Василий III Иванович

ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ (25.3.1479, Москва - 4.12.1533, там же), великий князь владимирский, московский и всея Руси (1505-33). Из династии московских Рюриковичей. Старший сын Ивана III Васильевича от 2-го брака с Зоей Палеолог, брат Дмитрия Ивановича Жилки, Андрея Ивановича и Елены Ивановны, сводный брат Ивана Ивановича Молодого. Отец Ивана IV Васильевича Грозного.

Смерть Ивана Ивановича Молодого (1490) сделала актуальным вопрос о наследнике Ивана III. В 1492/93 годах Василий III Иванович получил в управление Тверь со всеми положенными владетельному князю институтами. Однако вскоре политическая борьба обострилась: в декабре 1497 года Василий III Иванович был обвинён в намерении «отъехать» в Вологду или на Белоозеро из-за передачи Иваном III права наследования сыну Ивана Молодого - Дмитрию Ивановичу Внуку. В заговор были вовлечены члены двора Василия III Ивановича (шестеро казнены), а сам Василий III Иванович арестован на своём дворе в Кремле. Опале подверглась и его мать. В марте 1499 года Василий III Иванович был прощён, провозглашён «государем великим князем Великого Новгорода и Пскова», став вторым соправителем Ивана III (наряду с Дмитрием Внуком). 11.4.1502 Иван III распорядился арестовать Дмитрия Внука (умер в заключении в 1509 году) и его мать - Елену Стефановну (умерла в заключении в январе 1505). 14 апреля того же года Василий III Иванович посажен отцом «на великое княжение Володимерское и Московское и всея Руси самодержцем», став единственным соправителем и наследником заболевшего в 1503 году Ивана III. Вскоре Иван III составил духовную, реализация положений которой началась летом 1504 года, в связи с чем была составлена договорная грамота 1504 года Василия III Ивановича с братом Юрием Ивановичем, по которой права на великокняжеский стол признавались только за потомством Василия III Ивановича (возможно, подобные договоры Василий III Иванович заключил и с другими братьями). После неудачных попыток поиска невесты для Василия III Ивановича за рубежом (в Дании и Сербии) состоялся его брак с С. Ю. Сабуровой (4.9.1505).

Реклама

В правление Василия III Ивановича происходила дальнейшая консолидация правящей элиты Русского государства, формировавшейся из титулованной аристократии (её представители численно преобладали среди бояр - членов Думы) и нетитулованной знати (представители старомосковских и тверских родов, а также греческие роды из окружения Зои Палеолог - Траханиоты, Ласкаревы и пр., занимавшие ведущие позиции в дворцовых ведомствах и преобладавшие среди окольничих). Вместе с тем из-за внутренних противоречий в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) в начале 16 века на русскую службу перешли некоторые представители литовской аристократии и дворянства (в начале правления Василия III Ивановича - Глинские и др., в 1526 – князь Ф. М. Мстиславский). Серьёзное недовольство в кругах старомосковского боярства вызвало намерение Василия III Ивановича расторгнуть оказавшийся бесплодным брак с С. Ю. Сабуровой. Оно было подавлено жестокой казнью И. Н. Берсеня-Беклемшиева и опалой его сторонников в начале 1525 года. В ноябре 1525 года, после «розыска о неплодстве», состоялся развод. 21.1.1526 Василий III Иванович вступил во второй брак - с княжной Е. В. Глинской. Этот брак символизировал династическое единство Северо-Восточной Руси с западно-русскими землями, укреплял позиции великого князя в ВКЛ и создавал династические предпосылки для продолжения борьбы за наследие Золотой Орды (Глинские возводили свою генеалогию к Мамаю).

