Государственное регулирование экономики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, одна из основных форм участия государства в экономике. Составной элемент системы экономического регулирования, направленный на реализацию общенациональных интересов. Дополняя рыночную и корпоративную формы регулирования, взаимодействуя с ними, определяет ориентиры и механизмы социально-экономического движения общества.

В современной смешанной экономике, для которой характерна интеграция общих и частных начал, существуют многообразные методы, формы и институты государственного регулирования экономики. Используются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы экономического регулирования. Административные методы - выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодёжи при создании новых рабочих мест, замораживание цен и др. Основой государственного правового регулирования служит гражданское и хозяйственное законодательство, устанавливаемая ими система норм и правил. Важную роль в системе правовых мер регулирования действия рыночного механизма играет антимонопольное законодательство. К прямому экономическому регулированию относится безвозвратное адресное финансирование секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. Оно осуществляется в форме субвенций и субсидий, разного рода дотаций, доплат из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального и местного), а также предоставляемых отдельным экономическим субъектам льготных кредитов и налоговых льгот, государственной гарантии под кредиты частным компаниям. Посредством регулирования денежной массы, определения условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, налоговой, валютной, таможенно-тарифной политики осуществляется косвенное экономическое регулирование.

Реклама

Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают подлинное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночной конкуренции. Например, снижение налога на прибыль, так же как и ставки процента, ведёт к расширению производства при равенстве условий конкуренции для всех участников рынка.

Конкретное сочетание различных форм и методов регулирования зависит от уровня и этапа развития страны, её национальных особенностей. В развивающихся странах, на определённой стадии их развития, необходимость государственного вмешательства в экономику, в том числе прямого, острее. Так, прямая государственная поддержка отраслей, имевших приоритетное значение, явилась одним из факторов, позволившим четвёрке «маленьких драконов» Восточной Азии (Южной Корее, Гонконгу, Сингапуру, Тайваню) сделать индустриальный рывок за относительно исторически короткий срок - три десятилетия.

В развитых странах в кризисных ситуациях присутствие государства в экономике, как правило, возрастает; в периоды более или менее стабильного развития оно сужается. В рамках долгосрочной тенденции повышения экономической роли государства в 20 веке происходит «маятниковая» смена типов экономической стратегии и политики; меняется соотношение форм и методов регулирования. Начиная с 1930-х годов, и в особенности в 1950-60-е годы, проводился кейнсианский тип экономической политики, включающий в первую очередь прямые формы экономического регулирования, основанные на механизме бюджетного финансирования, росте государственных расходов, государственных инвестициях. В ряде стран (Франция, Япония) осуществлялось среднесрочное индикативное планирование экономики. Хотя задания плана носили рекомендательный характер, система плановых показателей служила ориентиром, позволяя государству в какой-то мере координировать деятельность экономических субъектов.

В условиях длительной стагфляции в большинстве развитых стран, ослабления рыночных рычагов, подрыва стимулов к труду и накоплению потребовалась новая экономическая стратегия: на смену кейнсианской в конце 1970-х - начале 1980-х годов пришла неоконсервативная. Проводимая неоконсервативными правительствами США и Великобритании экономическая политика привела к некоторому сужению государственного вмешательства в экономику, в первую очередь в результате сокращения бюджетного финансирования. На 1-е место вышли косвенные формы и методы государственного регулирования экономики: кредитно-денежная и налоговая политика.

Процессы мировой экономической трансформации, становления постиндустриальной экономики в развитых странах сопровождаются качественным изменением роли государства, меняется его место: из производителя оно всё больше становится регулятором общественного воспроизводства. Модифицируются и усложняются формы и методы государственного регулирования. Среди новых главных функций государства - программное управление социально-экономическим развитием, стратегическое прогнозирование и планирование, направленное на решение долгосрочных экономических и в особенности социальных проблем. Используя административно-правовые, прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики, государство формирует институциональную среду, гибкую и комфортную для развития различных типов предпринимательства, рыночных и некоммерческих механизмов, способствующую привлечению инвестиций.

