Буряты
БУРЯТЫ (самоназвание - бурят), монголоязычный народ в России, коренное население Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского Бурятского автономных округов. Численность 445,2 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Бурятии 272,9 тысяч человек, Иркутской области 80,6 тысяч человек (в Усть-Ордынском автономном округе - 53,6 тысяч человек), Читинской области 70,5 тысяч человек (в Агинском Бурятском автономном округе - 45,1 тысяч человек), Республике Саха (Якутия) 7,3 тысяч человек. Живут также в Киргизии (в основном в Бишкеке), Северной Монголии (Хэнтэйский, Восточный, Селенгинский, Хубсугульский аймаки), Китае (автономный район Внутренняя Монголия, Хулун-Буйрский аймак), Украине (в основном в Киеве) и др. 83% бурят в России говорят на бурятском языке, 96,4% - на русском. Верующие - православные, старообрядцы, буддисты (махаяна, школа гелуг), многие буряты придерживаются традиционных культов (шаманизм и др.).
Время появления монголов в Прибайкалье разные исследователи датируют от 2-го тысячелетия до нашей эры (Г. Н. Румянцев) до 13 века нашей эры (С. А. Токарев). Вероятно, с ними можно связывать баргутов (китайский байегу, тюркский байырку), известных с 1-го тысячелетия нашей эры в Баргузинской котловине. По-видимому, в ранний период своего пребывания в Прибайкалье монголы находились в сильной политической и культурной зависимости от тюрок. Последующее распространение влияния монголов в регионе связывают с возвышением государства киданей и ослаблением Кыргызского каганата (начало 10 века). В начале 2-го тысячелетия нашей эры источники упоминают в Прибайкалье хори (хорилар, куралас), разгромленных в 13 веке Чингисханом. В 13 веке (в исторической хронике «Сокровенное сказание») впервые упоминаются буряты, по-видимому, в это время подчинённые ойратам. Русские источники с начала 17 века называют их «братами», «братскими». В долине Ангары и её притоков и верховьях Лены упоминаются объединения хонгодоров (хонгоодор), булагатов (булгад), эхиритов (эхирид), в Забайкалье - хоринцев (хори). Составлявшие их роды к 19 веку вошли в состав этнотерриториальных групп («поколений»): к западным (прибайкальским) бурятам относились нижнеудинские (среднее течение реки Уда), балаганские, или унгинские (бассейн реки Унга и среднее течение реки Ока), аларские (реки Белая и Аларь), идинские (бассейн рек Ида, Оса, верховья реки Уда), верхоленские (верховья Лены, Куды и Мурина), кудинские (реки Куда, Мурин, Китой, Голоустная), ольхонские (озеро Ольхон и западное побережье Байкала), китойские (река Китой), окинские (верховья реки Ока), тункинские (верховья реки Иркут), закаменские (верховья реки Джида), кударинские (Кударинская степь в устье реки Селенга) буряты; к восточным (забайкальским) бурятам - селенгинские (среднее и нижнее течение Селенги и Джиды), хоринские (правобережье Селенги), баргузинские (река Баргузин), агинские (река Ага, среднее течение реки Ингода и низовья реки Онон), ононские хамниганы (река Онон). В состав бурят входили тюркские (в том числе до недавнего прошлого - сойоты) и тунгусские группы. Буряты объединялись в общины - улусы, или хотоны; улусы - в холбоны, или табины, во главе с шуленгами; холбоны - в роды во главе с зайсанами, или родовыми шуленгами; роды - в «поколения» во главе с тайшами; звание тайши с начала 18 века жаловалось царским указом. Существовали также общие улусные и родовые сходы (сугланы). Роды были экзогамны, имели свою родословную (древнейшие родословные, записанные старомонгольским письмом, относятся к 17 веку), первоначально - общую территорию и культовые места. Со временем роды потеряли территориальную целостность и «родом» стала называться административно-территориальная единица пёстрого состава. По переписи 1897 года, буряты насчитывали 288 тысяч человек, 1926 - 237,5 тысяч человек, 1939 - 225 тысяч человек.