Василий III Иванович, как и его отец, стремился укрепить единство страны. По сложившейся традиции, выморочные уделы родственников великого князя отходили в его владения. Таким образом, перестали существовать Волоцкий удел (1513; после смерти князя Фёдора Борисовича), уделы братьев Василия III Ивановича - калужского князя Семёна Ивановича (1518) и угличского князя Дмитрия Ивановича Жилки (1521), умерших бездетными (долго не имея наследника, великий князь фактически запрещал братьям вступать в брак). Андрея Ивановича Василий III Иванович отпустил в отведённый ему отцом удел лишь в 1519 году (при этом также не разрешал ему жениться вплоть до 1533 года). Включение удельных и бывших самостоятельных княжеств в политическую систему Русского государства привело к созданию на месте этих княжеств так называемых областных дворцов - специальных ведомств для управления этими землями (в дополнение к уже существовавшим Новгородскому и Тверскому появились Рязанский, Нижегородский, Угличский дворцы).

В 1510 году Василий III Иванович окончательно присоединил к Русскому государству Псковскую республику. Из Пскова было выведено 300 семей (среди них - посадники, купцы, «житьи люди»). Вместо них дворы в Среднем городе получила тысяча новгородских помещиков, составивших военный гарнизон Пскова, здесь же были поселены 300 купеческих семей из других городов. Позднее в состав великокняжеских владений включены владения князь Василия Семёновича Стародубского (1518) и новгород-северского князя Василия Ивановича Шемячича (1523; захвачен в плен, умер в заключении в 1529 году). Около 1521 года окончательно потеряло независимость Рязанское княжество, когда последний великий князь рязанский Иван Иванович бежал в ВКЛ.

Для экономической и политической централизации государства по приказу Василия III Ивановича в 1510-20-х годах проведены земельные описания Владимира, Нижнего Новгорода, Балахны, Малого Ярославца, Старицы, Вереи, Твери, Новгорода, бывших владений калужского князя Семёна Ивановича и др. Развивалось «городовое дело»: был создан институт городовых приказчиков, ведавших сбором «посошных людей» (вспомогательные войска, формировавшегося из сельского населения) и управлявших городовыми пищальниками; они ограничили компетенцию наместников и волостелей, играли роль представителей великого князя в борьбе с удельной децентрализацией.

Земельная политика Василия III Ивановича определялась принципами, выработанными ещё при Иване III (усвоение великим князем верховной собственности на эти территории, ограничение оборота вотчинных земель на присоединённых землях, установление контроля над этим оборотом внутри той или иной территории).

Церковная политика Василия III Ивановича характеризовалась колебаниями Василия III Ивановича между противостоявшими друг другу иосифлянами и нестяжателями. Усиление нестяжателей при дворе Василия III Ивановича способствовало оживлённым контактам Русской церкви с афонскими монастырями (в 1507, 1509, 1514-15 годах Василий III Иванович предоставлял материальную помощь их посланникам). В этот период Василий III Иванович проводил в стране политику, направленную на ограничение монастырского землевладения. Усиленная раздача Василием III Ивановичем подтвердительных жалованных грамот монастырям в 1506-07 годах сопровождалась пересмотром ранее выданных документов: подтверждались главным образом те грамоты, которые не содержали освобождений от податей, в других грамотах аннулировались статьи, освобождавшие от ряда платежей (яма, мыта, тамги и др.). Продолжалось ограничение льгот митрополичьего дома. Однако постепенно Василий III Иванович начал отступать от ограничительных принципов. В жалованных грамотах монастырям 1511-22 он часто даровал освобождения от податей, появлялись статьи, в которых оговаривалась неподвластность монастырских крестьян администрации государственных (чёрных) волостей. В 1521 году у Василия III Ивановича возник конфликт с митрополитом Варлаамом (вероятно, был вызван постоянным «печалованием» митрополита за опальных).

