Земские соборы

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, институт общегосударственного сословного представительства при монархе с законосовещательными функциями в Русском государстве в середине 16-17 века; в период с 17(27).7.1610 по 21.2(З.3).1613, в отсутствие легитимного и общепризнанного государя, - законодательный и высший исполнительный орган. Созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя, в отдельных случаях - патриарха и Боярской думы или сословий. Заседания земских соборов проходили в основном в Московском Кремле. Число земских соборов (традиционно исследователи насчитывают более 50), характер представительства, процедура выборов депутатов, состав и круг разбиравшихся на них проблем (за исключением ряда важнейших вопросов внешней и внутренней политики) остаются в науке дискуссионными. В источниках именовались «соборами», «советами», «советами всей земли» (то есть совокупности правоспособных сословий и сословных групп), «земскими советами». Термин «земский собор» введён в историографию в середине 19 века; в частности, он использовался в полемике К. С. Аксакова и С. М. Соловьёва.

Реклама

Предпосылки для появления земских соборов создавались по мере: формирования единой территории Русского государства в 15 - 1-й половине 16 века; складывания с конца 15 века традиции совместных заседаний соборов церковных (регулярно собирались с середины 15 века) с Боярской думой (становившейся в 16 веке представительским органом русской аристократии); возникновения практики совещаний монарха со своим двором и рядовыми детьми боярскими (октябрь 1445, май 1471 и др.).

Ядром земских соборов в подавляющем большинстве случаев являлись члены Освящённого собора, Боярской думы и Государева двора (в представлениях 16-17 века они представляли «лучшую» часть общества и в этом смысле были как бы «выборными» от него). В соборах участвовали также представители торгово-ремесленного населения, прежде всего, крупного купечества (гостей, гостиной сотни и суконной сотни), а также, как правило, посадского населения Москвы и уездного дворянства, в исключительных случаях - черносошных крестьян. С начала 17 века получил развитие принцип реального представительства городов (уездов) и реальной выборности депутатов земских соборов от уездных корпораций дворянства, белого городского духовенства, тяглых горожан и др.

В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития земских соборов выделяются 4 периода их истории.

Первый период (конец 1540-х - конец 1590-х годов) приходится на царствования Ивана IV Васильевича Грозного и его сына Фёдора Ивановича. Большинство исследователей считают первым земским собором так называемый Собор примирения (27-28.2.1549), на котором при участии монарха, митрополита и других духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и других представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530-40-х годов, с рядовыми детьми боярскими. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника (смотри Судебники 15-16 века). В земском соборе, созванном 28.6.1566 в Кремле по решению царя и приговору Боярской думы, участвовали, не считая представителей духовенства (более 30 человек), только представители земщины, притом лица, находившиеся в Москве (в ряде случаев депутаты, скорее всего, избирались из числа выборных дворян определённого уезда, бывших тогда в столице): около 270 членов Государева двора (с учётом думных лиц и приказных), свыше 70 представителей крупного купечества и торговых людей, 9 рядовых детей боярских западных уездов; всего свыше 370 человек. Обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) или о принятии условий примирения с ним. Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённых условиях продолжить военные действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с земским собором 1566, привела к подаче коллективной челобитной группы дворян об отмене опричнины (позднее инициаторы акции были казнены). Участники проходившего в условиях нараставшего хозяйственного и социального кризиса земского собора конца 1580, на котором преобладали представители военно-служилых сословных групп, высказались за заключение мира с Речью Посполитой (заключён не был).

Некоторые учёные к земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 (на одном присутствовали члены Освящённого собора, Боярской думы, Государева двора и приказные, на втором - крупные купцы и представители московского посадского населения), к участникам которых с различными посланиями обратился из Александровской слободы Иван IV по поводу введения опричнины. К особым формам земских соборов относят войсковые собрания (соборы) в ходе казанских походов (1545-52) в январе 1550 во Владимире (по вопросу о местничестве) и в начале июля 1552 в Коломне (по поводу обеспечения участников похода на Казань); собрания представителей детей боярских южных уездов (главным образом пограничной службы), происходившие зимой 1571 и в сентябре 1575 под руководством авторитетных воевод и членов Боярской думы, на которых были разработаны меры по организации сторожевой службы, а также фактически фальсифицированные соборные разбирательства дел А. Ф. Адашева (1560) и митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева) (1568).

