Всемирные выставки

Эйфелева <a href=башня на Всемирной выставке 1889 в Париже." title="Эйфелева башня на Всемирной выставке 1889 в Париже." width="247" height="300" style="float: right;" />ВСЕМИРНЫЕ ВЫСТАВКИ, международные промышленно-художественные выставки с участием большинства экономически развитых стран; организуются с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Большую роль в зарождении и успешной деятельности Всемирных выставок сыграли национальные промышленные выставки, регулярно проводившиеся в Европе с конца 18 века (в России - с 1829, когда состоялась первая мануфактурная выставка в Санкт-Петербурге). Всемирные выставки подразделяются на универсальные и специализированные. Строго определённой периодичности Всемирные выставки не имеют и устраиваются с промежутками от 2 до 7 лет, продолжаются от 3 до 6 месяцев. Первая Всемирная выставка состоялась в Лондоне в 1851 году (была устроена Королевским обществом искусств, мануфактур и торговли), в ней участвовало 32 страны и свыше 17 тысяч экспонентов. С развитием научно-технического прогресса и ростом популярности Всемирных выставок постепенно увеличивалось число стран-участниц, количество и ассортимент экспонатов. На первых Всемирных выставках все экспонаты размещались в одном большом здании (например, «Хрустальный дворец» в Лондоне, архитектор Дж. Пакстон), с 1873 года началась постройка отраслевых и национальных павильонов (Россия впервые имела отдельный национальный павильон на выставке 1900 года). Зачастую специально к выставкам строились выдающиеся сооружения, например символом выставки 1889 года и её инженерно-архитектурной доминантой стала спроектированная инженером А. Г. Эйфелем башня - в то время самое высокое сооружение в мире, а символом выставки 1958 года в Брюсселе - Атомиум, гигантская модель молекулы железа. Среди универсальных и крупных специализированных Всемирных выставок - выставки, проводившиеся в Нью-Йорке (1853, 1939-40, 1964), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1900, 1925, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Амстердаме (1883), Антверпене (1885, 1894), Барселоне (1888, 1929), Чикаго (1893, 1933-34), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1905), одновременно в Риме и Турине (1911), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970), Спокане (1974), Окинаве (1975), Цукубе (1985), Брисбене (1988), Севилье (1992), Лиссабоне (1998), Ганновере (2000), близ Нагои в японской префектуре Аити (2005). В 1967 году планировалось провести Всемирные выставки в Москве, однако финансовые и экономические трудности, смена политического лидера в 1964 году заставили новое советское руководство отказаться от этого намерения.

Реклама

Всемирные выставкиВсемирная выставка обычно проводится под девизом, который определяет её основную тему; например, первая Всемирная выставка 1851 года имела девиз «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человечества»; другие девизы - «Мир завтрашнего дня» (1939), «Человек и прогресс» («ЭКСПО-58», с этого времени название «ЭКСПО» стало общепринятым), «Земля людей» (1967), «Прогресс и гармония для человечества» (1970), «Человек - Природа - Техника» (2000), «Мудрость Природы» (2005). Каждая страна-участница через концепцию экспозиции раскрывает девиз выставки, сообразуясь со своими традициями и финансово-экономическими возможностями.

