Банковская деятельность
БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельность денежно-кредитного института в сфере экономических отношений. Определяется содержанием и степенью развитости товарно-денежных отношений. Банковская деятельность имеет определённые особенности, связанные с тем, что банк работает в сфере обмена, а не производства, его деятельность отображает деятельность экономических субъектов по перераспределению (обмену) созданных материальных благ. Мотивы торговли (коммерции) являются преобладающими в деятельности банка. Не будучи собственником денежных средств, выражающих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продаёт» другим экономическим субъектам.
Деятельность банка носит предпринимательский характер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов становятся работающими у других. Перераспределяя капиталы между отдельными экономическими субъектами, отраслями, территориями и странами, банки усиливают производительное движение материальных, трудовых и денежных ресурсов, содействуют реализации различных экономических проектов. Операции, выполняемые как эмиссионными, так и коммерческими банками, совершаются на платной основе; за предоставляемые кредиты они получают ссудный процент, за расчётные, кассовые и другие операции, осуществляемые по поручению своих клиентов, взыскивается определённая комиссия.
Реклама
Реализуя общественный интересы, банковская деятельность носит экономический и производительный характер. Она сочетает в себе финансовые, бухгалтерские и технические приёмы и способы, в совокупности образующие технологию банковских услуг и операций.
Операции, осуществляемые банками, делятся на банковские и небанковские. Банковские операции непосредственно вытекают из сущности банка как денежно-кредитного института: привлечение денежных средств во вклады и их размещение на возвратной основе, открытие счёта и ведение с него платежей и др. К небанковским операциям относятся те, которые не определяют юридический статус банка, но которые он выполняет наряду с другими учреждениями.
По своему содержанию операции банка можно подразделить на экономические, юридические, технические и операции по обеспечению внутренней безопасности банка (протекционистские, защитные).
По отношению к клиентам банковские операции могут быть прямыми (когда банк за счёт собственных средств осуществляет то или иное финансирование проектов) и посредническими (когда платежи между хозяйствующими субъектами по их поручению организуются через банк как через посредника).
Банковские операции также подразделяются на основные (главные) и вспомогательные, простые и сложные, единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся), индивидуальные и коллективные, внутренние и международные и др. Эти операции совершаются по единым правилам и только в рамках банковской системы.
Банковская деятельность базируется на принципах (правилах), которые вырабатывались в течение всей длительной истории функционирования банка. Соблюдение законов, установленных в стране и регулирующих деятельность кредитных организаций, - один из важнейших принципов банковской деятельности. Основополагающим считается принцип взаимной заинтересованности банка и клиента.
В современных экономических условиях банки придерживаются принципа рациональной деятельности. В частности, осуществляя кредитование, банки пользуются правилом рационального кредитования, предусматривающего ряд конкретных требований к оценке ссудополучателя, обеспечения кредита и др. Это позволяет банку в процессе банковской деятельности избежать потерь.
Принцип платности позволяет банку компенсировать свои затраты на производство банковского продукта и получить прибыль. Бесплатными операциями могут быть только отдельные второстепенные банковские операции как льгота, предоставляемая клиенту и не оказывающая сколько-нибудь заметного влияния на доходы денежно-кредитного учреждения.
Важнейшая часть банковской деятельности - этические принципы банковского дела. При этом банки исходят из того, что их профессиональная деятельность осуществляется на основе: понимания своего гражданского и профессионального долга перед обществом, государством, гражданами; максимальной прозрачности профессиональной деятельности при абсолютной надёжности в сохранении конфиденциальной информации и сведений, составляющих банковскую тайну, безусловного соблюдения взятых на себя обязательств и гарантирования высокого качества предоставляемых услуг; обеспечения разумной рискованности проводимых операций; полноты ответственности за качество и результаты своей работы и др.
Лит.: Банковское дело / Под редакцией О. И. Лаврушина. 2-е изд. М., 2005.
О. И. Лаврушин.