Генуя

ГЕНУЯ (Genova), город в Северной Италии, административный центр области Лигурия и провинции Генуя. Население 599 тысяч человек (2006). Город, вытянутый узкой полосой вдоль Генуэзского залива Лигурийского моря более чем на 30 км, амфитеатром поднимается по склонам прибрежных Лигурийских Апеннин до высоты около 600 м (по долинам рек Пальчевра и Бисаньо распространяется на 15 км от побережья). В пределах урбанизированного района Большая Генуя [сформировался в 1930-е годы, включает более 70 ближайших небольших промышленных (Сестри-Поненте, Корнильяно-Лигуре, Сампьердарена и др.) и курортных (Рапалло, Портофино и др.) городов] проживает около 700 тысяч человек. Генуя - один из главных транспортных узлов страны. Морской порт Генуи - один из крупнейших в Италии и Средиземноморье; является аванпортом Швейцарии и Южной Германии. Грузооборот 56,5 миллионов тонн (из них свыше 1,6 миллионов контейнеров ДФЭ, 2005; по контейнерным перевозкам Генуя испытывает сильную конкуренцию с портами Северной Европы и Триестом). Около 20 миллионов тонн составляют нефтяные грузы, поступающие через гавань Мультедо, ввозятся также металлолом, руды металлов, уголь, кокс, химикаты, хлопок и др.; вывозятся готовые промышленные изделия, в основном продукция тяжёлой промышленности. По пассажирообороту (свыше 3 миллионов человек, 2005; имеется два морских пассажирских вокзала) входит в десятку ведущих портов страны. Паромное сообщение с портом Специя. Узел железнодорожных, автомобильных и воздушных сообщений. Международный аэропорт имени Х. Колумба (на искусственном полуострове между пригородами Корнильяно-Лигуре и Сестри-Поненте).

Реклама

Генуя На месте современной Генуи с 6-5 века до нашей эры существовало поселение древнеиталийского племени лигуров, в 4 веке была основана греческая колония. О появлении здесь римлян впервые упоминается в 216 году, о разрушении Генуи Карфагеном и её последующем восстановлении - в 209. Со 2 века до нашей эры Генуя - важный порт и морская база Римского государства. В 381 году нашей эры в Генуи было основано епископство, в 395 она отошла к Западной Римской империи. В раннем Средневековье Генуя не играла заметной роли. С 476 она входила в государство Одоакра, с 493 - в Остготское королевство, с 540 находилась под властью Византии, в 641 была завоёвана лангобардами (стала центром одного из их герцогств), а в 774 - франками (центр маркграфства). В 8-10 веках Генуя неоднократно подвергалась нападениям арабов. С 962 года формально находилась в ленной зависимости от Священной Римской империи. Возвышение Генуи началось в 11 веке. В 1016 году в союзе с Пизой она нанесла поражение арабскому флоту и отвоевала остров Сардиния. Генуя завязала обширные торговые связи в Средиземноморье, стала важным торговым центром. Участие в крестовых походах (с 1097) способствовало дальнейшему возрастанию роли Генуи и её превращению в могущественную морскую державу. В 12 веке Генуя - коммуна, власть в которой была сосредоточена в руках городского патрициата. Во главе коммуны первоначально стояла коллегия консулов, с 1217 - подеста, с 1257 - капитан народа, с 1270 - два капитана народа, с 1339 - дож. Главными соперниками Генуи были морские республики Пиза и Венеция. В 13-14 веках Генуя достигла апогея морского могущества. В 1284 году она разгромила флот Пизы при Мелории, а в 1298 - флот Венеции при Курцоле, что позволило ей укрепить своё влияние в  восточной части Средиземного моря, а также в Чёрном море. В этот период Генуя владела многими колониями-поселениями в Крыму (Кафа и др.). В 1380-м Генуя потерпела поражение от Венеции при Кьодже, что подорвало её позиции. После 1396 года она попеременно находилась под властью Франции и Милана. Потеря черноморских колоний в 15 веке, перемещение торговых путей в Атлантическом океане в 16 веке привели к снижению значения Генуи как торгового центра, однако возросла её роль как центра банковских и кредитных операций. В 1528 году в Генуи была восстановлена республика, носившая олигархический характер и находившаяся в зависимости от Испании. В 1684 году Генуя подверглась бомбардировке французского флота, в период войны за Австрийское наследство была временно оккупирована австрийскими войсками (1746).