17 декабря митрополит покинул кафедру, а затем был сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Сменивший его на кафедре Даниил стал верным сторонником Василия III Ивановича в вопросах внутренней политики. Поставление Даниила знаменовало собой победу иосифлян. В 1522-33 годах он несколько расширил монастырские и церковные привилегии (владениям митрополичьей кафедры, а также влиятельным монастырям, в том числе Иосифо-Волоколамскому, Кирилло-Белозерскому и др.). Ярким проявлением выбора Василия III Ивановича стало осуждение на Соборах 1525 и 1531 годов лидеров нестяжателей Максима Грека и Вассиана (Патрикеева). Поражение нестяжателей во многом было вызвано их выступлениями против развода Василия III Ивановича с С. Ю. Сабуровой (первоначально осуждение развода означало негласную поддержку притязаний князя Юрия Ивановича на великокняжескую власть, а после рождения Ивана Васильевича сомнения в каноничности второго брака Василия III Ивановича подрывали признание его сына законным наследником).

Василий III ИвановичОсуществляя внешнецерковные связи, Василий III Иванович принимал послов Константинопольского патриархата и папского престола. В марте 1518 года в Москву прибыло посольство патриарха Константинопольского Феолипта I, который титуловал митрополита Варлаама «митрополитом Киевским и всея Руси» и «митрополитом Московским и всея Руси». Это означало признание каноничности поставления русского митрополита и возобновление контактов между Русской и Константинопольской церквами, прерванных во 2-й половине 15 века в связи с установлением автокефалии Русской церкви. В то же время в связи с планами римского престола включить Русское государство в состав антиосманской коалиции в 1510-20-х годах происходил активный обмен посланиями между Москвой и Римом.

Вероятно, между 1514 и 1526 годами оформились две важнейшие государственно- и церковно-политические идеи. Одна из них, изложенная в «Сказании о князьях владимирских», декларировала на легендарном историко-генеалогическом материале преемственную связь московских князей не только с владимирско-киевским наследием и византийской имперской государственностью, но и непосредственно с Римской империей эпохи императора Августа. Другая - идея «Третьего Рима», создателем которой являлся старец псковского Елеазарова монастыря Филофей, - укореняла в эпохе Августа не только русскую государственность, но и русскую церковь: подчёркивалось уже не собственно имперское содержание, но функция Августа как правителя, в державе которого произошли рождение и земные деяния Христа. «Третий Рим» соотносился не только с Москвой и даже не с Москвой по преимуществу, но с царством как целым, при этом Русское государство связывалось с «Ромейским царством», возникшим в эпоху императора Августа и «переместившимся» (на основе теории translatio imperii) в Россию. Его миссия, согласно мысли Филофея, была предопределена тем, что Русское государство осталось единственным сохранившим политическую независимость «православным царством», а значит, великий князь становился единственным защитником православных христиан и «внешним» гарантом православия, каким прежде являлся византийский император.

Внешняя политика Василия III Ивановича развивалась по тем основным направлениям, которые обозначились при Иване III. Неоднократно происходил обмен посольствами с императорами Священной Римской империи (1506, 1509, 1514, 1517, 1518, 1522, 1524 и др.). До Венского конгресса 1515 года сближение со Священной Римской империей объяснялось наличием общего врага - Польши. В предварительном договоре 1514 года с императором Максимилианом I Габсбургом Василий III Иванович впервые официально назван «кесарем» («keiser»). В результате русско-литовских войн 1507-08, 1512-22 годов в состав Русского государства возвращён Смоленск (1514; подтверждено условиями Московского перемирия 1522), установлена граница с ВКЛ, которая существовала на протяжении 16 века. На  восточном направлении обострение отношений с Казанским ханством привело к казанско-русским войнам 1505-07, 1523, 1524 и 1530. В правление Василия III Ивановича Русское государство подверглось крымских ханов набегам (1507, 1512, 1521 и др.). Особенно опустошительным оказался набег Мухаммед-Гирея I в 1521 году, когда были разорены центральные и южные районы государства, захвачено множество пленных. Сам Василий III Иванович оставил Москву и вернулся туда после отхода крымцев. Неоднократно происходил обмен посольствами с Османской империей, однако никаких серьёзных соглашений с ней заключено не было. Русско-ливонские перемирия 1508, 1517, 1521, 1531 годов фиксировали мирные отношения Русского государства с Ливонским орденом, содержали отдельные установления, направленные на облегчение торговли русских купцов на территории Ордена. До 1525 года постоянно поддерживались дипломатические отношения с Тевтонским орденом. 9.5.1513 в Новгороде шведские представители подтвердили договор о перемирии на 60 лет. Русско-ганзейский договор 1514 года устанавливал 10-летнее перемирие и вводил обоюдовыгодные условия торговли между Новгородом и Ганзейскими городами, ганзейцы обязались не оказывать помощь ВКЛ. Русско-датский договор 1516 года устанавливал союзнические отношения между двумя странами, предусматривалась совместно борьба со Швецией и Польшей, датские купцы получали привилегии в Ивангороде и Новгороде. В 1529 году возобновились дипломатические отношения Русского государства с Молдавским княжеством, откуда прибыло посольство от господаря Петра Рареша.

