Йога
ЙОГА (санскритский yoga, от корня yuj - соединять, обуздывать, сдерживать), уникальное явление индийской религиозной культуры. Имеет множество значений, однако чаще всего понимается как комплекс психофизических методов, направленных на преображение сознания практикующего и обретение им высшего знания. Истоки йоги архаичны и, по всей вероятности, связаны с культурой неарийских племён; ряд учёных (например, М. Элиаде) обнаруживают элементы йоги уже в период протоиндийской цивилизации. В так называемую эпоху духовного брожения (ближе к середине 1-го тысячелетия до нашей эры) практики йоги становятся довольно популярными, и в контексте традиции Вед они связываются с путём, ведущим к духовному освобождению (мокша). Большое влияние на развитие этих практик оказал буддизм. В состав восьмеричного «благородного пути» раннего буддизма входят такие йогические ступени, как «правильное памятование» и «правильное сосредоточение». Йога становится объектом рассмотрения и описания в Упанишадах («Майтри-упанишада» и др.). Несколько позднее (с начала нашей эры) появляются так называемые йогические упанишады («Теджобинду-упанишада» и др.), посвящённые исключительно вопросам, связанным с техниками йоги. В «Махабхарате» йога - деятельность, одновременно освобождающая душу и развивающая в ней различные сверхспособности; чаще всего она тождественна аскетическому самоограничению, сдерживанию чувств.
Реклама
К началу нашей эры в Индии функционировали многочисленные йогические направления. Систематизация ряда практик и идей йоги приписывается легендарному мудрецу Патанджали, который, как считается, составил трактат «Йога-сутры» (2-4 века). Усилиями Патанджали и особенно его комментаторов (Вьяса и др.) йога превратилась в философскую школу, став одной из шести традиционных систем индуистской философии. У западных индологов эта школа получила название «классической» йоги и довольно долго отождествлялась с индийской йогой как таковой. Патанджали признаёт (с небольшими оговорками) метафизические положения школы санкхьи, равно как и её теорию познания. Однако основной акцент «классическая» йога ставит на проблематике освобождения сознания. Согласно Патанджали, йога - это «прекращение колебаний сознания» и, таким образом, идеальная цель духовного пути. С другой стороны, йога понимается им же как совокупность средств, ведущих к цели, и в этом смысле говорится о «восьмичленной йоге». Первые пять членов, или ступеней, называются «внешней йогой», подготавливающей адепта к основным практикам:
1) яма, или «ограничения» (непричинение вреда, правдивость, отказ от присвоения чужого, воздержанность и нестяжательство);
2) нияма «предписания» (чистота, удовлетворение, аскеза, рецитация священных текстов и почитание Ишвары);
3) асана (удобная поза для медитации);
4) пранаяма (дыхательные практики);
5) пратьяхара (контроль над чувствами).
Три остальные ступени - «внутренняя йога», представляющая собой, в сущности, разные этапы медитации, такие как: дхарана (длительное удерживание сосредоточенного внимания), дхьяна (устойчивое созерцание) и самадхи (глубочайшая сосредоточенность). В свою очередь, в самадхи выделяется четыре «под-ступени», завершающиеся полным единением субъекта и объекта медитации. Последовательное и регулярное применение ступеней йоги приводит приверженца этой дисциплины к окончательному освобождению; у него могут появляться сверхъестественные способности (сиддхи), воспринимающиеся как знак духовного совершенства.
Йога Патанджали признаёт бытие высшего Бога - Ишвары. Ишвара - вечный и самосознающий дух (пуруша), совершенно непричастный земному миру. В отличие от других духовных сущностей, он не подвержен омрачающему воздействию первоматерии (пракрити), наделён огромным могуществом, которое не связывается ни с проблематикой космического творения, ни с идеей всеобщего спасения. Он помогает только последователям йоги, избирающим его как объект медитации («бог йогинов»). К концу 1-го тысячелетия нашей эры Ишвара становится абсолютным божеством, вершителем мировых судеб. Цель «классической» йоги - полное размежевание с миром материального и «возвращение» индивидуального духа к самому себе, к своей изначальной свободе, которая трактуется как полная обособленность от всего (кайвалья).
