Гибралтар
ГИБРАЛТАР (Gibraltar), заморская территория Великобритании. Расположена на юге Пиренейского полуострова, у Гибралтарского пролива. На севере имеет сухопутную границу с Испанией (длина 1,2 км; отделена от испанского города Ла-Линеа нейтральной зоной), на западе обращена к бухте Альхесирас, на юге и востоке омывается Средиземным морем; длина береговой линии 12 км. Площадь 6,5 км2. Население 28,8 тысяч человек (2004), из них 80,6% - граждане Гибралтара, 11,6% - граждане Великобритании (члены семей военнослужащих, бизнесмены, наёмные рабочие и др.; официальных данные о численности военнослужащих не приводятся), 7,8% - граждане других стран (в том числе приехавшие по трудовому найму). Этнический состав населения (%): англоязычные гибралтарцы (янито) - 67,9, британцы - 13,2, марокканские арабы - 8,9, испанцы - 3,6, евреи - 2,5, индопакистанцы - 1,8. 78,1% населения Гибралтара - католики, 7% - англикане; 3,2% населения относят себя к другим христианским исповеданиям и группам, 4% - мусульмане, 2,1% - иудаисты, 1,8-2% - индуисты; 2,9% населения Гибралтара считают себя неверующими (2001, перепись). Административный центр - город Гибралтар. Денежная единица - гибралтарский фунт (равен британскому фунту). Официальный язык - английский.
Реклама
Гибралтар - одна из наиболее плотно заселённых территорий мира (4430 человек/км2). Большая часть населения сконцентрирована в широкой приморской полосе на западном побережье (район Вест-сайд), к которой полого спускается Гибралтарская скала. Узкая приморская полоса на восточном побережье (Ист-сайд) заселена слабее, Гибралтарская скала необитаема.
История. Гибралтар был известен ещё древним грекам и римлянам под названием Кальпе (греческий - Κ?λπη, латинский - Calpe). В 8 веке превращён арабами в крепость, которая была названа Джебель-ат-Тарик (гора Тарика) по имени арабского полководца Тарика ибн Сеида. Позднее это название было искажено и крепость стала называться Гибралтар. В 1309-33 и с 1462 года до начала 18 века крепостью владели испанцы. В 1704-м, во время войны за Испанское наследство, Гибралтар захватили англичане. Утрехтским миром 1713 года Гибралтар был закреплён за Великобританией, которая использовала его в качестве опорного пункта для колониальных захватов в Индии, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке. В 18 веке правительство Испании неоднократно пыталось возвратить Гибралтар, заключив соглашение с правительством Великобритании, или отобрать его силой. Наиболее упорная 4-летняя испанская осада Гибралтара (с 21.6.1779 по 6.2.1783) закончилась полной неудачей. Значение Гибралтара ещё более возросло в связи с сооружением в 1869 году Суэцкого канала. 16.5.1907 между Великобританией, Францией и Испанией было заключено соглашение о поддержании в Гибралтарском проливе статус-кво. Во время 1-й и 2-й мировых войн Гибралтар - мощная британская военная база, каковой является и по сей день.
После 2-й мировой войны вопрос о Гибралтаре продолжал оставаться источником острых противоречий между Великобританией и Испанией. Пытаясь подтвердить свои права на эту территорию, правительство Великобритании провело 10.9.1967 среди населения Гибралтара референдум по вопросу о будущей принадлежности Гибралтара. 99,6% участников референдума проголосовали за сохранение существующего статуса. Однако Генеральная Ассамблея ООН 19.12.1967 объявила проведение референдума противоречащим решениям ООН и рекомендовала Великобритании и Испании продолжить переговоры о деколонизации Гибралтара. В мае 1969 года была принята новая конституция Гибралтара, закреплявшая контроль Великобритании над её владением. Испанское правительство, пытаясь оказать давление на Великобританию, закрыло сухопутную границу с Гибралтаром, прекратив тем самым доступ туда испанских рабочих; связь между Испанией и Гибралтаром была прервана. В 1970 эти ограничения были несколько ослаблены. Полностью блокада Гибралтара Испанией была снята лишь в 1985 году.