Второй период существования земских соборов (конец 1590-х - начало 1620-х годов) совпал с системным кризисом общества и государства (события Смутного времени) и первыми шагами по его преодолению. Прекращение династии московских Рюриковичей (1598) объективно расширило права и сферу деятельности земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при созыве земских соборов и во время их работы. В 1605-1622 земские соборы созывались почти ежегодно, иногда длились 2-3 года (депутаты собирались на отдельные сессии по конкретным вопросам в 1610, 1613, 1618). Расширилось сословное представительство земских соборов за счёт депутатов от промежуточных военно-служилых сословных групп (в том числе иноэтнических), а в трёх случаях (при создании Земского правительства в 1612, на земских соборах 1613 и 1616) - за счёт выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством на земских соборах (в сочетании с частичной выборностью) в городах (уездах) получил развитие (особенно с 1610) принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земские соборы стали правомочным органом избрания нового монарха (в представлениях эпохи только через правильно сформированный земский собор мог проявиться Божий выбор). От имени земских соборов велись переговоры с другими государствами и предварительно заключались акты о будущем государственном устройстве Русского государства (в 1610, 1611), так что они приобрели законодательные прерогативы и функции верховной исполнительной власти.

Земские соборыНа ряде земских соборов избирались правители государства или Земское правительство. На земском соборе 1598, созванном по инициативе патриарха Иова, присутствовали около 600 депутатов, преобладали представители Государева двора по статусу (включая выборных дворян 21 города), первые позиции занимали лица думных и московских чинов, а также члены Освящённого собора, гости участвовали персонально (сообразно своему статусу), остальных торговых и посадских людей из Москвы представляли старосты и сотские. На нём 17(27) февраля царём избран Борис Фёдорович Годунов, а 9(19) марта приняты решения о принесении ему присяги и о времени венчания его на царство; в апреле земский собор объявил поход-смотр всей армии в Серпухове. На соборе 19(29).5.1606 царём был избран Василий Иванович Шуйский, среди участников земских соборов преобладали его сторонники, находившиеся тогда в столице. В августе 1610 от имени земских соборов заключён предварительный договор с гетманом С. Жолкевским об условиях избрания польского королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) русским царём и о будущем государственном устройстве Русского государства. При Первом ополчении 1611 собрался земский собор («Совет всей земли») неполного состава (отсутствовали духовные чины, представители посадских людей, а преобладали представители уездных детей боярских и казачьих отрядов), сформировавший Земское правительство. Земский собор Второго ополчения 1611-12 окончательно оформился во время его пребывания в Ярославле весной 1612: присутствовали почти все сословные группы, включая представителей духовенства, некоторых членов Боярской думы, немалое число лиц из московских чинов Государева двора, рядовых детей боярских, казаков, представителей служилых татар (князей и мурз), а также депутатов от целого ряда городов (в том числе крестьян). К лету 1612 власть сформированного этим земским собором Земского правительства распространилась на большей части страны, и именно оно определило условия и сроки выборов депутатов на избирательных земских соборах. На нём (январь - февраль/март 1613) новым царём был избран Михаил Фёдорович (Романов). В этом земском соборе участвовали свыше 800 депутатов: лица по статусу (члены Освящённого собора, думные чины, московские чины и выборные дворяне из членов Государева двора), выходцы из военно-служилых слоёв (казаков, стрельцов и др.), а также свыше 80 депутатов (о них сохранились точные сведения, но в реальности таких было намного больше), выбранных от 47 городов (в том числе представители белого духовенства, местные дети боярские, горожане, крестьяне и т.п.); решающую роль в избрании нового царя сыграли казаки, численно преобладавшие тогда в Москве (от 4,5 тысяч до 6 тысяч).

В 1614-18 годах основное внимание на земских соборах уделялось введению экстраординарных налогов, а также вопросам их эффективного взимания, для чего депутаты возглавили специальные комиссии, направлявшиеся на места. На летнем земском соборе 1619 были объявлены выборы земских соборов для утверждения обширной программы «устроения земли» (который, однако, не состоялся). Рассматривались также вопросы борьбы с движением И. М. Заруцкого (март 1614), о ходе переговоров и условиях заключения мира со Швецией (сентябрь - декабрь 1616), о противодействии походу королевича Владислава (сентябрь 1618). На земском соборе 1621 (октябрь) и 1622 (март) рассматривался вопрос международного положения Русского государства и начала войны с Речью Посполитой.

