«Жидoвствующие»

«ЖИДОВСТВУЮЩИЕ», ересь в истории Русской православной церкви 2-й половины 15 века. В отечественной исторической науке 20 века называлась также «московско-новгородской ересью».

Имело ли движение «жидовствующих» чётко сформулированное учение или оно было стихийной смесью христианских и иудейских, рационалистических и мистических элементов, остаётся спорным. Сочинения новгородских еретиков до нас не дошли, основными источниками в данном случае служат послания архиепископа Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого и его труд «Просветитель». Определённо известно, что ересью «жидовствующие» были извращены все основные аспекты христианского вероучения: триадология и христология. В области христологии «жидовствующие» не признавали Божественность Иисуса Христа, Его воплощение, Спасительные страсти, Воскресение, второе пришествие и Страшный суд, всеобщее воскресение мёртвых, а также и таинство Евхаристии. В области триадологии «жидовствующие» отвергали Пресвятую Троицу, не признавая Иисуса Христа Божественной ипостасью. Кроме того, «жидовствующие» демонстрировали некоторые богомильско-иконоборческие настроения, «понося» иконы, церковную иерархию и монашество. Священники-еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания, христианские догматы, соблюдали закон Моисеев, субботу и праздновали Пасху по иудейскому календарю.

Реклама

Появление ереси «жидовствующих» принято датировать 1-й половиной 1470-х годов. Начало ереси было положено неким иудеем Схарией, прибывшим в Новгород из Киева в составе свиты киевского князя Михаила Александровича Олельковича (умер в 1481). Вскоре в Новгород прибыли ещё несколько иудеев, которые склонили в ересь священника Дионисия и протопопа Алексия, а также членов их семей. Пропаганда «жидовствующих» имела успех: нарастание эсхатологических ожиданий, связанное с окончанием пасхалии, способствовало быстрому развитию и распространению ереси. Особенное внимание «жидовствующие» обращали на православное духовенство, добиваясь проникновения своих тайных сторонников в его ряды через рукоположение в священный сан. Об их успехах свидетельствует, например, факт агитации священнослужителей и присоединения к «жидовствующим» протопопа новгородского Софийского собора Гавриила.

Около 1480 года, во время посещения великим князем московским Иваном III Васильевичем Новгорода, Алексий и Дионисий сумели войти в доверие к великому князю, который взял их с собой в Москву, назначив первого священником кремлёвского Архангельского собора, а второго - протопопом кремлёвского Успенского собора. Здесь они приобрели новых последователей, сумев проникнуть даже в великокняжескую семью.

В 1487 в Новгороде распространение «жидовствующих» приняло открытый характер, но архиепископ Новгородский Геннадий предпринял энергичные контрмеры, о чём свидетельствуют его многочисленные послания. В 1488 в Москве состоялся соборный суд над группой новгородских «жидовствующих», но решительных мер принято не было.

В 1490 «жидовствующим» удалось провести на московскую митрополичью кафедру своего ставленника - архимандрита Зосиму. Однако ему, по требованию архиепископа Геннадия, пришлось внешне осуждать «жидовствующих». В октябре того же года в Москве состоялось соборное рассмотрение деятельности «жидовствующих» - обличённые в «иудействе» были осуждены на заточение. Часть из них была отослана в Новгород к архиепископу Геннадию, который предал их публичному позору. Однако эти меры не остановили движения, особенно в Москве, где у «жидовствующих» были сильные покровители. Еретики, пользуясь покровительством могущественного дьяка Ф. В. Курицына, продолжали свою деятельность даже после удаления с митрополичьей кафедры их скрытого сторонника Зосимы. В этот период главными борцами с «жидовствующими» выступали архиепископ Новгородский Геннадий, а позднее, с конца 1490-х - начала 1500-х годов, преподобный Иосиф Волоцкий. Вместе с тем против проповеди последнего о беспощадном гонении на еретиков высказывались преподобный Нил Сорский и его ученики, полагавшие, что христианство может быть проповедовано только мирным путём. Решительный характер борьба с ересью приняла только после разрешения династического кризиса в пользу сына Ивана III от Софьи Палеолог князя Василия Ивановича (будущего великого князя московского Василия III Ивановича).

В 1504 году церковный собор осудил ересь; наиболее видные еретики были осуждены на смертную казнь и тюремное заключение.

Источн.: Иосиф Волоцкий, преподобный Просветитель / Пер. Е. В. Кравец, Л. П. Медведева. М., 1993.

Лит.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.; Л., 1955; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й половине XVI в. М., 1960; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в. М.; Л., 1960; Турилов А. А., Чернецов А. В. К культурно-исторической характеристике ереси «жидовствующих» // Герменевтика древнерусской литературы XI-XVI в. М., 1989. [Сб. 1]; Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Л., 1991; Мильков В. В. Отвергнутая традиция: учение еретиков-«жидовствующих» // Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997; Скрынников Р. Г. Русская церковь в XV-XVI вв. Взаимоотношения Москвы и Новгорода // Московская Русь (1359-1584): культура и историческое самосознание. М., 1997; Григоренко А. Ю. Духовные искания на Руси конца XV в. СПб., 1999; Исследования книжных памятников. История. Филология. Источниковедение / Ред. В. М. Кириллин, М. М. Панфилов. М., 2000.

С. П. Зверев.