В 1999-м между Испанией и Великобританией вновь обострились противоречия из-за Гибралтара, что было вызвано вопросом о правах на лов рыбы в его прибрежных водах. В 2001 году британское правительство заявило о готовности заключить с Испанией соглашения о будущем Гибралтара, включая разделение суверенитета между Великобританией и Испанией. Однако 99% проголосовавших на референдуме (7.11.2002) жителей Гибралтара отвергли возможность разделения суверенитета. Это вызвало острое недовольство в Испании (были введены ограничения на телефонную связь, авиационное и морское сообщение с Гибралтаром), которое ещё больше усилилось после заявления британского правительства, что оно не вправе менять статус Гибралтара вопреки воле его населения. В 2004 жители Гибралтара впервые приняли участие в выборах в Европейский парламент. Территория Гибралтара была включена в состав избирательного округа Юго-запад Англии. Новое недовольство со стороны Испании вызвали визиты в Гибралтар летом 2004 британских атомных судов. В октябре 2004 года Великобритания и Испания начали новый раунд переговоров о судьбе Гибралтара.
Природа. Гибралтар расположен на скалистом полуострове, соединённом песчаным перешейком с Пиренейским полуостровом. Известняковая Гибралтарская скала высотой до 423 м (высшая точка Гибралтара), окружённая на западе узкой прибрежной низменностью, протягивается с севера на юг почти на 5 км. Склоны скалы крутые, в верхних частях неприступны; южный склон обрывается к морю отвесными утёсами высотой около 300 м. Развит карст (многочисленные пещеры). Климат субтропический средиземноморский, с мягкой влажной зимой и жарким засушливым летом. Средние температуры января 13,4°С, августа 24,2°С. В год выпадает около 770 мм осадков. Поверхностные водотоки отсутствуют. Природные условия территории полностью исключают возможность её сельскохозяйственного использования. По склонам скалы распространены кустарниковые и низкодревесные сообщества (маквис) из маслины, фисташки и др. В составе флоры есть несколько эндемичных видов (например, гибралтарский иберис). Весной и осенью на отдых останавливаются многочисленные перелётные птицы, в том числе хищные (осоед, чёрный коршун и др.); гнездятся длинноносый баклан, берберская каменная куропатка. В прибрежных водах обычны дельфины. В пределах природного резервата Аппер-Рок (около 40% площади Гибралтара) обитает колония маготов - единственного вида обезьян в Европе.
Одна из острых проблем Гибралтара - дефицит свободных площадей. В конце 20 века она решалась в основном за счёт осушительных работ (преимущественно в бухте Альхесирас), а также передачи правительству Гибралтара земель, находящихся в ведении британского Министерства обороны (Адмиралтейства). В начале 21 века осушенные земли составляли около 10% территории. В 2005 правительству Гибралтара было передано около 40% площадей, ранее использовавшихся под военные нужды. Большую часть земель планируется отвести под жилищное строительство и развитие бизнеса.
Хозяйство. До середины 1980-х годов Гибралтар развивался почти исключительно как военная база (на военный сектор приходилось свыше 60% ВВП, 1984), хозяйство было практически полностью ориентировано на обслуживание британской армии и флота (ремонт и бункеровка судов, электроснабжение и др.). С середины 1980-х годов оборонное значение Гибралтара сокращается (в начале 21 века доля военного сектора в ВВП снизилась до 7%).
Крупнейший сектор хозяйства - сфера услуг (занято 84,3% работающих); на каждую из ключевых отраслей - финансовую деятельность (включая офшорный бизнес), транспортные услуги судоходства и туризм - приходится по 25-30% ВВП, около 10% - на связь и телекоммуникации. Объём ВВП 769 миллионов долларов (2000, по паритету покупательной способности), в расчёте на душу населения 27 900 долларов (соответствует средним показателям для стран Западной Европы). Прирост реального ВВП 8% (2005). В экономике Гибралтара действует ряд крупных фирм, в том числе в области мобильной связи («Gibraltar Nynex Communications International»), международных телекоммуникаций («Gibraltar Telecommunications»), нефтепродуктоснабжения и др. Как финансовый центр Гибралтар развивается с 1967 года, после принятия закона о налоговых льготах для международного бизнеса; получил широкую известность как офшорная зона.
