Иудаизм

ИУДАИЗМ (от греческого ‘Ιουδαϊσμός; еврейский Иудаизм   - еврейство), древнейшая монотеистическая религия мира, исповедуемая преимущественно евреями. Наряду с христианством и исламом иудаизм принято относить к авраамическим религиям. Имеющий своим источником священные тексты иудаизм называют также «религией книги». Термин ‘Ιουδαϊσμός появился в еврейско-эллинистической литературе на рубеже эр (2 Макк. 2:21) для обозначения еврейской религии как антитезы эллинистическому язычеству.

Возникновение и развитие. Согласно представлениям иудаистов, иудаизм возник во 2-м тысячелетии до нашей эры в среде западно-семитского скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. В научной литературе существует точка зрения, согласно которой иудаизм как целостная религия формировался на протяжении 1-й половины 1-го тысячелетия до нашей эры.

Реклама

Иудаизм Последователи иудаизма считают, что первым евреем был патриарх Авраам авину (Авраам, отец наш), с которым Бог заключил брит (договор, союз; в христианской традиции - завет) о том, что Он умножит потомство Авраама, будет его потомству Господом и защитником и даст ему во владение Страну Израиля (так называемую Землю обетованную), а потомки Авраама возьмут на себя миссию исполнения предписанных Богом заповедей (мицвот) (Быт. 15:1-21). В соответствии с предсказанием, данным во время заключения брита, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их чудесным образом вывел пророк Моше рабейну (Моисей, великий наш). Во время Исхода из египетского рабства (за которым последовало 40-летнее странствие по пустыне, где должны были умереть все бывшие рабы, чтобы только люди, рождённые свободными, вошли в Землю обетованную) Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу Боговдохновенную Тору (Закон), известную как Пятикнижие Моисеево. Этот акт, так называемое Синайское откровение, знаменует собой, согласно иудейской традиции, начало существования еврейского народа и принятие им иудаизма. На протяжении последующих более чем тысячи лет, в период образовавшейся еврейской государственности, центром развития иудаизма и единственным разрешённым местом культового служения был Иерусалимский храм (Первый храм просуществовал с 10 века до нашей эры до 586 года до нашей эры; Второй храм - с конца 6 века до нашей эры до 70 года нашей эры). В этот период сформировались основы храмового иудаизма как религиозной системы и завершилось написание священной книги иудаизма - Танаха (в христианстве Танах почитается как Ветхий Завет Библии). В период существования Первого храма от ещё не окончательно сформировавшегося иудаизма отделилось учение самаритян, признающих в качестве священных книг только Пятикнижие и Книгу Йеошуа (христианская Книга Иисуса Навина).

Иудаизм В 1 веке до нашей эры, во время римского господства над евреями, в иудаизме выделился ряд направлений: цадоким (саддукеи) - приверженцы строгого храмового культа; аскетическая мессианская община «Сыны света» (бней-ор), которую принято отождествлять с ессеями (предполагают, что с последними связано появление первых иудеохристианских общин); прушим (фарисеи) - сторонники демократизации учения и расширения сферы обычного права, так называемой Устной Торы. Только последнее течение пережило разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 нашей эры, изгнание римлянами евреев из Иудеи и дало начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим.

