Ельцин Борис Николаевич
ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1.2.1931, село Бутка Талицкого района Уральской области, ныне Свердловской области - 23.4.2007, Москва), первый президент Российской Федерации [10.7.1991 (до 25.12.1991 - РСФСР) - 31.12.1999], советский партийный, российский государственный деятель, председатель ВС РСФСР (29.5.1990 - 10.7.1991), Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации (7.5.1992 - 31.12.1999).
Окончил строительный факультет Уральского политехнического института (1955). Член КПСС (1961-90; вышел из партии на 28-м съезде). В 1955-68 на различных должностях в строительных организациях. Заведующий отделом строительства (1968-1975), секретарь (1975-76), 1-й секретарь (1976-85) Свердловского обкома КПСС. Член (1981-90), секретарь (июль 1985 - февраль 1986) ЦК КПСС; кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС (1986-88). 1-й заместитель председатель Госстроя СССР - министр СССР (декабрь 1987 - март 1989). С декабря 1985 1-й секретарь Московского городского комитета КПСС, провёл «чистку» кадров в московской партийной организации, приобрёл репутацию решительного борца с коррупцией и номенклатурными привилегиями. На Пленуме ЦК КПСС (октябрь 1987) выступил с критикой темпов перестройки, настаивал на более решительных преобразованиях, критиковал руководство КПСС. В ноябре 1987 года отстранён от должности руководителя Московского городского комитета КПСС.
Реклама
Популярность Ельцина возросла после его речи на 19-й Всесоюзной партконференции (июнь - июль 1988), когда он выступил с критикой партноменклатуры и высказался за введение прямых и тайных выборов генерального секретаря КПСС, ограничение времени пребывания на этой должности (не более двух сроков) и введение возрастного ценза (не старше 65 лет). Весной 1989 Ельцин получил предложение почти в 200 округах стать кандидатом на выборах в народные депутаты СССР, которые впервые в стране проводились на альтернативной основе. Победил с подавляющим перевесом в голосах избирателей. Был включён в состав Совета национальностей ВС СССР от РСФСР. Член Президиума, руководитель Комитета строительства и архитектуры ВС СССР (до 1990). Во время работы 1-го Съезда народных депутатов СССР (май - июнь 1989) избран сопредседателем (наряду с Ю. Н. Афанасьевым, В. А. Пальмом, Г. Х. Поповым, А. Д. Сахаровым) Межрегиональной депутатской группы. В 1990, после смерти Сахарова, стал лидером либеральной оппозиции, оформившейся в общественно-политическое движение «Демократическая Россия».
Весной 1990 избран народным депутатом РСФСР от Свердловска (ныне Екатеринбург), а на 1-м Съезде народных депутатов - председателем ВС РСФСР. После провозглашения государственного суверенитета рядом союзных республик (Азербайджан, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония) инициировал принятие съездом Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.6.1990), провозгласившей верховенство республиканских конституций и законов над союзными (также ВС РСФСР принял закон от 24.10.1990, предоставлявший российским органам власти право приостанавливать действие союзных актов в случае, если они нарушали суверенитет РСФСР). В 1990 году ВС РСФСР принял ряд нормативных документов, направленных на переподчинение союзной собственности и союзных структур российским органам власти: 13.7.1990 учреждён государственный банк Российской Федерации, подотчётный ВС РСФСР [по закону от 2.12.1990 о Центральном банке РСФСР (Банке России) ему были переданы функции главного банка на территории РСФСР], принят Закон «О собственности в РСФСР» (24.12.1990) и ряд других. Ельцин подписал прямые двусторонние договоры с УССР и Казахской ССР (ноябрь 1990), Латвийской, Литовской и Эстонской республиками (1991) на основе признания взаимного суверенитета, невмешательства республик во внутренние дела друг друга, нерушимости существующих республиканских границ.
