Вьетнамские синкретические культы

ВЬЕТНАМСКИЕ СИНКРЕТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ, обобщённое наименование ряда религиозных течений, возникших и развившихся во Вьетнаме преимущественно в 1-й трети 20 века, характерной особенностью вероучения которых является синкретизм. Основные положения буддизма, христианства, ислама и других религий сочетаются в них с элементами традиционных верований и практик (культ предков, спиритизм и пр.). Значительное распространение во Вьетнаме получили религиозные течения Као-Дай и Хоа-Хао.

ВЬЕТНАМСКИЕ СИНКРЕТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫКао-Дай [Дай Дао Там Ки Фо До, «Великий Путь Третьей Эпохи Спасения» (вьетнамский Cao Dài, Dai Dao Tam Кÿ Phô Dô)], религиозное течение, вероучение которого инкорпорировало положения буддизма, амидаизма, конфуцианства, даосизма и христианства; её последователи проживают преимущественно в южных районах Вьетнама, особенно в провинции Тэйнинь и в дельте Меконга. Основана сотрудником французской колониальной администрации острова Фукуок медиумом Нго Минь Чьеу [известен также как Нго Ван Чьеу (1878-1932)], который, по его утверждению, примерно с 1919 года начал получать в ходе спиритических сеансов откровения от высшей субстанции Као-Дай (буквально - Высокая Башня, Верховный Дворец; термин, используемый в даосизме для обозначения всевышнего божества). В 1925 году несколько других вьетнамских чиновников французской колониальной администрации также стали утверждать, что вступили в контакт с высшей субстанцией, которая назвала себя Као-Дай. В 1926 году последователи Као-Дай провозгласили о создании новой религии, которая в период 1926-56 стала существенной военно-политической силой на юге Вьетнама. В 1943 году была создана независимая армия Као-Дай, получившая поддержку японской оккупационной администрации, позднее - французского правительства (в 1946-54, во время боевых действий французских войск против Вьетминя, армия Као-Дай вошла в состав сайгонской армии). В 1955-56 годах армия Као-Дай была разоружена, хотя само течение оставалось формально не запрещённым сайгонским правительством. После объединения Вьетнама в 1976 году позиции Као-Дай значительно ослабли: была ликвидирована административная структура тэйниньской общины, секуляризировано общинное имущество, запрещены спиритические сеансы; некоторые адепты Као-Дай были казнены (1979). Лишь в 1985 году Као-Дай были возвращены около 400 храмов в Южном и Центральном Вьетнаме. В начале 21 века число последователей Као-Дай во Вьетнаме составляет, по различным оценкам, от 1,5-2 до 3 млн. человек. Имеются последователи в среде вьетнамских эмигрантских общин в США и странах Западной Европы.

Реклама

ВЬЕТНАМСКИЕ СИНКРЕТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫВЬЕТНАМСКИЕ СИНКРЕТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫЦель Као-Дай - освобождение от цепи перерождений в результате слияния с основой Вселенной, персонифицированной духом Као-Дай, достигаемого с помощью внешних и внутренних практик. В числе внешних практик - ежедневное исполнение ритуалов в храме или собственном жилище, почитание мёртвых и культ предков и др.; для мирян - соблюдение вегетарианских постов, для священников - постоянное и полное вегетарианство. К внутренним практикам относится, прежде всего, медитация, а также постоянное осознавание равенства человека и всех живых существ в страдании, знание о наличии в каждом человеке частицы великого духа Вселенной, отказ от злословия, лжи, желания роскоши, стяжательства и воровства, чувственности и похоти (сравни Восьмеричный путь). Вероучение Као-Дай основано на догмате о третьем спасении. Вся история человечества подразделяется на три периода: эпоху творения и неведения, когда спасение было даровано человечеству через Моисея, будду Дипанкару (Кашьяпа) (смотри Будда), Хуан-ди и Фуси; эпоху прогресса, войн, саморазрушения, когда спасение было явлено человечеству через Будду Шакья му ни, Лао-цзы, Конфуция, Иисуса Христа, пророка Мухаммеда; эпоху уничтожения и сохранения, когда спасение даруется человечеству непосредственно через божественные откровения Высшей сущности, получаемые в ходе спиритических сеансов. Все мировые религии трактуются как ответвления единого Великого Пути. В Као-Дай, наряду со спасителями указанных двух эпох, почитают также Ты Ня (китайский - Цзян-тайгун, культурный герой), Куанг Конга (китайский - Гуань-гун, Гуань-ди, Гуань Юй - в официальном культе бог богатства, но также и войны), Куан Эм (Гуань-инь - божество, спасающее от бедствий, подательница благ).