Первая попытка регламентировать организацию Всемирных выставок предпринята в 1912 году, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали соглашение о правилах организации и системе наград Всемирных выставок (не ратифицировано из-за начавшейся вскоре 1-й мировой войны 1914-18). В 1928 году Конвенция о международных выставках, подписанная в Париже представителями 35 государств, в том числе СССР, регламентировала порядок организации Всемирных выставок, установила их классификацию, периодичность и продолжительность, права и обязанности участников и создала постоянный орган - Международное бюро выставок (МБВ; «Bureau International des Expositions»; местопребывание - Париж). В 1948, 1966 и 1972 годах Конвенция изменялась и дополнялась протоколами с учётом новых реалий - ускорения научно-технического прогресса, появления новых независимых государств, глобализации. Высшим органом МБВ является сессия Генеральной ассамблеи, проходящая, как правило, 2 раза в год. Возглавляют МБВ президент (избирается на 2 года, может быть переизбран на второй срок) и 4 вице-президента, являющиеся одновременно руководителями комитетов МБВ (исполнительного, правового, административно-бюджетного, по информации и коммуникации). В 2006 году участниками Конвенции являлись 98 стран. Официальные представители России в МБВ с 2001 года - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и МИД Российской Федерации. Страна, в которой проводится Всемирная выставка, определяется в результате конкурса, организуемого МБВ. Ответственность за подготовку и работу каждой национальной секции на Всемирной выставке несёт правительство страны и её исполнительные органы.

Участие России (в 1922-91 - СССР) во всемирных выставках. Страна была представлена на большинстве Всемирных выставок. Первоначально организация русских отделов на Всемирных выставках финансировалась правительством, а с 1889 года, когда оно отказалось официально участвовать в работе выставки, приуроченной к 100-летию Великой Французской революции, - и российскими предпринимателями. Главным устроителем российских экспозиций на Всемирных выставках вплоть до 1-й мировой войны был Департамент мануфактур и внутренней торговли (с 1864 года Департамент торговли и мануфактур) Министерства финансов. Организацией советских экспозиций в основном занималось внешнеэкономическое объединение «Экспоцентр» (в 1959-77 Отдел иностранных выставок, с 1999 ЗАО «Экспоцентр») Всесоюзной торговой палаты (с 1972 Торгово-промышленная палата СССР). Степень участия отечественных производителей во Всемирных выставках была различной, но всегда достаточно высокой: 387 (1851), 585 (1862), 1392 (1867), около 1 тысячи (1893), около 2,4 тысяч (1900) российских экспонентов; 4,5 тысяч (1925), свыше 6 тысяч (1967) экспонатов из СССР. Однако характер участия менялся: если экспоненты из Российской империи учитывали, что промышленные отделы Всемирных выставок, по сути, были близки к товарным биржам, давали возможность совершать торговые сделки по выставленным образцам, то СССР строил свои экспозиции на Всемирных выставках в первую очередь с целью пропаганды достижений советского общества и социалистического способа производства.

Всемирные выставкиПромышленные отделы на Всемирных выставках. В 19 - начале 20 века на Всемирных выставках успехом традиционно пользовались шёлковые, льняные и ситцевые ткани российских фабрик товариществ «Эмиль Циндель», Альберта Гюбнера, Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» и др., изделия парфюмерных («Брокар и компания» и др.) и кондитерских («Жорж Борман», «Эйнем» и др.) фабрик, хрусталь Гусевского завода, фарфор предприятий М. С. Кузнецова, Ф. Гарднера, братьев Корниловых, Императорского фарфорового завода, ювелирные изделия и украшения фирм И. П. Сазикова, П. А. Овчинникова, «Братья Грачёвы», «Фаберже», «И. П. Хлебников, сыновья и Ко» и др., экспонаты кустарных отделов, коллекции русских самоцветов и минералов. Общий интерес вызывала продукция Санкт-Петербургского арсенала, Обуховского, Пермского, Златоустовского, Тульского, Сестрорецкого, Боткинского и Путиловского заводов, а также Морские отделы России, основными экспонентами которых являлись Кронштадтский и Санкт-Петербургский порты, Главное Гидрографическое управление, Адмиралтейские Ижорские заводы, Балтийский судостроительный завод. Прессой и публикой были отмечены первые лампы накаливания А. Н. Лодыгина (1873); образцы печатной продукции «Картографического заведения А. А. Ильина» (1876); результаты исследований по управляемому воздухоплаванию военных инженеров М. М. Поморцева и А. М. Кованько (1900). Особое внимание привлекали экспонаты, рассказывавшие о строившейся Транссибирской магистрали (1900; в 1904 по просьбе американских устроителей вновь была устроена посвящённая ей специальная экспозиция), паровозы российских машиностроительных заводов (1900). Наиболее популярными у публики были вазы, шкатулки и другие изделия из самоцветов и драгоценных камней Петергофской и других гранильно-шлифовальных фабрик (1851); большой павильон из ажурного чугунного литья, выполненный мастерами Каслинского завода, мозаичная карта Франции, сделанная на Екатеринбургской шлифовальной фабрике из золота, платины, драгоценных и цветных камней, высокоочищенная водка и коньяки Н. Л. Шустова, Д. 3. Сараджишвили, Г. Г. Елисеева (1900). Сенсацией стали электрические осветительные устройства П. Н. Яблочкова (1878) и коллекция русских мехов, не имевшая себе равных (1893).

