Византиноведение

ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ (византинистика), отрасль медиевистики, комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих историю, язык, религию, право и культурное наследие (искусство, философию, литературу и др.) Византии. Как особая научная дисциплина византиноведение оформилось во 2-й половине 19 века. Истоки византиноведения уходят в далёкое прошлое. За пределами собственно Византии интерес к её истории и культуре проявлялся практически во все периоды её существования, и прежде всего в тех странах, судьбы которых были тесно связаны с ней (Италия, Армения, Грузия, Россия). В Западной Европе внимание к Византии стало постоянным с эпохи Возрождения, что было вызвано пробуждением интереса к античности (Византийская империя признавалась прямой преемницей Римской империи, она сохранила большинство письменных и материальных памятников античной культуры, и византийские учёные первыми стали их изучать), а также крупными политическими событиями (турецкая экспансия на Балканах, борьба вокруг унии между Римско-католической и  восточно-православной церквами). Интерес к Византии возникал на почве изучения христианского богословия и римского права (Кодекса Юстиниана). Падение Константинополя в 1453 году и угроза османского вторжения в Италию и страны Центральной Европы способствовали всплеску византиноведческих штудий на Западе. С 16 века византиноведение стало быстро развиваться в Италии, Франции и Германии. Значительную роль в этом сыграли византийские интеллектуалы, вынужденные покидать родину по мере наступления турок-османов.

Реклама

Ведущую роль с конца 17 века приобрело византиноведение во Франции. Его научные основы заложил Ш. Дюканж. Созданный им «Словарь средневекового греческого языка» (1688) не утратил значения до сих пор. Византиноведение во Франции было связано прежде всего с изданием византийских письменных памятников, разработкой методики их изучения и становлением вспомогательных византиноведческих дисциплин (палеографии, кодикологии, хронологии и др.). С середины 17 до начала 18 века издавался так называемый Парижский многотомный корпус византийских нарративных памятников (vol. 1-42, «Corpus Byzantinae Historiae», 1645-1711). Французское византиноведение находилось под покровительством королевского двора, так как официальная власть рассматривала Византию как образец идеально организованной монархии. В эпоху Просвещения (18 век) французские философы-просветители, борясь против абсолютизма, давали резко негативные оценки истории и культуре Византии (Ш. Л. Монтескьё, М. Ж. Кондорсе). Развитие и обоснование эта концепция получила в фундаментальных трудах по истории поздней Римской империи и Византии француза Ш. Лебо и англичанина Э. Гиббона, основателя византиноведения в Великобритании.

Наибольший вклад в развитие византиноведения в 19 веке внесли учёные Германии. С 1829 года в Бонне началось издание «Собрания авторов по византийской истории» («Corpus scriptorum historiae Byzantinae»; так называемый Боннский корпус в 50 томах, 50-й том вышел в 1897 году). Хотя этот корпус представлял собой в основном перепечатку Парижского, он остаётся до сих пор (наряду с «Полным курсом патрологии» Ж. П. Миня, выходившим в 1844-66 параллельно в латинской и греческой сериях и являвшимся также перепечаткой части Парижского) основной, наиболее доступной публикацией. Работа над этим изданием обусловила преобладание в тот период в западном византиноведении филологических исследований. Кроме того, большое развитие в немецком византиноведении получили юридические исследования, становление которых связано с именем К. Цахариэ фон Лингенталя, издателя византийских юридических памятников и крупнейшего знатока византийского права. В 1892 году немецкий филолог К. Крумбахер основал византийский журнал-ежегодник «Byzantinische Zeitschrift» (к 2005 году вышло 98 номеров - каждый состоит из двух томов), который доныне сохраняет роль главного библиографического справочника по византиноведению.

Пристрастно-отрицательные концепции истории Византии были преодолены уже в середине 19 века. Существенный прогресс в византиноведении обусловил появление обобщающих трудов: общего курса византийской литературы К. Крумбахера в Германии, первых очерков истории Византии Ш. Диля во Франции, работ по византийской административной системе Дж. Бьюри в Великобритании.