После предоставления 4-м Съездом народных депутатов СССР чрезвычайных полномочий по управлению страной президенту СССР М. С. Горбачёву (декабрь 1990) и столкновений гражданского населения с подразделениями армии и МВД в Вильнюсе и Риге (январь 1991) Ельцин в выступлении по телевидению (19.2.1991) потребовал от Горбачёва немедленно уйти в отставку, передав всю полноту власти Совету Федерации, состоявшему из глав союзных республик. 21 февраля на сессии ВС РСФСР было принято решение о введении поста Президента РСФСР, которое было поддержано на всероссийском референдуме 17.3.1991. 28.3.1991 на 3-м внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР Ельцин выступил против выдвинутого Горбачёвым проекта нового Союзного договора, высказался за преобразование СССР в «союз суверенных государств», наделённый функциями, переданными ему республиками (к этому времени все союзные республики СССР приняли документы о государственном суверенитете). В июне 1991 года на президентских выборах в РСФСР Ельцин победил с существенным отрывом от своих соперников. Указом от 20.7.1991 он прекратил деятельность организационных структур КПСС в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР. В условиях Августовского кризиса 1991 Ельцин укрепил позиции национального лидера. Оперативно собрав своих сторонников возле здания ВС РСФСР (так называемого Белого дома), он возглавил борьбу с ГКЧП и одержал безоговорочную победу. В дни путча ВС РСФСР постановлением от 21.8.1991 предоставил Ельцину право отстранять от должности председателей Советов народных депутатов всех уровней в случае неисполнения ими законодательства РСФСР, указов Президента и актов Правительства России, а также единолично назначать и освобождать от должности глав администраций краёв, областей и др. (должности введены этим же постановлением). К концу 1991 года Ельцин назначил своих представителей более чем в 50 регионов России. Указом от 23.8.1991 Ельцин приостановил деятельность КП РСФСР на том основании, что она поддержала попытку государственного переворота (указом от 6.11.1991 запретил на территории РСФСР деятельность КПСС и КП РСФСР; легальная деятельность Коммунистической партии восстановлена по решению Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.1992). 2 сентября Ельцин, Горбачёв и высшие руководители союзных республик выступили с заявлением, в котором объявили о создании на переходный период (до принятия новой конституции) нового органа - Государственного совета (Президент СССР и руководители союзных республик) для согласования вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик. Законом СССР от 5.9.1991 был упразднён Кабинет министров СССР.
Возобновивший свою работу 28.10.1991 5-й Съезд народных депутатов РСФСР (первоначально заседал 10 - 17.7.1991) расширил полномочия Президента РСФСР, предоставив Ельцину право сформировать «кабинет реформ», самостоятельно решать кадровые вопросы в системе исполнительной власти, в течение года возглавлять правительство и издавать указы, имеющие силу закона, приостанавливать действие актов глав исполнительной власти республик в составе РСФСР, если они противоречат Конституции и законам РСФСР, а с января 1992 - приступить к радикальной экономической реформе. 6.11.1991 Ельцин сформировал и возглавил Правительство РСФСР. 15.11.1991 подписал пакет президентских указов и правительственных распоряжений, направленных на замену общесоюзных органов управления российскими. 8 декабря Ельцин совместно с руководителями УССР и БССР подписал Беловежские соглашения 1991 года, в которых было заявлено о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. Соглашения были ратифицированы постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991.
Основными своими задачами Ельцин считал слом старой, социалистической системы в области политической, экономической, социальной; создание основы нового демократического строя, базирующегося на рыночной экономике и соблюдении основных гражданских свобод; сохранение территориальной целостности страны и её геополитического значения. Все эти задачи ему пришлось решать в условиях глубокого экономического спада, вызванного резким падением мировых цен на нефть (основного экспортного ресурса Российской Федерации), негативных социально-экономических последствий быстрого перехода с плановой на рыночную экономику, наличия мощной политической оппозиции, развёртывания теневой и олигархической экономики при слабости государственного управления.
Внутренняя политика. Столкнувшись с нарастанием дезинтеграционных процессов, Ельцин принял меры, направленные на сохранение политико-экономической целостности России. По его инициативе 31.3.1992 в Москве полномочными представителями Российской Федерации и субъектов Федерации был подписан Федеративный договор, который определил основы взаимоотношений между субъектами Российской Федерации и федеральным центром.
Весной 1992 года поддержка курса реформ, проводимого Ельциным, в обществе и политических кругах стала сокращаться. Ельцин столкнулся с ожесточённым противостоянием оппозиционно настроенной части Съезда народных депутатов по вопросам о власти (полномочиях парламента и президента), о методах, темпах и характере проводимых реформ. Оформившаяся в антипрезидентский блок «Российское единство» оппозиция выступала за лишение Ельцина чрезвычайных полномочий и отставку правительства Е. Т. Гайдара, выражала резкое недовольство ходом экономических реформ.
Оппозицию поддержал возглавлявший с июня 1991 ВС РСФСР Р. И. Хасбулатов. На 9-м внеочередном Съезде народных депутатов (26 - 30.3.1993) конфликт привёл к попытке отрешения от должности президента (импичмента), противники Ельцина не смогли набрать квалифицированного большинства голосов. По инициативе Ельцина 25.4.1993 был проведён референдум - фактически о доверии президенту и Съезду народных депутатов, на котором большинство граждан поддержало президента.