Всемирные выставкиПродолжая традицию, СССР демонстрировал на Всемирной выставке 1925 года многочисленные образцы текстильной промышленности, книги, книжную и промышленную графику, «агитационный» фарфор, изделия декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты. Особый интерес посетителей следующих Всемирных выставок вызвали самолёт АНТ-25, на котором в 1937 году В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков совершили беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - Ванкувер (1939); действующий макет канала «Москва - Волга» (1937), катер на подводных крыльях, спроектированный в Горьковском ЦКБ под руководством Р. Е. Алексеева (1958). Повышенным вниманием на Всемирных выставках по-прежнему пользовался железнодорожный подвижной состав - модели мощных и скоростных советских паровозов серий «ИС», «ФД», «СО» (1937), а также новые экспонаты - полярная станция «СП-1», демонстрировавшая успехи СССР в освоении высоких широт (1939); действующий макет крупнейшей в мире Красноярской ГЭС, модель самого большого транспортного самолёта Ан-22 («Антей»), модели квантовых генераторов (лазеров и мазеров), созданных Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым (1967); уникальная карта дна Мирового океана, составленная специалистами Института океанологии Академии Наук СССР, атлас и большая диорама «Антарктический континент» (1975). Сенсацией Всемирных выставок стали копии-модели искусственных спутников Земли, а также макеты первой в мире атомной электростанции и крупнейшего в мире синхрофазотрона, модели атомного ледокола «Ленин» и первого в мире турбореактивного пассажирского самолёта Ту-104 (1958). Наиболее популярными были выставлявшиеся и ранее лаковая миниатюра Палеха, Мстёры, Холуя и Федоскино, ростовская финифть, дулёвский фарфор, павловопосадские шали, туркменские ковры, холмогорская резьба, серебро Великого Устюга и дагестанского аула Кубачи, тарусская и крестецкая вышивки, вологодские, елецкие и рязанские кружева (1937), а также экспонаты, связанные с освоением космоса, - макеты спутников серии «Космос», космического корабля «Восток», автоматических станций «Луна-9» и «Лу-на-10» (1967). На фоне немногочисленных экспонатов российского отдела на Всемирной выставке 2000 года выделялись макеты орбитального комплекса «Мир», ракетно-космической системы «Энергия-Буран», метеоспутников нового поколения, плавучей буровой установки, уникальная разработка приливной электростанции и проект восстановления озонового слоя Земли.

