал одним из лучших в Европе: под руководством Г. Малера ставились оперы Моцарта, Верди, Вагнера, впервые в Вене - П. И. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»), Р. Штрауса («Электра»), К. Дебюсси, работали дирижёры Б. Вальтер, Ф. Шальк, Ф. фон Вейнгартнер (музыкальный руководитель в 1908-11 и 1935-36 годах), художник А. Роллер. В 1918-29 годах музыкальный  руководитель Венской государственной оперы Шальк (в 1919-24 совместно со Штраусом), драматург Г. фон Гофмансталь и художник А. Роллер создали ряд спектаклей, возрождающих традиции театра барокко: «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Палестрина» Х. Пфицнера. Под руководством дирижёров К. Крауса (музыкальный руководитель в 1929-34) и Б. Вальтера (музыкальный руководитель в 1936-38), с участием режиссёра Л. Валлерштайна, драматурга Ф. Верфеля, художников О. Штранда и К. Хольцмейстера высочайшего уровня достигло режиссёрское решение спектаклей («Воццек» А. Берга, 1930, оперетта «Джудитта» Ф. Легара, 1934, и др.). Возникла традиция постановок опер славянских авторов (Б. Сметана, Л. Яначек, И.Ф. Стравинский).

Во время 2-й мировой войны К. Краус, В. Фуртвенглер, К. Бём руководили постановками сочинений Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди; в 1938 году состоялась премьера оперы «День мира» Р. Штрауса, к 1944 году были поставлены все его оперы.

В 1955 году оперой «Фиделио» Л. ван Бетховена под управлением К. Бёма открылось восстановленное здание Венской государственной оперы. В 1956-64 годах театр вновь поднялся до мирового уровня под руководством Г. фон Караяна, который пригласил лучших итальянских певцов (Р. Тебальди, Т. Гобби, Дж. ди Стефано и др.). Во 2-й половине 20 века работали дирижёры Л. Бернстайн, Л. Маазель (музыкальный руководитель в 1982-84), К. Аббадо (музыкальный руководитель в 1986- 1990), К. М. Джулини, Р. Мути, 3. Мета, Дж. Синополи. Постановки осуществляли Виланд Вагнер, П. Х. Дрезе (генеральный директор в 1986-91), Ф. Дзеффирелли, О. Шенк, Г. Купфер, Ж. П. Поннель, И. Сабо, Х. Нойенфельс, Ф. Арло, Г. Крамер. Событием стала постановка «Хованщины» М. П. Мусоргского в 1989 году (оркестровка Д. Д. Шостаковича, редакция финала И. Ф. Стравинского, дирижёр Аббадо, режиссёр А. Кирхнер).

С 1992 года директор Венской государственной оперы - певец и театральный деятель И. Холендер, с 2002 года музыкальный  руководитель - дирижёр С. Озава. Репертуар, кроме опер Вер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди, Р. Штрауса, включает новые для этой сцены произведения - оперетту «Весёлая вдова» Ф. Легара (1998), оперы «Билли Бад» Б. Бриттена (2001), «Джонни наигрывает» Э. Кшенека (2002), «Мёртвый город» Э. Корнгольда (2005) и современные оперы - «Джезуальдо» А. Шнитке (1995), «Великан каменного поля» Ф. Церхи (2002).

Среди солистов оперы - Х. Гюден, Л. Делла Каса, И. Зефрид, М. Йерица, А. и Х. Конецни, Б. Нильсон, Э. Шварцкопф, Э. Шуман, М. Чеботари, В. Венкофф, А. Дермота, М. Дель Монако, А. Йергер, М. Лоренц, И. Мановарда, Д. Фишер-Дискау (1930-60-е годы); Ф. Арайза, В. А. Атлантов, В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, Э. Мартон, Л. Паваротти, Л. Ризанек, К. Риччарелли, Р. Хольм, С. Эстес (1970-1990-е годы); в начале 2000-х годов постоянно выступают А. Шлемм, Э. Груберова, А. Бальтса, П. Доминго, Дж. Саббатини, Р. Холль, Ф. Фурланетто, М. И. Мещерякова, М. А. Гулегина, Д. А. Хворостовский, С. Ларин, П. Бурчуладзе, А. Ю. Нетребко и др.

Венская Государственная ОпераБалет. Первые значительные балетные постановки осуществлены в середине - 2-й половине 18 века, когда на сцене Придворной оперы работали хореографы Ф. Хильфердинг, Г. Анджолини, Ж. Ж. Новерр. В 1760-е годы при театре основана балетная школа. С 1856 года в Вене регулярно работал П. Тальони («Сарданапал», 1869). Некоторые его постановки сохраняются в репертуаре и поныне. В 1890-1920-е годы балетом руководил хореограф Й. Хассрайтер, поставивший 48 спектаклей, в том числе «Фея кукол» Й. Байера (1888), «Сезоны любви» на музыку  Ф. Шуберта (1911). В 1920-е годы в Венскую государственную оперу пришли хореографы - представители различных направлений современного танца: Х. Кройцберг, Г. Крёллер, Т. Биркмайер, В. Френцль, Г. Визенталь, Г. Боденвизер, Р. Хладекабрь В 1933-37 годах венский балет добился больших успехов под руководством М. Вальман («Австрийская крестьянская свадьба» на народную музыку  в обработке Ф. Зальмхофера, «Страшный суд» на музыку  Г. Ф. Генделя, и др.). В 1942-58 годах главным балетмейстером была представительница немецкой экспрессионистической школы Э. Ханка, соединявшая в своих постановках традиции классики и танца модерн. В 1960-80-е годы репертуар пополнился балетами И. Ф. Стравинского и Б. Бартока, лучшими постановками Дж. Баланчина, Дж. Кранко, Х. ван Maнена, Дж. Ноймайера; позднее - У. Форсайта, И. Килиана, Ф. Аштона. Большое значение для развития балетной труппы имела деятельность Р. Нуреева в 1964-88 годах. В 1973 году Ю. Н. Григорович поставил в Вене балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

В 1995-2005 годах директором балета Венской государственной оперы, главным хореографом и руководителем балетной школы (с 2001 года) был итальянский балетмейстер Р. Дзанелла, значительно расширивший репертуар и осуществивший более 50 постановок. С начала сезона 2005/06 директором балетной труппы стал венгерский хореограф, выпускник МХУ Д. Харангозо. Солисты балетной труппы: С. Нойя, Э. Петтерс, Й. Зайфрид, Г. Хатала, Ю. Вагнер, Э. Печи, Г. Обереггер, Б. Небила и др. На сцене Венской государственной оперы выступают также Э. Платель, М. Легри, В. А. Малахов и др.

Лит.: 100 Jahre Wiener Oper am Ring. W., 1969; Unterer V. Die Oper in Wien. W., 1970; Hadamowsky F. Die Wiener Hofoper // Hadamowsky F. Die Wiener Hoftheater. W., 1975. TI 2; Seebohm А. Die Wiener Oper. W., 1986; Das Haus am Ring / Red. W. Sinkovicz, А. Zeininger. W., 1996; Karajan an der Wiener Oper / Red. F. Endler, М. Fritthum, R. Grübl. 3. Aufl. W., 1997; Wiener Staatsopernballett / Hrsg. А. Oberzaucher. W., 1997; Die Ära G. Mahler / Hrsg. Е. W. Partsch. W., 1997; Holender I. Der Lebensweg des Wiener Staatsoperndirektors. W., 2001.       

Л. А. Полётова.