Чтобы обеспечить правовой выход из углублявшегося кризиса государственной власти, грозившего развалом страны и потерей суверенитета, Ельцин 20.5.1993 издаёт Указ «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». На основании проектов, предложенных президентом и Конституционной комиссией Съезда народных депутатов, а также многочисленных замечаний и предложений, поступивших от граждан, государственных и общественных организаций, Конституционное совещание подготовило проект новой Конституции Российской Федерации. Указом от 21.9.1993 Ельцин постановил «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации» и до начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального собрания Российской Федерации руководствоваться указами президента и постановлениями правительства. Народные депутаты оказали сопротивление, разразился Октябрьский кризис 1993 года, закончившийся победой Ельцина.
12.12.1993 на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации и избрана Государственная дума. Конституция 1993 определила основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция Ельцина существенно изменила структуру высших органов государственной власти, отказалась от идеи «всевластия Советов», ввела принцип разделения властей и заложила основы демократического федеративного устройства России. Признавая и гарантируя права человека и гражданина, в равной мере защищая все формы собственности, Конституция 1993 года обеспечивала в стране развитие гражданского общества. Ельцин содействовал становлению и укреплению новых для постсоветской России институтов гражданского общества. Одним из приоритетов внутренней политики стало обеспечение свободы слова и развитие отечественных СМИ. В стране действовала демократическая избирательная система, существовала реальная многопартийность. В соответствии с российскими цивилизационными особенностями и международно-правовыми обязательствами Ельциным была выстроена система отношений государства с традиционными конфессиями и другими религиозными организациями. Выступая конституционным гарантом прав человека и гражданина, Ельцин создал и укрепил законодательные основы правозащитной деятельности.
В условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, проявившегося в обвальном нарастании неплатежей, спаде в промышленности и сельском хозяйстве, острой социальной незащищённости населения, разгуле преступности, Ельцин весной 1994 года провозгласил курс на достижение общественного согласия. Однако летом и осенью 1994 года политический кризис в ставшей де-факто независимой Чеченской Республике вылился в ряд кровопролитных вооруженных столкновений, угрожавших распространением террористической активности на сопредельные республики Северного Кавказа. На восстановление конституционного порядка в «мятежном» регионе был направлен ряд указов Ельцина, в том числе Указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики», на основании которого 11.12.1994 в Чечню вошли подразделения Министерства обороны и МВД России и началась 1-я чеченская кампания (1994-96). Боевые действия приняли затяжной характер и привели к многочисленным жертвам, росту антироссийских настроений в Чечне и резкому усилению критики действий Ельцина и федеральных властей на Северном Кавказе, в том числе со стороны поддерживавших Ельцина праволиберальных сил («Демократический выбор России», «Яблоко»).
Выборы в Государственную думу в декабре 1995 года привели к сокращению политической поддержки Ельцина в высшем законодательном органе страны. За исключением ориентированной на председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина фракции «Наш дом - Россия» и выражавшей интересы глав регионов-доноров депутатской группы «Новая региональная политика», большинство в палате составляли представители правой и левой оппозиции.
Во время президентских выборов весной-летом 1996 года вокруг Ельцина сплотились политические силы, поставившие своей целью не допустить в стране коммунистического «реванша». Занявший 3-е место в 1-м туре голосования генерал А. И. Лебедь, выступавший с национал-патриотической предвыборной программой, призвал своих сторонников поддержать кандидатуру Ельцина, и 3.7.1996 во 2-м туре голосования Ельцин стал президентом на следующий срок.
31.8.1996 подписанием Хасавюртских соглашений закончилась 1-я чеченская кампания, так и не решившая вопросы статуса Чеченской Республики в составе Российской Федерации. Регион был фактически отдан под власть полевых командиров, что ознаменовало разгул терроризма и преступности.
Внутриполитической «реакцией» на победу Ельцина на президентских выборах стала консолидация коммунистической оппозиции, сумевшей выиграть губернаторские выборы в целом ряде российских регионов и усилить своё влияние в Федеральном собрании. Поддержка центристских сил («Наш дом - Россия») и тяготевших к ним депутатов-одномандатников, с одной стороны, и компромиссная позиция глав исполнительной и законодательной власти, составлявших Совет Федерации, - с другой, в 1996-98 оставались основными ресурсами администрации Ельцина для влияния на внутриполитическую ситуацию. 2-й президентский срок Ельцина был беспрецедентен по числу вынесенных президентских «вето» на принятые Государственной думой законы.