Всемирные выставки

На всех Всемирных выставках с участием России и СССР отечественные экспоненты получали многочисленные награды. В 1867 году высшей награды (Гран-при) удостоены работы Б. С. Якоби, выступившего с докладом о необходимости повсеместного введения метрической системы мер и весов (всего российскими экспонентами получено свыше 470 наград, в том числе 3 высшие, 21 золотая, 93 серебряные, 211 бронзовых медалей). В 1873 году высшую награду получила «Наглядная азбука» Ф. Ф. Павленкова. Среди награждённых экспонентов Всемирной выставки 1878 года - Московский металлический завод Ю. П. Гужона, «Санкт-Петербургская химическая лаборатория», выпускавшая парфюмерную продукцию, и др. (всего 780 наград). В 1889 году награды получили В. В. Докучаев и его коллекция русских почв, Невская писчебумажная фабрика Варгуниных, печатная продукция И. Д. Сытина, А. С. Суворина, И. Н. Кушнерёва, каталог книг для народного чтения Х. Д. Алчевской (всего 662 награды, в том числе свыше 20 высших наград и почётных дипломов, 128 золотых, 184 серебряные, 201 бронзовая медаль). По итогам выставки 1893 около 80% всех российских экспонатов были награждены медалями и дипломами различного достоинства; золотую медаль за изобретённый им способ дуговой электрической сварки получил Н. Г. Славянов. На Всемирной выставке 1900 года высшими наградами отмечены российские орловские рысаки и так называемый беспроволочный телеграф (радио) А. С. Попова; награждены паровозы Путиловского и Коломенского заводов, спальные вагоны российских вагоностроительных заводов, модели мостов инженеров Н. А. Белелюбского, Е. К. Кнорре, Л. Д. Проскурякова (всего российские экспоненты получили 1589 наград). В 1925 году экспонаты отдела СССР получили 183 награды (9 высших, 30 почётных дипломов, 59 золотых и 45 серебряных медалей), в 1937 - около 600 наград, их были удостоены, в частности, проекты станций московского метро «Дворец Советов» («Кропоткинская»), «Красные Ворота», «Сокольники», «Комсомольская». В 1958 году высокие награды получили станкостроительные, автомобильные (ГАЗ, МАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ) и радиозаводы, авиаконструкторские бюро А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, О. К. Антонова, Н. И. Камова, М. Л. Миля (всего 527 наград, в том числе 82 высших, 79 почётных дипломов, 118 золотых медалей). Начиная с «ЭКСПО-67» МБВ приняло решение отказаться от присуждения наград экспонентам всемирных выставок.

Всемирные выставкиХудожественные отделы Всемирных выставок. В 1862 году был устроен смотр произведений изобразительного искусства, созданных за последние 100 лет (впоследствии он стал традиционным); среди показанных в Лондоне 126 произведений русского искусства были картины В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, А. И. Корзухина, Н. Е. Сверчкова, А. А. Попова, П. П. Чистякова и др. В 1867 году демонстрировались работы 40 российских живописцев, в том числе картины художников реалистического направления В. Г. Перова, В. В. Пукирева, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, скульптуры М. А. Чижова и М. М. Антокольского. Сенсацией Всемирной выставки 1873 года стала картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». В 1878 году с большим успехом прошли 4 концерта русской музыки, организованные Н. Г. Рубинштейном. В 1889 году славу России принесли концерты русской музыки во дворце «Трокадеро» под управлением Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Российская художественная экспозиция в 1900 году насчитывала свыше 450 произведений, работы художников объединения «Мир искусства» потеснили творения передвижников, награды получили В. А. Серов, Ф. А. Малявин, А. П. Рябушкин, К. А. Коровин, В. И. Суриков, П. П. Трубецкой, В. А. Беклемишев и др. В Риме в 1911 году в 20 залах Русского павильона экспонировались многочисленные работы художников разных направлений: В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Л. С. Бакста, М. В. Добужинского, А. Я. Головина, И. И. Бродского, К. С. Петрова-Водкина, Н. К. Рериха, Л. О. Пастернака, И. Я. Гинцбурга, С. Д. Эрьзи и др., отдельные залы были отведены для картин И. Е. Репина и В. А. Серова. Специально приезжавший на выставку в Рим балет С. П. Дягилева показал несколько спектаклей с участием Т. П. Карсавиной и В. Ф. Нижинского. В 1925 году в советском отделе доминировали представители так называемого революционно-оптимистического авангарда, определявшие тогда лицо советского искусства; в частности, были показаны эскизы театральных костюмов и макеты декораций, образцы рекламной и промышленной графики, первые советские постановочные («Стачка» С. М. Эйзенштейна) и документальные («Киноглаз» Д. Вертова) фильмы. В 1937 году символом советской экспозиции и одной из архитектурных доминант выставки являлась скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. Н. Мухиной (высшая награда). Французские зрители с интересом приняли советские кинофильмы «Депутат Балтики» (высшая награда), «Пётр I» (высшая награда), «Чапаев», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Семеро смелых», «Возвращение Максима». На Всемирной выставке 1939 года стены залов украшали огромные коллективные панно «Знатные люди СССР», «Праздник авиации», «Физкультурный парад», панорама (длиной 80 м) «Единство народов СССР». Эти и другие экспонировавшиеся тут живописные работы И. И. Бродского, Вл. А. Серова, Ю. И. Пименова, А. А. Пластова, Д. А. Шмаринова, Б. В. Иогансона, И. Г. Дроздова, Н. В. Томского, исполненные в рамках идеологии «советского академизма», или так называемого социалистического реализма, должны были наглядно демонстрировать новую жизнь советского человека. Проведённый во время Всемирной выставки 1958 года опрос кинокритиков из разных стран определил 12 лучших фильмов «всех времён и народов», в числе которых были названы «Броненосец "Потёмкин"», «Мать» и «Земля». На Всемирной выставке 1975 года с триумфом прошли концерты Государственного академического ансамбля народного танца под руководством И. А. Моисеева.