В России до 1917 года. Серьёзные попытки осмысления истории Византии и её места в русской и мировой истории предпринимались в России с конца 18 - начала 19 века. Начало профессиональному изучению положили академики Императорской Академии Наук Ф. И. Круг и А. А. Куник, в области палеографии - Э. фон Муральт (хранитель рукописей в Императорской публичной библиотеке). Во 2-й половине 19 века завершилось становление византиноведения в России. Оно формировалось из занятий отечественной историей, тесно связанной в средние века с историей Византии, историей Церкви, антиковедением, востоковедением и славяноведением. Особое внимание в России к византиноведению вызвано также усилением борьбы южнославянских народов против турецкого господства.

Основную роль в оформлении византиноведения в России сыграл академик В. Г. Васильевский. В 1894 году он вместе со своим учеником В. Э. Регелем основал византийский журнал-ежегодник «Византийский временник», который, наряду с «Byzantinische Zeitschrift», стал признанным организующим центром международного византиноведения. Российская школа византиноведения (В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, Н. А. Скабалланович, П. В. Безобразов, Б. А. Панченко, В. Э. Регель, А. А. Васильев, К. Н. Успенский, Ю. А. Кулаковский, П. А. Яковенко, В. Н. Бенешевич и др.) внесла важный вклад в исследование внутренней истории Византийской империи, права, русско-византийских и славяно-византийских отношений. Крупнейшим достижением в изучении истории Церкви в Византии стали труды В. В. Болотова, Е. Е. Голубинского, А. П. Лебедева, И. И. Соколова, Х. М. Лопарёва и др. Большое международное значение имели также труды Н. П. Кондакова и Д. В. Айналова по византийскому искусству. В становлении европейского и американского византиноведения огромную роль сыграли русские учёные, эмигрировавшие из России после 1917-18 годов.

Византиноведение в 20 веке. Значительные успехи в области византиноведения, и прежде всего в изучении истории и искусства Византии, были достигнуты в период между двумя мировыми войнами. В самостоятельные научные дисциплины выделились византийская нумизматика, сфрагистика, кодикология и др. Сформировались новые научные центры византиноведения, были основаны новые периодические византийские издания. Помимо Германии, Франции и Великобритании, значительного подъёма византиноведение достигло в Италии, Австрии, Бельгии, Греции, Чехословакии, Югославии, Болгарии и др. Ещё более широкие масштабы приобрело византиноведение после 2-й мировой войны не только в европейских странах, но также в Канаде, США, Австралии и ряде стран Латинской Америки, Азии и Африки. В Германии международное значение в филологии и дипломатике получила школа Ф. Дёльгера, разработавшего научные принципы издания византийских официальных документов (дипломатика), во 2-й половине 20 века - школа Х. Г. Бека, занимавшаяся изучением истории Церкви, истории культуры, ментальности византийцев; во Франции - школа П. Лемерля; в Бельгии - А. Грегуара; в Австрии - Х. Хунгера; в Греции - Д. Закитиноса, И. Караяннопулоса, С. Ламброса и др.; в Югославии - Г. Острогорского, в Великобритании - Р. Браунинга и Д. Оболенского, в Венгрии - Д. Моравчика и др. А. Грегуар основал журнал «Byzantion». Г. Острогорский создал полный курс византийской истории, в котором были учтены достижения мирового византиноведения. Во Франции П. Лемерль основал новую школу византинистов, уделявших главное внимание социально-экономической истории и проблемам источниковедения. В США И. Шевченко и И. Мейендорф создали глубокие исследования по византийской идеологии, Х. Хунгер предпринял интересную попытку социально-психологической характеристики византийского общества. Для современного византиноведения характерна всё более тесная интеграция научных исследований: проводятся международные конференции, публикуются их результаты. Организуются на длительный период международные группы, публикующие и комментирующие материалы по сфрагистике, нумизматике, просопографии, топонимике. Наиболее полное представление о современном византиноведении даёт деятельность Международной ассоциации византиноведческих исследований, выросшая из практики проведения мировых конгрессов (создана в 1955 на 10-м конгрессе в Стамбуле; объединяет Национальные комитеты византинистов 37 стран). Под её эгидой ведутся работы над изданием неопубликованных источников и критическим переизданием ранее изданных, составлением сводных трудов по сфрагистике, топонимике, библиографии, нумизматике, просопографии, а также подготовка и проведение международных конгрессов.

