Аймара (Самоназвание)
АЙМАРА (самоназвание), индейский народ на западе Южной Америки. Живут главным образом в высокогорных областях в районе озера Титикака на западе Боливии (в основном департаменты Ла-Пас, Оруро и Потоси - около 2 миллион человек; 2000, оценка), на юге Перу (департамент Пуно, а также несколько поселений в Центральном Перу - около 970 тысяч человек), на севере Чили (26 тысяч человек) и в Аргентине (40 тысяч человек). Аймара делятся на центральных, южных и каранга. Язык - аймара; говорят также на испанском языке и кечуа. Верующие - в основном католики, есть адвентисты, пятидесятники, мормоны и др. В доиспанский период были расселены до реки Вильканота на севере, солончаков Койпаса и Уюни на юге и Тихоокеанского побережья на западе. В 14 - начале 15 века у аймара сложились вождества: Канчи, Канна, Колья, Лупака, Пакахе и др. Во 2-й половине 15 века были включены в государство инков и частично ассимилированы кечуа. Основные традиционные занятия - земледелие (картофель, киноа, ока) и животноводство (ламы). Традиционные ремёсла - ткачество (женщины - на традиционном горизонтальном станке, мужчины - на педальном станке, заимствованном у испанцев) и вязание (в том числе узорное) из шерсти ламы и альпака (мужские конические шапочки с наушниками — льючо, сумки для листьев коки, кошельки и др.), производство лепной расписной керамики, металлургия (сохранились традиционные центры металлообработки Хесус-де-Мачака и Корокоро), изготовление тростниковых лодок (уампу) и др.
Реклама
Часть аймара живёт в городах, составляя большинство шахтёрского населения Боливии. Традиционная мужская одежда - короткие штаны и туникообразная рубаха, пончо, женская - блузка, несколько широких сборчатых юбок, шаль. Головные уборы - соломенные и фетровые шляпы, у мужчин - вязаные шапочки-льючо. Для религии характерен синтез католицизма с доиспанскими культами гор (aпy), предков (ачачила), матери-земли (Пачамама), подземного духа (Тио) и др. Формируется синкретическая «индейская церковь». Сохраняются обычаи ряжения по католическим праздникам в головные уборы из перьев, маски, шкуры, костюмированные (посвящённые животным, с участием персонажей времён конкисты), театрализованные («Дьяблада»), бурлескные танцы и др.
Фольклор. Популярны танцы уайно, исполняемые в сопровождении инструментального ансамбля, состоящего из продольных флейт (пинкольо, кена), барабанов (бомбо, тинья), «индейской гитары» из панциря броненосца (чаранга) и др. Встречаются ансамбли однородных инструментов. Распространено сольное музицирование, а также пастушеские наигрыши на флейтах, песни-молитвы к’очу (основаны на пентатонике), обращённые к божествам и духам доиспанских культов и католическим святым (в том числе парауаках - моление о дожде); календарно-обрядовые песни (в том числе чахра-какой в обряде калья, посвященных началу земледельческих работ). Среди лирических песен — сольные любовные арави (есть также у кечуа); группу этих песен саусесито («ивушка») юноши-аймара исполняют также на флейте пинкольо (признаваясь в любви избранницам).
Лит.: Tschopic Н. The Aymara//The Andrean civilization. Wash., 1946; La Barre W. The aymara indians of the lake Titicaca plateau, Bolivia// American Antropologist. 1948. Vol. 50. Pt. 1; Якушенков С.Н. Духовная культура аймара Перу и Боливии. Астрахань, 1999; он же. Семиотический анализ духовной культуры Аймара. Астрахань, 2001.
С. Н. Якушенков; В. И. Лисовой (фольклор).