В марте 1998 года был отправлен в отставку с поста председателя правительства В. С. Черномырдин, бессменно возглавлявший кабинет министров с 1992 года. Новое правительство, сформированное С. В. Кириенко, придерживавшегося праволиберальных политических взглядов, не смогло за неполных 4 месяца выправить перекосы в финансово-кредитной и экономической политике и предотвратить дефолт в августе 1998 года. Внесение Ельциным в Государственную думу кандидатуры Е. М. Примакова в условиях разразившегося в конце августа - начале сентября политического кризиса стало результатом компромисса с левой оппозицией, но не смягчило ожесточённого противостояния президента и коммунистов.
Осенью 1998 года Государственная дума по предложению фракции КПРФ вновь инициировала процесс отрешения Ельцина от должности, предъявив ему обвинения в развале СССР, разгоне парламента в 1993 году, развязывании войны в Чечне, развале армии и геноциде против собственного народа, но при голосовании 15.5.1999 ни по одному из 5 пунктов не было набрано квалифицированного большинства голосов. В мае 1999 года Ельцин отправил в отставку правительство Примакова, и в стране развернулась острая политическая борьба по выборам в Государственную думу. Позиции проправительственной партии «Наш дом - Россия» заметно ослабели, и на центристском поле сложилась сильная политическая коалиция «Отечество - Вся Россия», объединившаяся вокруг мэра Москвы Ю. М. Лужкова, президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева и экс-премьера Примакова.
Смена С. В. Степашина, возглавлявшего правительство в мае - августе 1999, на В. В. Путина на посту председателя правительства происходила в обстановке резкого обострения военно-политической ситуации вокруг Чеченской Республики и начала 2-й чеченской кампании. Взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года показали, что в террористической деятельности чеченские боевики не намерены ограничиваться Северным Кавказом. Возникла серьёзная угроза национальной безопасности и государственному суверенитету. После месяца воздушных бомбардировок баз боевиков российскими ВВС 30 сентября началась наземная операция, в результате которой к декабрю 1999 года федеральные силы контролировали всю равнинную часть территории Чеченской Республики.
Созданное для участия в выборах в Государственную думу при поддержке администрации Ельцина межрегиональное движение «Единство» добилось убедительной победы на выборах в Государственную думу в декабре 1999 года.
В области экономики Ельцин был последовательным сторонником радикальных рыночных реформ и считал возможным в короткие сроки провести коренную перестройку экономической системы страны. В 1990-е годы была создана новая экономическая инфраструктура: система современных частных банков, инвестиционных компаний, бирж, стали применяться современные финансовые инструменты. 2.1.1992 вступил в силу указ Ельцина о либерализации цен (подписан 3.12.1991). 29.1.1992 подписан Указ «О свободе торговли». Либерализация цен привела к их стремительному росту (в 25 раз к концу 1992 года), гиперинфляция уничтожила многолетние сбережения граждан, резко ухудшилось положение пенсионеров и работников бюджетной сферы. В промышленности сокращался объём выпускаемой продукции при значительном росте цен на изделия. В результате прекращения финансирования государством нерентабельных предприятий особенно острым стал платёжный кризис. Борьба правительства с дефицитом государственного бюджета (20% ВВП) привела к сокращению расходов на здравоохранение, образование, оборону, науку, культуру. В то же время потребительский рынок наполнился товарами. В 1992-98 российский ВВП сократился на 44%, объём промышленного производства - на 56%. Абсолютный уровень инвестиций в 1990-98 снизился на 3/4, инвестиций производственного назначения - на 4/5. Экспорт капитала из России составлял десятки миллиардов долларов, импорт (без государственных займов) - 3-4 миллиарда долларов в год. Постоянный дефицит государственного бюджета покрывался за счёт внутренних и внешних займов (внутренний долг к середине 1998 года превысил 25% ВВП, внешний долг достиг, по различным подсчётам, от 135 до 170 миллиардов долларов). К концу 1990-х годов существенно вырос удельный вес теневой экономики. 17.8.1998 правительство объявило дефолт по внутреннему долгу, что привело к девальвации рубля по отношению к доллару в 3 раза.
