Внешнеторговая политика

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА, совокупность политических, экономических, организационных мер, проводимых государством в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, нетарифного регулирования объёмов международной торговли. Ныне государства придерживаются сбалансированной торговой политики, сочетающей в себе элементы фритредерства (политики свободной торговли) и протекционизма (покровительства, т. е. создания льготных условий отечественным производителям).

Практическая внешнеторговая политика колеблется между либеральными и протекционистскими мерами и зависит от конкретных экономических, политических и социальных условий в стране и обстановки в мире. Ведущая роль принадлежит принципу свободной торговли. Тем не менее, страны используют как тарифные, так и нетарифные формы протекционизма для защиты национальной промышленности, поддержания занятости, создания новых отраслей, пополнения доходной части бюджета, расширения рынков сбыта и др. При этом активная протекционистская политика часто вызывает ответную реакцию со стороны других стран.

Реклама

Регулирование внешней торговли осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства. С целью повышения конкурентоспособности национального производства используются таможенные тарифы, разнообразные ограничительные условия для импорта, мероприятия по стимулированию экспорта и т. д.

Основной элемент внешнеторговой политики - таможенное законодательство. Свод ставок таможенных пошлин представляет собой таможенный тариф. Ныне распространены многоколонные импортные тарифы, устанавливающие для каждой группы товаров несколько ставок в зависимости от страны происхождения товара.

Наиболее распространённой формой нетарифных барьеров является квота. Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок ограничивает на определённый период времени количество импортных или экспортных товаров или их суммарную стоимость по конкретным странам. Помимо количественных и стоимостных квот используется также тарифная квота, представляющая собой разрешение на ввоз в страну установленного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам. Товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.

Импортные квоты являются прямым ограничением ввоза какой-либо товаров. Они вводятся для защиты национального производства, а также в качестве реакции на дискриминационную внешнеторговую политику других государств. Экспортные квоты вводятся правительствами стран для сохранения достаточного количества товаров для отечественного спроса и исключения повышения цен на внутреннем рынке, предупреждения истощения природных ресурсов, а также для достижения военно-политических целей. Иногда страны-экспортёры вводят квоты на экспорт своих товаров для предотвращения протекционистских мер со стороны стран-импортёров. Несмотря на давление и угрозы санкций, такие экспортные квоты называются добровольными. Квотирование является более оперативным и гибким инструментом внешнеторговой политика по сравнению с тарифно-таможенным регулированием, регламентируемым национальным законодательством и международными соглашениями.

С системой квотирования сочетается лицензирование, которое представляет собой получение разрешений (лицензий) на совершение внешнеторговых операций. Государство запрещает свободную торговлю определённым видом продукции и выдаёт ограниченное количество лицензий предприятиям или фирмам на экспорт или импорт установленного объёма товаров в течение какого-либо периода времени. Лицензированию подлежит внешняя торговля стратегическими товарами, вооружениями и технологиями военного и двойного назначения, ядерными материалами, драгоценными металлами и камнями, некоторыми другими специфическими товарами.

Для повышения конкурентоспособности национального производства государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Экспортные субсидии могут иметь вид прямых выплат премий за экспорт или компенсации разницы между внутренней и экспортной ценой. Государство может также финансировать затраты экспортёров на изучение внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ и др. Косвенные субсидии предоставляются посредством участия государства в капитале предприятий, в виде взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортёров в сферах налогообложения, кредитования, страхования, транспортных расходов.

Для нейтрализации действия субсидий страна-импортёр может принять ответные меры, введя компенсационные пошлины.

В число административных нетарифных ограничений импорта входят также технические барьеры: требования о соблюдении национальных стандартов продукции, её маркировки и упаковки, о получении сертификатов качества импортных товаров, о соблюдении определённых санитарно-гигиенических норм и др. По санитарным соображениям временно вводятся запреты на ввоз животных и продуктов из стран, где зарегистрированы представляющие опасность заболевания. Дополнительные барьеры устанавливаются для обеспечения экологической безопасности использования и утилизации продукции и упаковки.

Крайняя форма государственных ограничений внешней торговли - торговое эмбарго, т. е. полное запрещение торговли с какой-либо страной. Эмбарго вводится, как правило, по политическим мотивам и часто носит международный характер, например по решению ООН.

В процессе развития мирохозяйственных связей выработались определённые инструменты международной внешнеторговой политики.

Торговые соглашения являются договорно-правовой базой, с помощью которой осуществляется международное регулирование внешней торговли двусторонними или многосторонними договорённостями стран. Двустороннее регулирование (билатеризм) происходит на основе прямого соглашения между двумя государствами, заключается с целью установления контроля или ограничения торговли отдельными товарами. Ныне двусторонние соглашения заключаются с развивающимися странами, для развитых стран характерны многосторонние соглашения (мультилатеризм). В соответствии с двух- или многосторонними международными соглашениями развивающимся странам предоставляются внешнеторговые преференции.

Многосторонним межправительственным соглашением является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, с 1947) и его правопреемница - Всемирная торговая организация (ВТО, с 1995). ВТО представляет пакет соглашений, главное содержание которых сводится к минимальным тарифам и равным условиям торговли для всех стран-участниц.

Беспошлинная торговля осуществляется в рамках отдельных региональных группировок стран, объединившихся в целях расширения экономической интеграции. Государства заключают особые соглашения и образуют зону свободной торговли, отменяя все тарифы и другие ограничения в торговле между собой, но, не устанавливая единых тарифов по отношению к другим странам. Дальнейшим развитием принципов беспошлинной торговли является таможенный союз группы стран, которые дополнительно вводят общий таможенный тариф для остальных стран, а также осуществляют различные совместные действия по координации внешнеэкономической политики. Таможенный союз - первый элемент экономической, валютной, политической интеграции стран Европейского союза.

Экономическими блоками на основе беспошлинной торговли являются: Ассоциация латиноамериканской интеграции (АЛАДИ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), Экономическое сообщество Западной Африки (КЭАО), Зона свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (АНЗЕРТА), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). К последнему относятся: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Лит.: Щебарова Н.Н. Внешнеторговая политика. М., 2003; Международные экономические отношения / Под редакцией А. И. Евдокимова. М., 2003.

С. С. Емельянов.