В 1797 году Генуэзская республика была захвачена республиканской Францией и преобразована в Лигурийскую республику, а в 1805 включена Наполеоном I в созданное им Итальянское королевство. По решению Венского конгресса 1814-15 Генуя вошла в состав Сардинского королевства (1815). В 1849 она стала центром восстания под лозунгами восстановления республики, которое было подавлено королевскими войсками. Генуя играла заметную роль в Pисорджименто, была одним из центров тайных итальянских революционно-демократических организаций. В 1860 вошла в состав Королевства Италия. Во 2-й половине 19 века Генуя превратилась в крупный промышленный город, главный торговый порт Италии, стала важнейшим центром итальянского рабочего движения. В 1892 году здесь была основана Итальянская социалистическая партия. Во дворце Сан-Джорджо проходила Генуэзская конференция 1922, а в предместье Генуи был заключён советско-германский Рапалльский договор 1922 года. Во время 2-й мировой войны Генуя, оккупированная в сентябре 1943 года германскими войсками, была одним из центров Движения Сопротивления. Освобождена партизанами и восставшим населением в апреле 1945 года.

Старая часть Генуи живописно расположена амфитеатром вокруг бухты и на склонах гор. От средневековой застройки сохранились: остатки городских стен (1155), собор Сан-Лоренцо (основан в 11 веке, освящён в 1118, перестроен после пожара1307; кампанила - 1522, купол - 1567, архитектор Г. Алесси) с подземным музеем-сокровищницей (1956, архитектор Ф. Альбини); церкви Санта-Мария-ди-Кастелло (11- 13 века), Святого Августина (1260; с 1938 Музей архитектуры и скульптуры Лигурии), Святого Матфея (1125, фасад 1278); Палаццо Сан-Джорджо (1260, расширено в 1571), Дворец дожей (включает в себя здание Палаццо Комунале конца 13 века, перестраивалось в 16, 19 - начале 20 века, отреставрировано к 1992, ныне музей). В 16 веке была проложена главная магистраль Генуи Страда Нуова (1550-58, ныне улица Гарибальди), застроенная дворцами в стиле Высокого Возрождения: Палаццо Дориа (Дориа-Памфили, 1528-1533, архитектор Дж. Монторсоли), Вилла Джустиниани (Камбьязо, 1548), Палаццо Саули (1555, сохранилось частично; оба здания - архитектор Алесси), Палаццо Пароди (1567) и Каррега-Катальди (1588; оба - архитектор Алесси, завершены после его смерти). Церковь Санта-Мария-Ассунтади-Кариньяно (по проекту Алесси, 1552-1603). Последователями Алесси возведены палаццо: Дориа-Турси (начало 1565, архитекторы Р. и Дж. Лураго; лоджии - после 1597; с 1848 муниципалитет, художественная галерея), Подеста (1563-65, архитектор Дж. Б. Кастелло), Бьянко (1565, архитекторы Дж. Орсолино и Д. Понцелло, расширено после 1711; с 1892 художественная галерея), Россо (1671-77, архитектор М. Лагомаджоре; с 1874 Музей Палаццо Россо). В 17 веке на улице Бальби (1602-13), спланированной Б. Бьянко, были построены им же в стиле барокко: Вилла Дураццо-Паллавичини (1618; ныне Музей археологии Лигурии) и Палаццо дель Университа (1634, иезуитский колледж; с 1775 здание университета). В стиле неоклассицизма архитектором К. Ф. Барабино построены здание театра «Карло Феличе» (1826-1827) и Палаццо дель-Аккадемиа-Лигустика (Лигурийская академия изящных искусств, 1826-31). Геную украшают многочисленные фонтаны, памятники: Х. Колумбу (скульптор Л. Бартолини, 1846-62), Дж. Гарибальди (скульптор Дж. Турини, 1888) и др., лестницы и террасные парки. В районе Стальено - знаменитое кладбище (Кампо-Санто) с памятниками архитектуры и скульптуры в стилях неоклассицизма, ар деко и др.