Решая проблему повышения конкурентоспособности национальной экономики, государство применяет методы прямого финансирования в его различных формах в тех сферах и отраслях, в которых она по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальные наука, оборона, образование), где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудноосуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие капиталоёмкие отрасли), где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных экономических субъектов или влечёт за собой их дополнительные расходы (например, в сфере экологии).

Видное место в системе государственного регулирования экономики занимает стимулирование прогрессивных структурных сдвигов, развития высоких наукоёмких технологий. Именно активная структурная политика в сочетании со стабильностью налогообложения, открытостью торговых и инвестиционных режимов позволила Ирландии за короткий срок принципиально изменить структуру экономики, стать экспортёром высокотехнологичной продукции и услуг. На сектор высоких технологий приходится ныне 1/3 всего экспорта страны. Среди многих стимулирующих мер: снижение ставки налога на прибыль до 10% для отраслей информационно-коммуникационных технологий при общей ставке 28%; значительные субсидии для инфраструктуры этих отраслей; государственные инвестиции в образование по соответствующим специальностям, в исследования по созданию новых продуктов и др.

Экономическая глобализация, обострение международной конкуренции выводят государственное регулирование на наднациональный уровень. С одной стороны, происходит некоторое ослабление роли национальных государств; с другой - усложняются их функции в связи с необходимостью координации глобальных сетей, гармонизации налоговых и таможенных режимов отдельных стран, согласования мер по охране окружающей среды. Известную роль в регулировании глобальных экономических процессов играют международные финансовые институты: Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.

Ныне на 1-й план выходит гуманитарная функция государственного регулирования экономики, придающая экономике социально ориентированный характер. На рубеже 20-21 веков в целом по развитым странам из 39% ВВП, перераспределяемых через бюджет, 25% составляли социальные расходы, в том числе ассигнования на образование и здравоохранение - 10%, трансферты населению (государственные пенсии и пособия) - 15%. Страны Западной Европы, перераспределяя через бюджет 47% ВВП, тратили на социальные расходы 31% этой части ВВП, в том числе на образование и здравоохранение - 13%, на трансферты населению - 18%. В целом по западноевропейским странам социальные ассигнования составляли 66% государственных расходов.

Высокая доля социальных ассигнований в расходах государства, их устойчивый абсолютный рост формирует тип «трансфертного» государства, характерный для социально ориентированной рыночной экономики. Проводя активную социальную политику, государство использует широкий арсенал законодательных и административных мер, политику цен, тарифов и налогов, социальных трансфертов, экологических правил. Эти меры направлены на смягчение социальной дифференциации и выравнивание доходов наиболее уязвимых слоёв и групп населения, усиление гибкости рынка труда и трудовых отношений, защиту прав потребителей, охрану окружающей среды и т. д.

Различают несколько основных моделей социальной политики в зависимости от соотношения государственных и частных социальных услуг, источников финансирования социальных расходов (бюджетных и страховых фондов), характера государственной политики на рынке труда и др. Самой эффективной социальной моделью в течение длительного времени была скандинавская модель, образцом которой служит социал-демократическая шведская модель. Провозгласив общественное благосостояние - равенство и полную занятость своей главной целью, шведское государство проводило на основе самого высокого в мире уровня налогообложения социальную политику, охватывающую всё население страны. Перераспределяя через бюджет в конце 20 века 68% ВВП, оно тратило 3/4 этих средств на социальные ассигнования, в том числе на бесплатное образование и медицинскую помощь, трансферты населению.

В новых условиях перехода к постиндустриализму и глобализации мировой экономики эта модель социальной политики столкнулась с большими трудностями. Выравнивание доходов негативно сказывалось на конкурентоспособности страны, тормозило экономический рост. Назрела необходимость разработки и реализации иной модели социальной политики, новых форм и методов государственного социального регулирования, адекватных вызовам научно-технического и социально-экономического развития.

Задача совершенствования государственного регулирования экономики в странах с рыночной экономикой состоит не в экстенсивном расширении государственного вмешательства в экономику, а в его модернизации и повышении его эффективности.

С. А. Хавина.