Као-Дай делится на два течения: эзотерического «недеяния» (во ви) и «спасения» (фо до). В первом, более элитарном, провозглашающем отказ от активности в мире, основное внимание уделено мистическим и эзотерическим практикам; второе, более популярное и светское, оформлено административной структурой. Обрядовая практика Као-Дай предусматривает наличие иерархии духовенства (в начале 21 века подавляющим большинством адептов Као-Дай признаётся тэйниньская иерархия). В иерархию духовенства Као-Дай входят: зяотонг («папа»), выступающий от имени Повелителя Вселенной; чыонгфапы («кардиналы»), имеющие право регламентации ритуала; даусы («кардиналы»), обладающие правом законодательной инициативы; фойсы («архиепископы»), под началом чыонгфапов, возглавляют провинциальные общины; зяохыу («священники»); лесань («диаконы»), обладающие правом проводить спиритические сеансы; монде - ученики; нянсань - адепты; тьыквьек - работники. Священниками могут быть как мужчины, так и женщины. Као-Дай не представляет единой религиозной организации, а насчитывает значительное число различных общин (тэйниньская община, Бантиньдао, Тьентхьен, Миньтендао и др.), различающихся толковательными подходами к вероучению.

Храмы Као-Дай по планировке похожи на католические базилики (нефы могут отсутствовать). Богослужения совершаются 4 раза в сутки. Священными текстами Као-Дай является корпус сообщений, полученных в ходе спиритических сеансов и записанных в период 1925-29 годов. Символ Као-Дай - «Небесное Око» («Всевидящее Око»). Один из главных центров Као-Дай - храмовый комплекс в селении Лонгтхань, в непосредственной близости от г. Тэйнинь, принадлежащий тэйниньской общине.

Хоа-Хао [Фат Зяо Хоа Хао, «Буддизм Хоа-Хао» (вьетнамский Phât giâо Нôа Нао], реформаторское течение вьетнамского буддизма, испытавшее значительное влияние конфуцианства и культа предков; его последователи проживают преимущественно в южных районах Вьетнама. Основано в 1939 году Хюинь Фу Шо (1919-47). Возникновение течения было во многом подготовлено деятельностью тайных обществ, существовавших на юге Вьетнама в конце 19 - начале 20 века, прежде всего Общества Неба и Земли (Тхьен Диа Хой). В середине 1940-х годов были созданы независимые вооруженными отряды Хоа-Хао, контролировавшие в течение 10 лет значительную территорию юга Вьетнама (особенно дельты Меконга). В 1960-х - начале 1970-х годов политическая позиция общины не отличалась единством: ряд сторонников придерживался строго антикоммунистических взглядов, другие, включая наиболее видных представителей, присоединились к антиамериканским силам, поддержав Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама. После объединения Вьетнама над общиной был установлен жёсткий контроль, запрещена деятельность учебных заведений и административных органов, многие её адепты были подвергнуты репрессиям. В начале 21 века число последователей Хоа-Хао во Вьетнаме составляет, по различным оценкам, около 1,5 млн. человек.

Главной особенностью буддизма Хоа-Хао является его простота и практическая направленность. В основе учения Хоа-Хао лежат «три устоя» и «пять добродетелей» конфуцианства (особенно почитание предков, родителей, родины), а также буддийские «три драгоценности» (Будда, Дхарма, Сангха) (смотри Буддизм). Обрядовая практика Хоа-Хао заключается в чтении утренних и вечерних молитв, обращённых к Будде Шакьямуни, Амитабхе, Гуань-инь. Домашним алтарём служит полотно красного цвета - символ вселенского единства. На полотне, как правило, вышиты слова «быу, шон, ки, хыонг» (буквально - драгоценность, гора, тайна, благовоние). В качестве приношений Будде и предкам дозволяются только холодная вода, фрукты, благовония. Если невозможно соблюсти и этот ритуал, достаточно внутреннего обращения к Будде. Особое место в ритуале отводится поклонению реликвиям, связанным с жизнью и деятельностью проповедника Тэй Аном (1807- 1856), основателя движения «быу, шон, ки, хыонг» (сочетало положения тхеравады и махаяны).

Адептам Хоа-Хао запрещено употреблять алкоголь и опиум, а также любые другие наркотики, участвовать в азартных играх, оплакивать усопших (дабы не препятствовать исхождению души); они обязаны почитать своих наставников, проявлять терпимость к последователям других религиозных учений, придерживаться принципа невоздаяния злом за зло.

Лит.: Cadiere L. Croyances et pratiques religieuses des Viêtnamiens. Saigon, 1955-1958. Vol. 1-3; Blagov S. The Cao Dai: а new religious movement. Moscow, 1999; Nguyen Long Thanh Nam. Hoa Hao Buddhism in the course of Vietnam’s national history. N. Y., 2003.