Собор Сан-Лоренцо. 11-16 века.Средневековая часть Генуи примыкает к порту; в старинные кварталы с узкими улицами (некоторые расположены на разных уровнях и соединяются лифтами) вписываются новые здания и архитектурные комплексы. К западу от портового комплекса находится промышленная зона, к востоку вытянулась цепочка курортов. К северо-востоку от припортового района - кварталы застройки 19 века, на холмах по окраинам города - районы массовой жилой застройки (в том числе Бернабо-Бреа, 1950-53, архитектор Л. К. Данери и др.). От маяка (1544) по долине реки Пальчевра поднимаются (до высоты около 670 м) старинные фортификационные сооружения 13, 16-19 веков (стены, защитные рвы, подъёмные мосты) длиной около 20 км (одни из самых протяжённых в мире); туристско-рекреационная зона соединена с прибрежной частью города фуникулёром.

Университет (1471). Свыше 10 научных обществ, ассоциаций и институтов, в том числе Научное общество Генуи (1866), Институт Х. Колумба и др. Библиотека Дураццо Джустиниани (1806). Астрономическая обсерватория (в форте Кастеллаччо, 13 век). Музеи: естественной истории (1867), искусства Востока (1905; коллекция искусства Востока, одна из крупнейших в Европе), галерея современного искусства Вилла Кроче (1985), морской (1930), Национальная галерея (1958; в Палаццо Спинола), генуэзской истории и культуры (1983), Музей Рисорджименто (1934). Институт Мадзини и др. Дома-музеи Х. Колумба, Н. Паганини, Дж. Мадзини (родились в Генуе). Театры: «Атенео», «Карло Феличе» (1828; ставятся оперы и балеты), «Альбатрос», «Густаво Модена» и др. Консерватория имени Н. Паганини (1829). Международный конкурс скрипачей «Премио Паганини» (с 1954, ежегодный). В Генуе традиционно проходят международные соревнования вёсельных судов, праздники в честь Х. Колумба, соревнования яхтсменов «Регата морских республик» (1 раз в 4 года). Выступают два известных в Европе футбольных клуба - «Сампдория» и «Дженоа». В 2002 году состоялся чемпионат мира по академической гребле.

Большая Генуя - третий по значению промышленный и торговый центр Италии после Турина и Милана; образует одну из вершин так называемого индустриального треугольника Милан - Турин - Генуя. Хозяйственная деятельность тесно связана с портом, через который поступает большая часть промышленного сырья. Основу экономики Генуи традиционно составляют отрасли тяжёлой промышленности. В западном пригороде Корнильяно-Лигуре расположен металлургический комбинат полного цикла компании «Ilva» группы «Finsider» (около 2 миллионов тонн стали в год, второй по мощности в стране; производит также чугун, сплавы, цветные металлы и др.). В пригороде Сестри-Поненте - судостроительные верфи компании «Ansaldo» группы «Finmeccanica» (крупные океанские суда, военные крейсеры, суда для каботажного плавания и дебаркадеры). Развито производство авиационных и судовых моторов, турбин, котлов, тракторов, электрооборудования, электронных приборов и компонентов, бытовой техники и др. В последней четверти 20 века Генуя - крупный центр нефтепереработки (действовало 4 НПЗ общей мощностью около 10,5 миллионов тонн сырой нефти в год); к 2003 году работал только нефтеперерабатывающий завод в северном пригороде Бузалла (мощность 2 миллиона т; нефть поступает по нефтепроводу длиной 24 км из нефтяной гавани Мультедо), остальные закрыты. Предприятия химической (соляная кислота, минеральные удобрения и др.), фармацевтической, бумажной, текстильной [из импортного сырья (хлопка, джута) производятся разнообразные ткани, в том числе технические, упаковочные], крупной пищевой (в основном на местном сырье; сахар, оливковое масло, фруктовые консервы и джемы) промышленности. Традиционно развито производство кружев (Рапалло, Кьявари, Портофино, Санта-Маргерита-Лигуре), перчаток, цветочных эссенций.