В России. После 1917 года почти в течение четверти века российское византиноведение переживало период глубокого спада. Официальные идеологи марксизма в СССР считали Византию воплощением реакционной доктрины царизма («самодержавие, православие, народность»), и византиноведение попало в «чёрный список» запретных гуманитарных дисциплин наряду с богословием. Курсы византийской истории и искусства исключались из программ вузов, преподавание соответствующих дисциплин было сокращено до предела, свёртывалась тематика исследований по византиноведению в академических институтах; последний, 25-й том «Византийского временника» вышел в 1928 году. В 1930-е годы, после смерти Ф. И. Успенского (1928) и В. Э. Регеля (1932), арестов и расстрела В. Н. Бенешевича (1938), научная деятельность в области византиноведения в СССР фактически прекратилась.

В конце 1930-х годов появились первые исследования, в которых проблемы истории Византии стали рассматриваться с марксистских позиций. Первый марксистский курс византийской истории создал М. В. Левченко («История Византии. Краткий очерк», 1940), он же основал перед Великой Отечественной войной на историческом факультете ЛГУ кафедру византиноведения (она ненадолго пережила своего основателя, умершего в 1955 году). В 1943 году при Институте истории Академии Наук СССР была создана византийская группа под руководством Е. А. Косминского, и в 1947 году возобновлено издание «Византийского временника» - 1-й (по общему счёту 26-й) том был посвящён памяти его последнего ответственного редактора Ф. И. Успенского. Новый центр с неформальным статусом (Группа по византиноведению) возник в Ленинграде под руководством Н. В. Пигулевской, он объединил византинистов вузов, академий, институтов, библиотек и музеев города (ныне Группу возглавляет И. П. Медведев). В 1955 году при Институте истории Академии Наук СССР был создан Сектор византиноведения (под руководством З. В. Удальцовой в 1956-87, Г. Г. Литаврина с 1987; с 2000 года называется Центр по изучению византийской цивилизации), взявший на себя издание «Византийского временника» и координацию исследований по византиноведению в масштабах страны. Вскоре новые византийские центры возникли при Ленинградском отделении Института истории АН, при Ленинградском отделении Института востоковедения, при Эрмитаже, при историческом факультете Уральского университета в Свердловске (решающую роль в этом сыграл М. Я. Сюзюмов), где возник специализированный ежегодник «Античная древность и средние века» (с 1960, на 2004 год издано 36 выпусков) и др. Активное участие в общей работе до середины 1990-х годов принимали учёные союзных (ныне независимых) республик (Грузии, Украины, Армении и Азербайджана).

В конце 1950-х - начале 1960-х годов вышли в свет несколько монографий по разным проблемам истории и искусства Византийской империи, был издан обобщающий труд «История Византии» под редакцией С. Д. Сказкина (т. 1-3, 1967). Постепенно всё более органично российские византинисты включались в работу международного научного сообщества. Участниками мировых конгрессов они стали с 1955 года (10-й конгресс в Стамбуле). Международным признанием заслуг российского византиноведения было проведение в Москве (август 1991) 18-го Международного конгресса византинистов и избрание Г. Г. Литаврина вице-президентом Международной ассоциации византинистов. В проведённом Российским национальным комитетом 18-м Международном конгрессе византинистов приняли участие более 700 специалистов из 38 стран. В преддверии Конгресса византинисты России опубликовали трёхтомный труд «Культура Византии» (1984-91), который фактически подвёл итог развитию отечественного византиноведения советского периода. С 1961 года к открытию каждого международного конгресса выходит периодическое издание «Византийские очерки». Особенно заметен вклад советского византиноведения в изучение социально-экономических отношений в Византии, её аграрной истории, права, византино-славянских отношений, проблематики феодализма (М. В. Левченко, Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмов, З. В. Удальцова, Г. Л. Курбатов, А. П. Каждан, Г. Г. Литаврин и др.).