Третий период деятельности земских соборов (начало 1630-х - середина 1650-х годов) также характеризовался острыми внутриполитическим и внешнеполитическим кризисами, во время которых правительство регулярно обращалось к сословиям за поддержкой своих действий и за «советами». Одновременно в 1630-40-е годы нарастала социально-политическая активность уездных детей боярских и торгово-ремесленных слоёв городов. Они подавали коллективные челобитные грамоты во время земских соборов или до их начала. Соборы в ноябре 1632 и январе 1634, проходившие в годы русско-польской войны 1632-34, одобрили дополнительные сборы экстраординарных налогов.

В 1637-42 земские соборы собирались неоднократно в связи с резким обострением отношений Русского государства с Крымским ханством и Османской империей. На земском соборе 1639 депутаты подавали подписанные ими по куриям мнения по поводу выплат Крымскому ханству и мер по организации обороны южных уездов. Наиболее представительным стал земский собор в январе 1642, в котором, помимо Освящённого собора, думных лиц, представителей московских чинов Государева двора, крупных купцов и посадских людей Москвы, участвовали 115 выборных дворян и детей боярских от 42 городов. На этом земском соборе отклонена возможность включения Азова в состав Русского государства в связи с его захватом донскими казаками и «Азовским сидением» 1637-42; кроме того, в ходе земского собора были поданы жалобы на тяжесть налогов и служб, предложения о переменах в судебной сфере, обвинения в адрес бояр и московских приказных, местной воеводской администрации, поданные рядом уездных корпораций дворян и купцами. Это отразило крепнувшее в условиях кризиса «единачество» уездного дворянства и купечества, нарастание противостояния между ними, с одной стороны, и властью, аристократической элитой, приказной верхушкой, - с другой.

Проведения реформ суда, налогообложения, управления в столице и на местах, созыва земских соборов потребовали и участники Соляного бунта 1648 года в Москве. Земский собор с участием выборных, заседавший около 16(26).7.1648, подтвердил необходимость создания Уложения, созыва для этого нового земского собора (выборы начались ещё с конца июля и сопровождались в ряде случаев острой политической борьбой, а в других случаях - пассивностью выборщиков). Одновременно по указу царя Алексея Михайловича в соответствии с приговором Освящённого собора и Боярской думы был образован особый приказ во главе с князем Н. И. Одоевским для составления Уложения. В земском соборе, проходившем в октябре 1648 - феврале 1649, участвовали около 350 человек от 116 городов - 14 иерархов и духовных лиц, 34 человека от Боярской думы и московских чинов Государева двора, 178 - от уездных дворян и детей боярских, 15 человек - от стрельцов, 3 гостя и 12 выборных - от торгово-ремесленного населения Москвы, 89 человек - от других городов и посадов. На земском соборе после детального и последовательного обсуждения в двух палатах был принят текст Соборного уложения 1649, удовлетворивший ряд кардинальных материальных требований уездного дворянства и посадского населения. Заседания земского собора посвящались также рассмотрению коллективных и групповых челобитных, не связанных прямо с текстом Соборного уложения. Работа на этом земском соборе рассматривалась как «государева служба» («повинность») и одновременно как факт представительства депутатами местных интересов перед государем. Длительность и интенсивность заседаний «компенсировались» денежным жалованьем и различными льготами.

К авторитету земских соборов правительство вновь вынудило обратиться Псковское восстание 1650. На первом заседании 4(14).7.1650 была зачитана речь царя Алексея Михайловича, в которой политика по отношению к псковичам характеризовалась как «милостивая», а восстание - как государственная измена, на втором заседании 26 июля (5 августа) в присутствии царя говорилось о новых «винах» псковичей, военных мерах правительства и незначительном смягчении требований к повстанцам. Собор сформировал и направил в Псков делегацию из 15 человек, которой удалось в конце августа склонить псковичей к покорности и принесению присяги. На новом земском соборе (или 3-м заседании предыдущего собора) 8(18).10.1650 была зачитана правительственная декларация о принесении псковичами царю «повинной челобитной», его прощении и «милости».