Реклама
Традиционная культура типична для народов Южной Сибири (смотри статью Народы и языки в томе «Россия»). Основное традиционное занятие бурят - кочевое, у западных бурят - полукочевое скотоводство; кочевничество дольше всего сохранялось у агинских бурят. Разводят «пять видов скота» (табан хушуун мал): лошадей, овец, коров, коз, до 19 века у западных и до середины 20 века у восточных бурят - верблюдов; закаменские и окинские буряты разводят яков. Было издавна известно сенокошение, выращивание сена на утугах (специально расчищенных и удобренных участках). Были развиты также охота (до середины 18 века - исключительно с луком и стрелами), на Байкале - рыболовство и промысел нерпы. До начала 20 века сохранялся обычай конной облавной охоты (аба) с участием до 1000 человек под предводительством ритуального вождя (галша). В ней участвовали все взрослые мужчины (с 10-13 лет), имевшие коней. Охота сопровождалась спортивными состязаниями, исполнением улигеров и др. Пашенное земледелие у западных бурят было известно с древности, у восточных - с конца 17 века, под влиянием русских. Развиты кузнечество (кузница была в каждом поселении; кузнецов почитали наряду с шаманами), литьё из бронзы, ювелирное дело (чеканка, зернь, скань, золочение, чернь, эмаль), роспись и резьба по дереву (в том числе изготовление буддийской культовой скульптуры, ксилографических досок), плетение ковриков из конского волоса (таар), меховая мозаика, аппликация, тиснение по коже, узорное вязание чулок. Традиционное жилище - войлочная юрта, у западных бурят ко 2-й половине 19 века сменившаяся срубной четырёх-, шести- или восьмиугольной юртой (гэр) с шатровой крышей, опирающейся на 4 столба в центре, и дымовым отверстием (урхэ); были распространены и русские избы. Дом традиционно обращён дверями на юго-восток. Для мужской одежды характерен туникообразный правозапашной халат-дэгэл южносибирского (западные буряты) или восточноазиатского (восточные буряты) типа. Женщины носили платье на кокетке (западные буряты) или халат-дэгэл (восточные буряты; у девочек и старых женщин - мужского покроя, у девушек-невест и замужних женщин - с отрезным подолом и вставными рукавами в сборку) с безрукавкой (женщинам запрещалось «показывать спину»). Девушки носили одну, замужние женщины - две косы с богато украшенными накосниками, старые женщины обривали голову. Совершеннолетнему юноше волосы обривали, оставляя косу на темени. Мужчины и женщины носили украшения из серебра, коралла, бирюзы, янтаря. Традиционная пища - мясная (было известно употребление крови живых животных) и молочная. Из ячменной и ржаной муки делали лапшу, в золе очага пекли пресные лепёшки. Напитки - чай с молоком, маслом, солью, салом и др., квашеное коровье (курунга - хурэнгэ) и кобылье (кумыс - сэгээ) молоко, молочная водка (архи, тарасун).
Основа традиционной религии - шаманизм. Шаманские атрибуты - бубен с колотушкой (хэсэ, тойбор), бронзовое или нефритовое зеркало (толи), трость (сорьби), кнут (мина, ташуур), копьё, нож, варган (хур), костюм (оргой), головной убор из железа или кожи с головы зверя (майхабши) и шапка (малгай) и др. Шаманистская религия включала культ духов (эжин, бурхан, тэнгри, онгон, заян, нойон, хан), возглавлявшихся небесным богом Хухэ Мунхэ; посвящённые им изображения и предметы назывались онгонами (в семье могло храниться до 60 онгонов). Почитались родовые, семейные и местные покровители, духи умерших. В течение года устраивались семейные, улусные и родовые праздники (тайлаганы), Великий тайлаган проводился в начале лета. Новый год (Саган сара) праздновался у западных бурят осенью, у восточных - по буддийскому календарю (январь - февраль), летом отмечался праздник Обо тахил. С конца 20 века шаманизм возрождается (так называемый неошаманизм), возникла Ассоциация шаманов Бурятии Хэсэ хэнгэрэг (1993, с 1997 года Духовный центр бурятской народной религии Бо мургэл).
Устное творчество. Распространены сказки, предания, пословицы, загадки. Центральное место в героическом эпосе бурят занимает «Гэсэр». В музыкальном творчестве различаются традиции западных и восточных бурят. У восточных бурят доминирует ангемитоника, включая бесполутоновую пентатонику, у западных бурят распространены звукоряды с полутонами. В некоторых жанрах встречаются элементы полифонии. Высокий статус в культуре имеют улигеры («Абай-Гэсэр», «Ерэнсэй», «Лодой Мэргэн» и др.); западные буряты поют их от начала до конца, восточные буряты чередуют пение с прозаической или поэтической речью, иногда в сопровождении 2-струнного смычкового инструмента (хур) или цитры (ятаган). Распространены также флейты - поперечная (лимба) и продольная (сур), ряд заимствованных инструментов. Наиболее сохранившаяся часть культуры - песни (дун), включающие многие лирические и обрядовые жанры (любовные, бытовые, шуточные, сиротские, свадебные, застольные), а также песни-танцы: круговой ёохор (западно-бурятского происхождения, ныне распространён повсеместно) и нэрьеэлгэ (восточно-бурятского).
Лит.: Шаракшинова Н. О. Героический эпос бурят. Иркутск, 1968; Бардаханова С. С. Малые жанры бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1982; Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства: На материале обрядового фольклора бурят. М., 1991; Дугаров Д. С., Куницын О. О. Буряты // Музыкальная культура Сибири. Новосиб., 1997. Т. 1. [Кн. 1]: Традиционная культура коренных народов Сибири; Елаев А. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000; Обряды в традиционной культуре бурят. М., 2002; Буряты. М., 2004; Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
Н. Л. Жуковская; В. В. Мазепус (устное творчество).