Лишённые Храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, евреи в диаспоре в середине 2 века нашей эры поставили задачу «построить ограду вокруг Торы», то есть заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), регулирующего жизнь еврейских общин. Вскоре после изгнания евреев из Иудеи завершилась работа над созданием иудейского, так называемого масоретского, канона Танаха, делящегося на три части: Тора («Учение»), включающая книги Брешит («В начале», христианское наименование - Бытие), Шмот («Имена», христианское - Исход), Вайикра («И воззвал», христианское - Левит), Бемидбар («В пустыне», христианское - Числа), Дварим («Слова», христианское - Второзаконие); Невиим («Пророки»), включающая книги Йеошуа (христианская Книга Иисуса Навина), Шофтим (Книга Судей), 1-я и 2-я Шмуэль (пророка Самуила, в русском синодальном переводе - 1-я и 2-я Книги Царств), 1-я и 2-я Мелахим (Книги Царей, в русском синодальном переводе - 3-я и 4-я Книги Царств), Йешайя (пророка Исайи), Йирмеяу (пророка Иеремии), Йехэзкель (пророка Иезекииля), Терей-Асар (книги 12 Малых пророков); Ктувим («Писания»), включающая книги Теилим («Восхваления», христианское - Псалтирь), Мишлей («Притчи», христианская Книга Притчей Соломоновых), Ийов (Книга Иова), Мегилот [«Свитки», состоит из 5 отдельных книг: Шир аширим (Песнь Песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Коэлет (Экклезиаст;), Эстер (Есфирь)], Даниэль (пророка Даниила), Эзра (пророка Ездры), Нехемия (пророка Неемии), 1-я и 2-я Диврей-айамим («Хроники», христианское - Паралипоменон).

Для иудаизма как «религии книги» характерна богатая комментаторская традиция священных текстов. В начале 3 века завершилась кодификация свода галахических норм, а также преданий - создана Мишна («Толкование»), или Шас (Шиша сдарим - «Шесть порядков»), которая вместе с написанным к ней в 3-5 веках экзегетическим сводом Гемара (арамейское - завершение) составила Талмуд. Именно Талмуд стал основой жизни последователей иудаизма. Танах и Мишна написаны на иврите с незначительными вкраплениями арамейских текстов, Гемара - главным образом на арамейском языке, так называемый Иерусалимский Талмуд - на западном, Вавилонский Талмуд - на  восточном диалекте арамейского языка. Таким образом, в Средневековье иврит и арамейский язык стали «метаязыками» еврейской цивилизации. В 8 веке в Багдадском халифате от иудаизма отделилась секта караимов (от еврейского  Иудаизм - читающие,  то есть признающие только Письменный Закон, но не Устный), отвергающая Талмуд как правовой и экзегетический свод.

В 12 веке раввин и философ Маймонид (иначе - Рамбам) в обширном комментарии к Талмуду «Мишне Тора» («Толкование Торы») сформулировал в традиции аристотелизма основную догматику иудаизма. В 16 веке раввин иудаизма Каро составил популярный талмудический компендиум «Шулхан арух» («Накрытый стол»), ставший практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом.

Иудаизм В иудаизме наряду с нормативным направлением возникли мистические школы, известные под общим названием каббала (наследие). Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином иудаизма Лурия, или Ари, сложился в 16 веке в городе Цфат в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений стал хасидизм. Зародившийся в 18 веке в Подолии и вскоре охвативший значительную часть приверженцев иудаизма в Восточной Европе, он с конца 19 века распространился практически по всей еврейской диаспоре, а с середины 18 века - и в Палестине.

Начавшееся под влиянием идей Французской революции 18 века движение за еврейскую эмансипацию, «гаскала» (просвещение), привело к кризису ортодоксального иудаизма и возникновению реформистского направления, стремившегося приспособить практику иудаизма к нормам европейского образа жизни. Евреи, недовольные радикальным отходом раннего германского реформизма от традиционных норм средневекового иудаизма, в середине 19 века создали так называемое консервативное направление в иудаизме, выступавшее за постепенность реформ и синтез их с частью галахических норм.

В современном Израиле доминирует ортодоксальный иудаизм, внутри которого в начале 20 века сложилось сионистское направление Мизрахи (сокращение от еврейского - духовный центр). Теология сионистской ортодоксии нашла выражение в трудах первого главного ашкеназского раввина Палестины А. И. Кука. Продолжают оставаться влиятельными и несионистские фундаменталистские направления, получившие в Израиле название «харедим» (еврейский - богобоязненные). Наиболее фанатичным среди последних стала иерусалимская школа Нетурей карта (арамейский - стражи города), отрицающая национальный характер иудаизма и поэтому не признающая легитимности светского государства Израиль. Среди израильских харедимов развивается сионистское направление, известное под названием «хардал» (национально-религиозные харедимы). Большинство евреев США являются приверженцами трёх школ неортодоксального иудаизма: реформизма, консерватизма и реконструкционализма. Теологические основы неортодоксального иудаизма нашли наиболее полное выражение в трудах американского раввина М. Каплана.