На соборах 1653 (не менее двух) рассматривалась просьба гетмана Б. М. Хмельницкого и казацкой старшины о принятии в русское подданство Украины. Участвовали депутаты не менее чем от 55 городов, а также Освящённый собор, представители думных чинов, московских чинов Государева двора, гостей и посадских людей. На основном заседании 25 мая (4 июня) была зачитана декларация правительства, в которой акцентировались польские «неправды» в отношении Украины, новые «неисправления» короля Речи Посполитой по отношению к Русскому государству (в том числе враждебные международные акции), говорилось об общности судеб Украины и России (отсутствие мира у Б. М. Хмельницкого с Яном II Казимиром признавалось поводом к разрыву мирных отношений Русского государства с Речью Посполитой). В обсуждение этих вопросов оказались вовлечёнными не только депутаты земских соборов, но и «площадные люди». Приговор земского собора был единодушным - принять в подданство Украину и объявить войну Речи Посполитой. Окончательно принятие и оформление акта - приговора о принятии Украины в подданство произошло на втором земском соборе 1(11).10.165З. В документ, помимо собственно «приговора» думных чинов, вошли ещё два текста, содержавшие мнения остальных депутатов: военно-служилые лица обязались безупречной военной службой, а купцы и ремесленники приняли на себя финансовую поддержку грядущей войны. Тогда же земский собор выделил посольскую делегацию на Украину для приведения её жителей к присяге.

Защита интересов сословных групп уездного дворянства и торгово-ремесленного населения, помимо участия в земских соборах, выразилась также в подаче коллективных челобитных с социальными и материальными требованиями (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и др.).

В четвёртый период существования земских соборов (1660-80-е годы) их деятельность затухала, но при этом приобретала и новые черты. Оживление в деятельности земских соборов пришлось на кризисные годы (конец 1670-х - начало 1680-х годов), особенно оно отмечалось при попытках введения значительных новаций в государственном управлении. В «общем согласном совете» в «царских палатах» 12(22).1.1682 участвовало свыше 170 человек: царь, Освящённый собор (12 человек), думные чины (98 человек), комнатные стольники (23 человека) и 39 выборных (среди них было только 4 городовых дворянина; все остальные представляли московские чины Государева двора). Было принято «Соборное деяние» об отмене местничества [произведена указом царя Фёдора Алексеевича от 24.11(4.12).1681]. Современники оценивали как «соборную» деятельность комиссий «ратных» и «земских» дел (февраль - март 1682). После смерти царя Фёдора Алексеевича по инициативе патриарха Иоакима на собрании находившихся в Кремле лиц, представлявших главным образом Боярскую думу, московские чины Государева двора и других (среди них преобладали сторонники Нарышкиных), царём 27.4(7.5).1682 был провозглашён Пётр I. Под давлением стрельцов на таких же заседаниях 26 мая (5 июня) первым («старшим») царём провозглашён Иван V Алексеевич, вторым («младшим») - Пётр I, а 29 мая (8 июня) регентшей при них объявлена царевна Софья Алексеевна. Во всех этих случаях современники предпочитали говорить о царском избрании на соборе. Указ о созыве последнего собрания выборных депутатов от городовых дворян и детей боярских последовал 18(28).12.1683: из каждого города надлежало выбрать по 2 представителя (выборы прошли в 102 городах). Депутаты, которым предстояло рассмотреть вопрос о заключении вечного мира с Речью Посполитой, стали прибывать в Москву в январе 1684. Но переговоры русского и польского посольств были прерваны, и 8(18).З.1684 был издан указ об отмене этого собора.

История земских соборов с развивавшимся выборным началом, с менявшейся (расширявшейся, а потом сужавшейся) сословной структурой, с расширявшейся проблематикой обсуждений, с формировавшимися процедурами созыва и проведения заседаний позволяет определить Русское государство середины 16 - 17 века как монархию с сословным представительством. В условиях эволюции государственно-политического строя России к самодержавию земские соборы перестали созываться.

Лит.: Латкин В. Н. Земские соборы Древней Руси, их история и организация сравнительно с западноевропейскими представительными учреждениями. СПб., 1885; Авалиани С. Л. Земские соборы. Литературная история Земских соборов. 2-е изд. Од., 1916; Никольский В. К. Земский собор о вечном мире с Польшей 1683-84 г. М., 1928; Любомиров П. Г. Очерк истории нижегородского ополчения 1611-1613 г. М., 1939; Шмидт С. О. Соборы середины XVI в. // История СССР. 1960. №4; Павленко Н. И. К истории земских соборов XVI в. // Вопросы истории. 1968. №5; Мордовина С. П. Характер дворянского представительства на земском соборе 1598 г. // Там же. 1971. №2; Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978; Назаров В. Д. К истории земского собора 1566 г. // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосиб., 1990; Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990; Торке Х.-Й. Так называемые земские соборы в России // Вопросы истории. 1991. №11; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 годы). СПб., 1992; Флоря Б. Н. Польско-литовская интервенция в России и русское общество. М., 2005; Седов П. В. Закат московского царства. СПб., 2006.

В. Д. Назаров.