Волоф (народ)
ВОЛОФ, джолоф, уолоф (самоназвание - wolof), народ в Западной Африке. Живут в основном в междуречье Сенегала и Гамбии - на западе Сенегала (самый многочисленный народ страны: 4,6 миллионов человек, включая 162 тысяч лебу - 2006, оценка) и на севере Гамбии (186 тысяч человек), а также в Мали (21 тысяч человек), Кот-д’Ивуаре (20 тысяч человек), Мавритании (11 тысяч человек), Гвинее-Бисау (6,4 тысяч человек), Франции (35 тысяч человек). Язык - волоф. Говорят также по-французски (Сенегал, Кот-д’Ивуар, Мавритания), по-португальски (Гвинея-Бисау), по-английски (Гамбия), по-арабски (Мавритания). 99% волоф - мусульмане-сунниты маликитского мазхаба (60% - тиджанийя, 30% - муридийя, 10% - кадирийя), остальные - католики, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы (в городах), приверженцы традиционных верований.
Происхождение волоф реконструируется по устной традиции. Их предки - группы мандинго, серер, фульбе, переселившиеся около 11 века с северо-востока после ослабления империи Гана. Примерно в то же время сюда проникает ислам. В конце 12-13 века возникло зависимое от империи Мали раннее государство Джолоф с центрами в Тьенг и Вархох, объединявшее в середине 14 - середине 16 веков политические образования Вало, Кайор, Баол, Син и Салум. Джолоф населяли, кроме волоф, серер (в основном в Сине и Салуме), фульбе, тукулёр и др. Контакты с португальцами с 15 века. До конца 19 века волоф играли ведущую роль в работорговле. С середины 19 века под руководством правителя (дамеля) Кайора Лат Диора оказывали сопротивление французской колонизации. В конце 19 века их территория вошла в состав Французской Западной Африки. Волоф составляют большинство городского населения, играют ведущую роль в экономической и политической жизни, оказывают религиозное и хозяйственное влияние на другие народы Сенегала.
Реклама
Традиционная культура характерна для Атлантической подобласти Западной Африки. Традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (сорго, просо, бобовые, хлопок), рыболовство, охота, собирательство (камедь, мёд, воск). Вблизи городов развито товарное огородничество; распространение с 1920-х годов товарного выращивания арахиса привело к расширению территории обитания волоф на восток. Развито скотоводство: крупный рогатый скот (зебу) отдают пасти полукочевникам-фульбе, мелкий обычно принадлежит женщинам и выпасается детьми; скот служит главным мерилом богатства. Из ремёсел распространены ткачество, плетение (циновки, пояса, сумки), резьба по дереву, ювелирное, гончарное. Сохраняется деление на касты. Свободнорождённые (геер) включали представителей правящих линиджей (гарми), знать (домибур) и свободных общинников (дьямбур); ремесленники (ньеньоо) - кузнецов и ювелиров (тёг), традиционно совершающих обрезание, кожевенников (вуде), ткачей (раба) и певцов-гриотов (гевель); прядением и гончарством занимались женщины; потомки рабов (дьям) разделяются на ранги согласно статусу владельцев; из рабов правителей состояли их военные дружины (тьедо). Геер сохраняют ведущую роль в политической и религиозной жизни. Существует деление на патрилинейные линиджи (геньоо). В прошлом среди гарми играли важную роль матрилиниджи, большим влиянием пользовались мать и сестра правителя. Правители имели при себе совет, им подчинялись вожди разных рангов. Поселение состоит из родственных семейных общин (кер), возглавляется главой линиджа (ламан - ‘владыка земли’). Поселения насчитывают в основном до 150, но иногда достигают 2 тысяч жителей. Обычно деревни имеют кучевую планировку, иногда в центре расположена площадь для собраний и танцев с мечетью и другими общественными постройками. К деревне часто примыкают лагеря фульбе. Жилища глинобитные, круглые в плане, с коническими соломенными крышами. С конца 19 века ислам развивается в рамках суфийских братств тиджанийя, муридийя и кадирийя. У мужчин членство в братствах наследуется по отцовской линии, юноши вступают в них через обрезание, женщина принадлежит к братству мужа. Наряду с мусульманскими шейхами-марабутами важную роль в поселении играют колдуны (джабаркат); изготовленные ими амулеты (гри-гри) и снадобья пользуются большим спросом, в том числе в городах.
Для устной традиции характерны исторические предания и хвалебные песни, исполняемые гриотами. Загадки, сказки, назидательные истории рассказывают вечерами, перемежая их танцами. Игра на барабанах табала сопровождает хвалебные песнопения в честь Аллаха. Танцы сопровождаются барабанным ансамблем сабара (в составе - конические барабаны ндер и мбунг-мбунг для сольной импровизации, бочонкообразные горонг и ламбе для басового аккомпанемента, и др.); музыка сабара отличается сложной полиритмией. Музыкально-танцевальные ансамбли, например «Национальной балет Сенегала», известны за пределами страны. Развивается профессиональное изобразительное искусство.
Особую группу волоф образуют лебу, живущие на полуострове Зелёного Мыса (центр - посёлок Йофф, близ г. Дакар) и на побережье к югу от него. Их предки, отделившиеся от Кайора, создали под предводительством шейха Диал Диопа замкнутую теократическую общину (1790-1857).
Занимаются в основном морским рыболовством, промыслом морских ежей и др. Принадлежат к мусульманской секте лайенн, основанной в 1884 году Сейдина Лимамулайе. Сохраняют традиционные культы личных и родовых духов-покровителей (раб, туур), отправление которых находится в руках женщин; экстатические ритуалы (ндоеп) сопровождаются танцами, жертвоприношениями; в Йоффе проходит ежегодная церемония Тууру. В 1982 году создана Ассоциация по экономическому, культурному и социальному развитию Иоффа (APECSY), в 1996 году принята международная программа по охране культуры лебу.
Лит.: Gamble D. Р. The Wolof of Senegambia, together with notes on the Lebu and the Serer. L., 1957; Рélissier Р. Les paysants du Sénégal. Saint-Yrieix, 1966; Diop А. В. La société Wolof: tradition et changement. Р., 1981.
Е. Н. Кальщиков.