Иудаизм В современной России иудаизм представлен тремя крупными течениями: ортодоксальным, хасидизмом, реформистским (или прогрессивным; первая реформистская община в СССР возникла в 1989), объединяющимися в две наиболее влиятельные организации - Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), в который входят ортодоксальные и реформистские общины, и действующую под эгидой любавичского хасидизма Федерацию еврейских общин России (ФЕОР). Иудаизм официально признан одной из четырёх традиционных религий России. Об истории и современном положении иудаизма в России смотри в томе «Россия» (раздел Религии, статья Иудаизм).

Вероучение. Теологию иудаизма пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В основе их лежит строгое монотеистическое представление (смотри Монотеизм) о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, Творца и Источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то, что человек создан Им по Его образу и подобию. Непостижимость Бога обусловливает запрет на Его изображение (смотри, например, Исх. 33:20). Табуировано само произнесение имени Божия, так называемая тетраграмматона из 4 букв Иудаизм  - «yod, hey, waw, hey» (реконструировано сторонниками критической школы как Яхве) ; имя Божие заменяется эвфемизмами. Богослужение, подразделяющееся на разнообразные изводы (наиболее распространёнными являются «ашкеназ», «сфарадим» и бытующий у хасидов «сефарад»), включает обязательное повторение два раза в день слов «слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един» (Втор. 6:4). Бог является не просто создателем мира (согласно воззрениям иудейских мистиков, создателем множества миров), но и стражем его гармонии и устойчивости, определяемой действиями Божественных заповедей. Монотеистический принцип предполагает строгое отвержение многобожия и любых форм язычества, поклонения рукотворным образам.

При сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять заповеди, которые выражают идею добра и регулируют правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов Ноя, универсальных для всего человечества. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых необязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевые правила (кашрут, смотри Кошер), хозяйственного установления, правила ритуальной чистоты (устаревшие в изгнании), гигиенические нормы, запреты на смешение несовместимых сущностей (килаим) - льна и шерсти, молока и мяса, злаков и бобовых, двух разных тягловых животных в одной упряжке и т.д. Специальные предписания касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей, содержащий универсальные религиозные, этические и поведенческие нормы: единобожие, запрет идолопоклонства, запрет на произнесение имени Бога всуе, соблюдение святости субботы, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения.

Монизм определяет характер иудаистской теодицеи, в которой зло рассматривается как недостаток добра, вызванный стихийным действием человеческой свободы воли. Вместе с тем мистические течения в иудаизме склонны к большему дуализму и признанию отдельной сферы зла (ситра ахара), которая в конечном счёте также имеет Божественное происхождение. Тема свободного выбора доминирует и в теологеме договора (брит), то есть двустороннего свободного выбора: Богом - еврейского народа для несения им универсальной миссии священства и евреями - Бога для служения Ему. Договор порождает концепцию избранничества еврейского народа, понимаемого как готовность к следованию договору и выполнению заповедей. Отклонения от заповедей, возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в земной жизни. Таким образом, справедливость, этическая и социальная, заключённая в заповедях, становится одним из императивов иудаистской догматики.

Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в иудаизме относительно позднее происхождение, восходящее к эсхатологическим течениям рубежа эр. Мистические направления в иудаизме принимают понятие метемпсихозы, то есть переселения душ (гилгул).