В начале 1992 года правительство приступило к приватизации государственного и муниципального имущества. Программа приватизации первоначально на основании Закона Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (3.7.1991) и Указа Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29.12.1991) предусматривала акционирование государственных предприятий, а также их конкурсную или аукционную продажу. Также предполагалось открытие именных приватизационных счетов граждан и выпуск именных приватизационных чеков, которые граждане могли бы обменять на акции. Но уже весной 1992 года 6-й Съезд народных депутатов признал ход экономических реформ неудовлетворительным. Под влиянием промышленников в правительственную программу приватизации были внесены коррективы, позволявшие трудовым коллективам выкупать по остаточной стоимости 51% акций своих предприятий (указ от 1.7.1992), что на деле означало закрепление преимуществ за администрациями переходивших в собственность объектов. Однако уже в августе 1992 года Президент издал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14.8.1992), на основании которого начался выпуск чеков «на предъявителя» (ваучеров), что, в свою очередь, привело к их массовой скупке и концентрации в руках немногих лиц. В соответствии с указом Ельцина от 28.6.1994, утвердившим новый порядок приватизации, начался «денежный» этап разгосударствления собственности. Указ Президента от 31.8.1995 предусматривал передачу на конкурсной основе контрольных пакетов акций крупнейших государственных предприятий заинтересованным банкам, акционерным компаниям и др. в обмен на кредиты (так называемые залоговые аукционы), что фактически вылилось в неконкурентную продажу акций по заниженным ценам.
Внешняя политика. После распада СССР Россия провозгласила себя его правопреемницей и заняла в конце декабря 1991 года место СССР в ООН и ОБСЕ. Социальные и экономические трудности, с которыми столкнулась Россия в годы президентства Ельцина, сказались и на внешнеполитических позициях страны. Обеспечение национальных интересов России было затруднено, её суверенитет оказался ослаблен из-за резкого снижения военного и экономического потенциала. Большие внешние финансовые кредиты выдавались на определённых политических условиях. Вступление в Парижский клуб наложило на Российскую Федерацию обязательства в первую очередь вернуть кредиты, которые европейские страны давали СССР.
В 1992 году были подписаны декларация президентов России и США и Хартия российско-американского партнёрства и дружбы, предусматривавшие отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников, приверженность правам человека, экономической свободе, поддержку США либерального курса России, продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании региональной и стратегической стабильности. В том же году Россия и США ратифицировали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1; 1991), в 1993 году подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), образовали межправительственную российско-американскую комиссию по экономическому и технологическому сотрудничеству (всего в 1990-е годы было подписано свыше 200 двусторонних документов). Сознавая, что разрушение баланса сил делает Россию уязвимой перед глобальными претензиями США, Ельцин безуспешно пытался противостоять попыткам расширения НАТО за счёт стран - бывших членов Организации Варшавского договора (Польши, Чехии, Венгрии) и республик бывших СССР (Литвы, Латвии, Эстонии).
27.5.1997 в Париже Ельцин, генеральный секретарь НАТО Х. Солана и представители 16 стран - членов НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, определивший цели и механизм консультаций и сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий Российской Федерации и НАТО. В 1999 году Ельцин пытался противодействовать агрессии НАТО против Югославии, которую оценил как серьёзный удар по системе международной безопасности.
Предотвращению дальнейшего ухудшения геополитических позиций России в Европе и Азии способствовали Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС (1994), присоединение к «Большой семёрке» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) и превращение её в «Большую восьмёрку» (1997). В 1996 году Россия стала полноправным партнёром по диалогу с АСЕАН по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов.
Ельцин проводил политику согласования интересов России и стран СНГ. 15.5.1992 совместно с президентами шести стран-членов СНГ подписал в Ташкенте Договор о коллективной безопасности. Позднее к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия, Грузия (1993). В начале 1996 года Ельцин сменил руководство МИД. Назначение на пост министра иностранных дел Е. М. Примакова вместо А. В. Козырева означало переход к разновекторному курсу, где отношения со странами СНГ стали одним из главных приоритетов.
Особое внимание Ельцин уделял воссозданию единого экономического и финансового пространства с Белоруссией. 2.4.1996 Ельцин и президент Республики Белоруссия А. Г. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (весной 1997 переименовано в Союз, председателем его Исполнительного комитета стал Ельцин), в декабре 1998 они подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Белоруссии, 8.12.1999 - Договор о создании Союзного государства и программу его реализации. Однако реального сближения двух республик не произошло.
Указом от 31.12.1999 Ельцин сложил с себя полномочия президента и возложил временное исполнение его обязанностей на председателя правительства В. В. Путина. После 2000 года отошёл от активной политической деятельности.
Награждён орденами Ленина (1981), «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (2001) и др.
Соч.: Исповедь на заданную тему. М., 1990; Записки президента. М., 1994; Президентский марафон. М., 2000.