С развитием веданты «классическая» йога утрачивает свои позиции как философское направление. Система Патанджали, будучи одной из самых авторитетных в Индии, не является, однако, единственной. Параллельно с ней развивалось множество других школ «неклассической» йоги, не связанных с традицией философского знания. Эти школы по-разному классифицировались. Согласно одной из таких классификаций, йога разделяется на четыре направления: хатха, раджа, кундалини и мантра. Хатха-йога (буквально - йога с усилием) нацелена на достижение адептом бессмертия в своём физическом теле, разрабатывая широкий спектр упражнений, направленных, с одной стороны, на укрепление физического здоровья, а с другой - на трансформацию обычного «незрелого» тела в «божественное». Раджа-йога («царская йога») ставит своей целью соединение индивидуального духа с высшим абсолютным духом. Основные практики раджа-йоги базируются на созерцании внутреннего «я». В ряде случаев раджа-йога воспринимается как полностью тождественная созерцательная практикам йоги Патанджали. Кундалини-йога (или лаяйога, «йога растворения») разрабатывает комплекс психотехник, направленных на «пробуждение» в организме особой энергетической индивидуальной силы (кундалини) и её «подъём» с последующим выходом из тела и растворением в трансцендентном мире. В данной разновидности йоги личность практикующего полностью поглощается безличным божественным первопринципом. Наконец, мантра-йога акцентирует внимание на произнесении (вслух или про себя) специальных вербальных формул (мантр) с целью преображения сознания и воздействия на физическое тело.
Эти (и многие другие) направления «неклассической» йоги никогда не существовали в изолированном виде, но формировали синкретические течения, которые функционировали в рамках тех или иных индийских религий и религиозных школ. Йогические практики стали важнейшим средством духовного пути (садхана) почти во всех индийских религиозных традициях. В индуизме йога наиболее широко представлена в шиваизме. Бог Шива считается покровителем йогинов, а часто и сам изображается в облике йогина. В вишнуизме йога фигурирует, прежде всего, в форме бхакти, в которой сочетается внешнее ритуальное богослужение с внутренним сосредоточением на облике высшего божества (чаще всего - Кришны). Для бхакти-йоги характерно эмоциональное, порой экзальтированное восприятие объекта культа. Очень широко йога используется в шактизме, культах Ганеши, Сканды и др. Детальную разработку получила йога в джайнизме. Созерцательные практики развиваются также в сикхизме, как в ортодоксальном (хальса), так и в неортодоксальном его течениях. Огромное значение йога приобрела в тантризме, где она стала комбинироваться с эротикой, магией, алхимией, выступать связующим звеном сложных символических рядов, служить экспериментальным подтверждением, так называемой мистической физиологии (например, в системе чакр). В сознании индийского народа фигуры йогинов всегда были окружены особым ореолом. С ними связаны многочисленные легенды и мифы (например, о Горакхнатхе), их почитают как святых, могущественных чародеев, а также как воплощённых божеств. В ходе становления неоиндуизма усиливаются попытки религиозных реформаторов представить йогу как универсальный фактор, актуальный для проявлений всех видов религиозности. Йога воспринимается как «научный эксперимент» (С. Вивекананда); отдельные системы йоги трактуются как нечто целостное («интегральная йога» Ауробиндо Гхоша).
Йога в своём историческом развитии вышла за пределы Южно-Азиатского региона и с начала 20 века активно распространяется на Западе, позднее - в России. В разных странах существует огромное количество центров, курсов, институтов йоги (например, Институт Б. К. С. Айенгара в Пуне), проходят конференции и семинары, посвящённые этому явлению. В рамках компаративных исследований популярна тенденция находить параллели между техниками йоги и духовными практиками других религий (даосизма, христианства, ислама и др.). Необычные способности опытных последователей йоги стали также объектом изучения в различных науках (психология, физиология, медицина). Различные варианты йоги как путь к духовному освобождению пропагандируются апологетами так называемых новых религиозных движений, возникших на индуистской или буддийской основе («Миссия Божественного Света», Общество сознания Кришны, «Брахма Кумари» и др.).
Лит.: Eliade М. Yoga: essai sur les origines de la mystique indienne. Р., 1936; Hauer J. W. Der Yoga. Ein indischer Weg zur Selbst. 2. Aufl. Stuttg., 1958; Coster G. Yoga and western psychology: а comparison. Delhi, 1968; Dasgupta S. Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought. Calcutta, 1974; Feuerstein G. The essence of yoga. L., 1974; idem. The philosophy of classical yoga. Manchester, 1980; Oberhammer G. Strukturen yogischer Meditation. Untersuchungen zur Spiritualität des Yoga. W., 1977; Классическая йога: («Йога-сутры» Патанджали и «Вьясабхашья») / Пер., введение, коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской, В. И. Рудого. М., 1992; Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. 2-е изд. СПб., 2004.
С. В. Пахомов.