Иудаизм Изгнание и бедствия, обрушивавшиеся на еврейский народ, рассматриваются в иудаизме как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения заповедей и как бремя избранничества. Избавление от бедствий и гонений (геула) принесёт царь-избавитель машиах (буквально - помазанник, смотри Мессия), потомок Йишая (Иессея) - отца царя Давида. Появлению мессии должен предшествовать приход предмессии, потомка Иосифа, а также стремительное умножение зла в мире. Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление «золотого века», воскресение мёртвых, появление «небесного Иерусалима» и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру (смотри Иерусалим в мировых религиях). Концепция Сиона и Иерусалима как утраченной славы и родины имеет в иудаизме не только трансцендентный, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в Сион (алия), воплощённая в ежедневной молитве (амида) и пасхальном пожелании: «В следующем году в Иерусалиме», - стала идеологической основой сионизма, еврейского национально-освободительного движения 19-20 века, приведшего к воссозданию еврейской государственности в Стране Израиля. Соответственно, пребывание в диаспоре рассматривается как изгнание (галут, голус), вследствие чего евреи диаспоры, несмотря на часто большую давность проживания на какой-либо территории, никогда не претендовали на то, чтобы быть частью коренного населения, и считали себя пришельцами.

Религиозные практики. Праздники иудаизма приурочены к определённым датам еврейского лунно-солнечного календаря (имеющего 19-летний цикл: 12 лет по 12 месяцев и 7 високосных лет по 13 месяцев); в то же время считается, что празднуемые события - это явления трансцендентного мира, не зависящие от человека.

Иудаизм Главным праздником считается шабат (суббота), день отдыха. Основу субботних и праздничных богослужений составляет чтение Писания - Торы и Пророков. Существует годичный цикл чтения Писания (в древности было два цикла - годичный и трёхгодичный). Наступление субботы (эрев шабат) отмечается в пятницу вечером праздничной трапезой и специальным ритуалом после восхождения первых трёх звёзд. В субботу возбраняются всякая работа, связанная с появлением новых субстанций (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. С «царицей-субботой» связаны многочисленные фольклорные произведения и народные обычаи. Наиболее важными, после субботы, праздниками являются Йом киппур, или Йом-акиппурим (Судный день), сопровождающийся строгим постом, особым богослужением и покаянными обрядами, и Рош ашана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей. Дни между этими двумя праздниками считаются «грозными днями» (йамим нораим), так как в этот период решается судьба каждого человека на следующий год. К наиболее значимым праздникам принадлежат и так называемые «три праздника паломничества» (в древности в эти дни совершались обязательные паломничества в Иерусалим). Первый из них – Песах (Пасха), начало которого приходится на 14-е число весеннего месяца нисан. Сложный пасхальный ритуал, так называемый пасхальный порядок (седер), является домашним ритуалом, он совершается в каждой семье за накрытым столом и посвящён памяти об Исходе из Египта, обретению свободы, наступлению весны и началу созревания первого «снопа». Жатва его наступает через 50 дней на праздник Шавуот (Пятидесятница), приходящийся на летний месяц сиван и посвящённый дарованию Торы. Последний паломнический праздник Суккот (Кущи) отмечается осенью, в месяц тишрей, посвящён памяти о 40-летнем скитании в пустыне и осеннему урожаю. На Суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Не восходящие непосредственно к тексту Торы зимний праздник Ханука (начинается 25 кислева и длится 8 дней) в память Маккавейских войн и весенний - Пурим (14 адара), отмечающий чудесное спасение евреев царицей Эстер от неминуемого истребления, пользуются популярностью, с ними связаны специальные обычаи (зажигание ханукальных огней, карнавалы и мистерии пуримшпил на Пурим и др.). Праздник Симхат Тора (Радость Торы) знаменует завершение годового цикла чтения Торы. Существует ряд менее значительных праздников и постов.

Наряду с праздничными обрядами, в иудаизме существует развитая система обрядов жизненного цикла. На 8-й день после рождения над мальчиками совершается обрезание (брит мила) в форме циркумцизии, символизирующее вхождение в договор с Богом. Совершеннолетие достигается в 13 лет и отмечается специальным обрядом бар-мицва, то есть вхождением в возраст, когда для мужчины становится обязательным исполнение мицвот. Совершеннолетие девочек в 12 лет (батмицва) справляется в форме особого ритуала только в неортодоксальных направлениях иудаизма, в современном Израиле отмечается как домашний и школьный праздник. На свадьбе (хатуна) жених и невеста обмениваются кольцами, стоя под балдахином (хупа), старший произносит специальные благословения по этому поводу. Погребение усопшего должно быть произведено в кратчайший возможный срок после смерти; хоронят в саване, иногда в гробах без дна или из легко гниющего дерева. Трупоположение жёстко не фиксировано, кремация запрещена.