С 1873 года во время Всемирной выставки проходили многочисленные конгрессы по различным отраслям экономики, науки и культуры. Так, в период работы Всемирной выставки 1878 года наряду с другими состоялся первый в истории международный Литературный конгресс; его почётным президентом был избран В. Гюго, вице-президентами - И. С. Тургенев и П. Д. Боборыкин. В рамках Всемирной выставки 1900 года были организованы международные конгрессы (таможенный, философский, железнодорожный, нефтяной, физический, метеорологический и др.), в работе которых приняли участие и представители России.

В середине 19 - середине 20 века выставки являлись самой большой ареной интеркультурного общения и наиболее авторитетной мировой площадкой для честной и открытой конкуренции стран-экспонентов (в 1900 году Всемирные выставки посетило свыше 48 миллионов человек, в 1937 - свыше 34 миллионов человек, в 1958 - свыше 40 миллионов человек). В конце 20 века резко возросшие возможности телекоммуникаций, глобализация СМИ, закрытость многих новых идей и разработок, связанных с ВПК, заметно снизили значение и роль Всемирных выставок.

Лит.: Great exhibition of the works of industry of all nations of 1851. Official descriptive and illustrated catalogue. L., 1851-1852. Vol. 1-4; Самойлов Л. М., Шерер А. А. Обозрение Лондонской Всемирной выставки по главнейшим отраслям мануфактурной промышленности. СПб., 1852; Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже 1867 года. СПб., 1869. Вып. 1-15; Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. СПб., 1900; Кириченко-Астромов Б. В. Кустарный отдел на Всемирной Туринской выставке 1911 г. СПб., 1912; Exposition internationale des arts et techniques dans la vie moderne, 1937: Rapport général. Р., 1938. Vol. 1- 4; Павильон СССР на Международной выставке в Париже. М., 1938; Luckhurst К. W. The story of exhibitions. L.; N. Y., 1951; Большаков И. Г. Всемирный смотр. Успех СССР на Всемирной выставке в Брюсселе. М., 1959; Посохин М. В. Архитектура «ЭКСПО-70». М., 1970; Соколов А. С. Россия на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году // Американский ежегодник. 1984. М., 1985; Historical dictionary of world’s fairs and expositions, 1851-1988. N. Y., 1990; Шпаков В.Н. Россия на Всемирных выставках. М., 2000.

А.С. Соколов.