Василий III Иванович принимал меры для защиты границ государства. В 1507 году сооружены новые укрепления в Ивангороде, в 1507/08 и 1517-26 - в Пскове. В 1507-1520 годах построена каменная крепость в Туле, в 1508-11 - новая крепость в Нижнем Новгороде. Присоединение Северщины и Гомельщины способствовало укреплению южной и юго-западной границ государства. В 1521 году началось сооружение Большой засечной черты для защиты Русского государства от набегов крымских ханов. На востоке, близ устья реки Сура, в 1523 году построена крепость Васильгород, которая должна была выполнять не только оборонительные функции, но и стать плацдармом для наступления на Казань. Широкое распространение при Василие III Ивановиче получила и монастырская колонизация окраинных районов страны.

Василий III Иванович способствовал активному каменному строительству в Москве и других городах. При нём завершилось формирование архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно с переездом Василия III Ивановича в новый великокняжеский дворец в 1508 году закончено оформление Благовещенского собора - домовой церкви великокняжеской семьи. Построены Архангельский собор - родовая усыпальница московской великокняжеской семьи, колокольня Ивана Великого. В 1514 году по велению Василия III Ивановича было заложено более 10 каменных храмов в Москве. В 1524 году основан Новодевичий монастырь в Москве. Итальянские мастера участвовали в возведении каменного Троицкого собора (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровской слободе (1510-е годы), ставшей загородной резиденцией Василия III Ивановича. В честь рождения сына Василия III Ивановича - Ивана была поставлена церковь Вознесения в селе Коломенское (1532).

В 1531 году, на следующий год после рождения сына Ивана, Василий III Иванович заключил договоры с братьями Юрием и Андреем, в соответствии с которыми они принесли присягу на верность не только ему самому, но и его сыну, а Юрий отказался от претензий на великокняжеский стол. Серьёзно заболев осенью 1533 года, Василий III Иванович составил завещание (не сохранилось), согласно которому его наследником становился старший сын Иван, опекунами назначались Е. В. Глинская, князья Д. Ф. Вельский и М. Л. Глинский. Перед смертью Василий III Иванович принял монашеский постриг с именем Варлаам, похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Лит.: Каштанов С. М. Социально-политическая история России конца XV - 1-й половины XVI в. М., 1967; он же. Финансы средневековой Руси. М., 1988; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.). М., 1972; он же. Россия на рубеже XV-XVI столетий. (Очерки социально-политической истории). М., 1982; он же. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М., 1988; Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения, конец XIV - начало XVI в. Л., 1975; Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. М., 1980; она же. Русь и Крым. От союза к противостоянию, конец XV - начало XVI в. М., 2001; Кром М. М. Меж Русью и Литвой: западнорусские земли в системе русско-литовских отношений конца XV - первой трети XVI в. М., 1995; Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI в.). М., 1998; Плигузов А. И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.