Для современного российского византиноведения, как, впрочем, и для международного, характерно нарастание внимания к истории международных отношений, общественный мысли, этническим вопросам, истории Церкви, истории культуры, быта и нравов, литературе и проблемам искусства (А. П. Каждан, С. С. Аверинцев, Я. Н. Любарский, С. В. Полякова, Т. В. Попова, А. И. Сидоров, К. В. Хвостова, А. А. Чекалова, И. С. Чичуров, Б. Л. Фонкич, М. В. Бибиков, Д.Е. Афиногенов, С. А. Иванов и др.). Развиваются также вспомогательные византиноведческие дисциплины и источниковедение. Высокий международный авторитет традиционно сохраняют российские исследования по византийскому искусству (В. Н. Лазарев, А. В. Банк, О. В. Попова и др.). В 1990-х годах созданы новые центры византиноведения: Лаборатория истории Византии и Причерноморья (на историческом факультете МГУ, под руководством С. П. Карпова; с 1991 выпускает сборник «Причерноморье в средние века»), Центр восточно-христианской культуры (во главе с А. М. Лидовым, Москва) и Общество византийско-славянских исследований (Санкт-Петербург, К. К. Акентьев), кафедра византийской и новогреческой филологии в МГУ (Д. А. Яламас). Сохраняются научные связи с византинистами бывших союзных республик; они участвуют в работе редколлегии «Византийского временника» (в новой серии издано 64 тома, по общему счёту - 89).

Главные периодические издания: «Byzantinische Zeitschrift» (с 1892, Münch.); «Византийский временник» (с 1894, СПб.; с 1947, М.); «Byzantion» (с 1924, Brux.); «Studi bizantini e neoellenici» (с 1924, Roma); «?πετηρ?ς της Εταιρε?ας των Βυζαντιν?ν Σπουδ?ν» (с 1924, Athenai); «Byzantinoslavica» (с 1929, Prague); «Dumbarton Oaks Papers» [с 1940, Camb. (Mass.)]; «Revue des études byzantines» (с 1946, P.); «Jahrbuch der Österreichischen byzantinischen Gesellschaft» (c 1951, W.; с 1969 - «Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik»); «Зборник радова византолошког института» (с 1952, Beograd), «Byzantinobulgarica» (с 1962, София); «Travaux et Mémoires» (с 1965, P.); «Βυζαντιν?» (с 1969, Thessalonike); «Greek, Roman and Byzantine Studies» (с 1974, Durem); «Βυζαντιακ?» (с 1981, Thessalonike); «Причерноморье в средние века» (с 1991, М.).

Лит.: Васильевский В. Г. Обозрение трудов по византийской истории. СПб., 1890; Успенский Ф. И. Из истории византиноведения в России // Анналы. П., 1922; Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М., 1947; Moravcsik G. Byzantinoturcica. 3. Aufl. В., 1958. Bd 1-2; idem. Einführung in die Byzantinologie. Darmstadt, 1976; Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. 3. Aufl. Münch., 1963; Удальцова 3. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969; Курбатов Г. Л. История Византии: историография. Л., 1975; Beck H. G. Byzantinistik heute. В.; N. Y., 1977; Mazal О. Handbuch der Byzantinistik. Graz, 1989; Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxf., 1991. Vol. 1-3; Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге / Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995; Рукописное наследие русских византинистов в Санкт-Петербурге / Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1999; Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. 3-е изд. СПб., 2000; Медведев И. П. Некоторые размышления о судьбах русского византиноведения: итоги столетия // Исторические записки. 2000. [Т.] 3 (121); он же. Петербургское византиноведение: Страницы истории. СПб., 2006; Мир Александра Каждана / Под ред. A.A. Чекаловой. СПб., 2003; Литаврин Г. Г. и др. Обозрение итогов XX Международного конгресса византиноведческих исследований (Париж, 15-25 августа 2001 г.) // Византийский временник. 2003. Т. 62 (87); Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга / Под ред. И. П. Медведева. СПб., 2004; Попов И. H., Чичуров И. С. Византиноведение // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8.

Г. Г. Литаврин.