Международное значение имеет деятельность Гибралтара как бункеровочного порта - крупнейшего в Западном Средиземноморье и одного из крупнейших в мире (для заправки топливом заходит свыше 95% судов; с конца 1980-х годов масштабы бункеровки существенно выросли). Основные компании по бункеровке судов - «Gibunco/CEPSA» (совместное предприятие компании «Gibunco Group» и испанский «CEPSA»), греческий «Vemaoil» и «Aegean Bunkering», английский «Shell Gibraltar» и американский «Texaco FAMM». Большая часть топлива поступает из Испании (НПЗ компании «CEPSA» в городе Альхесирас). На восточном побережье Гибралтара находится нефтехранилище William’s Way (компания «Texaco»),
Развивается иностранный туризм (0,6 миллионов человек в 1984; 2,4 миллионов человек в 1985; 4,4 миллиона человек в 1990; 7,6 миллионов человек в 2004; в основном из Испании и Великобритании). Основные достопримечательности: Гибралтарская скала с остатками крепости султана Абд аль-Мумина и пещерами (свыше 140), Тоннели Великой осады (уникальная фортификационная система 18 века в виде лабиринта из тоннелей), Ботанический сад Аламеда (свыше 600 видов растений), природный резерват Аппер-Рок. Популярен шопинг (товары не облагаются пошлинами). Игорный бизнес (казино).
Промышленность развита слабо (занято 4,5% работающих). Главные отрасли - электроэнергетика (производство электроэнергии 135,6 миллионов кВтч, 2004), водоснабжение (опреснительная установка в бухте Альхесирас; 1,2 миллиона м3 в 2004), стеклодувная (сувенирная продукция ручной работы), пищевая и табачная (в основном производство безалкогольных напитков, пива, фасовка сигарет); доки специализируются на ремонте, бункеровке и заправке продовольствием гражданских судов.
Основной вид транспорта - автомобильный; принято правостороннее движение. Длина автодорог 29 км; развито автобусное сообщение. Автопарк (тысяч, 2004): легковых автомобилей - 16,5, грузовых автомобилей и автобусов - 2,6, мотоциклов - 6,2. Связь с Испанией осуществляется только по суше. Аэропорт (у границы с Испанией); регулярное авиасообщение с Великобританией и Марокко. Гибралтар связан пассажирскими судоходными линиями со странами Средиземноморья и Северной Европы, паромной переправой с Марокко. В 2003 году Гибралтар принял 167 пассажирских и 133 торговых судна. Торговый флот Гибралтара насчитывает 160 судов (водоизмещением более 1000 регистровых брутто-тонн каждое) общим водоизмещением 1,1 миллионов регистровых брутто-тонн и совокупным тоннажем 1,4 миллиона тонн дедвейта (2005), из них 148 принадлежат иностранным (главным образом германским) судовладельцам. Подвесная канатная дорога (от побережья до вершины Гибралтарской скалы).
Стоимость импорта 2967 миллионов долларов (2004), в том числе около 90% приходится на нефть и нефтепродукты (ввозится около 4 миллионов тонн в год); среди других статей выделяются продовольствие, потребительские товары, стройматериалы, машины и оборудование. Основные партнёры по импорту (%, 2004): Испания - 19,9, Россия - 18,4, Великобритания - 10,8, Италия - 8,8, Германия - 7,5, США - 5,1, Швеция - 4,7, Франция - 4,2. Стоимость экспорта (в основном реэкспорт) 271 миллион долларов (2004), в том числе доля нефти и нефтепродуктов - 51%, продукции обрабатывающей промышленности - 41%, другое - 8%. Основные партнёры по экспорту (%): Франция - 19,4, Испания - 14,1, Туркмения - 12,1, Швейцария - 11,7, Германия - 10,1, Великобритания - 9,1, Греция - 6,8.
Лит.: Jackson W. G. F. The Rock of the Gibraltarians: а history of Gibraltar. Rutherford, 1987; Cortes J.Е. The history of the vegetation of Gibraltar // Almoraima. 1994. №11.
М. А. Аршинова (природа); В. М. Сокольский (экономика).