С конца 20 века доля промышленности в экономике города сокращается, всё большее значение приобретает сфера услуг (занято 2/3 работающих), её основные сектора - услуги промышленности (в том числе разработка компьютерного обеспечения для промышленных предприятий), а также обслуживание порта и аэропорта, торговля, банковское дело (старейший банк Генуи - Banca San Giorgio, основан в 1407), обслуживание туристов и др. Одна из важнейших и традиционных отраслей городской экономики - торговля, как международная крупнооптовая, связанная в основном с портом, так и розничная. Генуя - место проведения международных выставок и ярмарок, в том числе крупнейшей в Европе выставки цветов и декоративных растений «Euroflora» (с 1956; проводится 1 раз в 5 лет, в закрытом помещении), выставок-ярмарок «Technotel Hospitality» (оборудование и технологии для гостиниц и ресторанов; с 1965, 1 раз в 2 года), «Salone Nautico» (с 1962, ежегодно; катера, яхты, лодки; оборудование для парусного спорта), средств связи, вин и ликёров «Bibe» и др. Генуя - центр Итальянской Ривьеры (включает курортные городки Сан-Ремо, Алассио, Бордигера, Нерви, Рапалло, Кьявари, Портофино, Санта-Маргерита-Лигуре и др.); туризм и связанные с ним отрасли - один из наиболее динамично развивающихся секторов городской экономики. Дальнейший рост города ориентирован на его развитие как портового, туристского и культурного центра; экологически проблемные производства закрываются (в том числе нефтеперерабатывающие заводы, предприятия в районе Старого порта, в перспективе - металлургический комбинат в Корнильяно-Лигуре) или перепрофилируются на рекреационный бизнес. В 1992-2004 годах по проекту Р. Пьяно проведена реконструкция зоны Старого порта (Porto Vecchio); созданы Морской аквариум (с 1993; один из крупнейших в Европе, свыше 1,3 миллиона посетителей в 2005), Музей Антарктиды (1996), Музей моря «Галата» (создан в начале 21 века по проекту испанского архитектора Г. Васкеса Консуэгры). Старинная часть порта (Porto Antico) превращена в культурно-рекреационную зону (рестораны, магазины, кинотеатр, Детский городок и др.). К Большой Генуе с востока примыкает природный заповедник ЧинкуэТерре (Cinque Terre; внесён в список Всемирного наследия; средиземноморская флора и фауна, виноградники на древних искусственных террасах).

Лит.: Torriti Р. Tesori di Strada Nuova: La Via Aurea dei genovesi. Genova, 1982; Giacchero G. Storia delle assicurazioni marittime: l’esperienza genovese dal Medioevo all’età contemporanea. Genova, 1984; Lamponi М. La meravigliosa storia di Genova. Genova, 1986; Matteucci А. М. L’architettura nella repubblica di Genova // Matteucci А. М. L’architettura del settecento. Turino, 1988; Italia. Novara, 1988; Assereto G. Le metamorfosi della Repubblica: saggi di storia genovese tra il XVI е il XIX secoio. Savona, 1999; Calendario atlante de Agostini. 2007. Novara, 2006.

Т. А. Галкина (экономика).