Организация общин. Священство существовало только в храмовом иудаизме, где выделялись две категории священнослужителей - коаним (жрецы) и левиим (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительных запреты; например, коаним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и др. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин (рав), в сефардских общинах - хахам, дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины, входить в состав религиозного суда, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и канторский статус и за женщинами. В общине выделялись следующие статусы: габай - глава общины, хазан (кантор) - руководитель общественной молитвы, даян - судья, шамаш - служка, шохет - резник, резавший скот и птицу в соответствии с предписаниями кашрута, моэль, проводивший обрезание.

Центром религиозной и общественной жизни, местом для коллективной молитвы, изучения Торы, проведения общественных собраний является синагога. Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы (арон акодеш), помещаемого в обращённой к Иерусалиму стене (мизрах). В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или располагаются на разных уровнях.

В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений (миква). Синагога находится, как правило, в собственности и распоряжении общины (кеила), состоящей не менее чем из 10 мужчин старше 13-летнего возраста (миньян).

Традиционно кеила была единственной формой организации иудаистов после разрушения Второго храма. В Новое время нередко под давлением властей стали предприниматься попытки создания более крупных объединений. В Речи Посполитой в 16-18 века существовали так называемые ваады (комитеты), координировавшие организационную и фискальную деятельность общин. В 19 веке в европейских странах стали возникать признанные государством религиозные объединения иудаистов в масштабах страны - консистории. В Израиле действует введённый в начале 20 века британскими мандатными властями Верховный раввинат, государственное учреждение, возглавляемое двумя верховными раввинами - ашкеназским и сефардским.

Последователи. В соответствии с галахой, последователем иудаизма считается каждый человек, рождённый от матери-еврейки или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом. «Закон о возвращении» современного Государства Израиль, идеологически базирующийся на религиозной концепции «кибуц галуйот», то есть собирания рассеянных в диаспоре евреев вокруг Сиона, признаёт право на репатриацию не только за иудаистами по галахе, но также и за членами их собственной семьи, семей их детей и внуков.

Адепты иудаизма расселены по всему миру. Почти все они - евреи по этнической принадлежности. Активный прозелитизм и миссионерство не практикуются, но вступление иноверцев в иудаистскую общину допускается, хотя и затруднено. Прозелиты (геры), прошедшие ритуал обращения (гиюр), по законам иудаизма становятся евреями, им запрещается напоминать об их нееврейском происхождении. Тем не менее, существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени своё отличие от евреев. Это относится к караимам и самаритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Зимбабве, Уганда, ЮАР), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония, Филиппины), Латинской Америке (Мексика, Бразилия, Перу), в США и других странах. Потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, но продолжавших тайно сохранять элементы иудаизма, назывались криптоиудеями. В России живут иудействующие сектанты, известные как субботники, и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией.

Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей иудаизма. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозную принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности в СССР и возникших на его территории странах, - только национальную принадлежность. Организованные общины последователей иудаизма имеются в 110 странах мира. Религиозные объединения иудаистов численностью более 100 тысяч человек существуют (по мере убывания) в США, Франции, Канаде, Великобритании, России, Аргентине, Германии, Австралии, Бразилии, Украине.

Лит.: Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976-2005. Т. 1-11; Seltzer R.М. Jewish people, Jewish thought. N. Y., 1980; Neusner J. Judaism: the evidence of the Mish- na. 2nd ed. Atlanta, 1988; Финкельстайн Л. Еврейская религия: верования и практика // Азия и Африка сегодня. 1992. №2-5; Sanders Е. Р. Judaism: practice and belief. L.; Phil., 1992; Кармель А. И. Еврейский образ жизни. Обоснования и пояснения. Иерусалим, 1994; Вейнберг И. П. Введение в Танах. М.; Иерусалим, 2001-2005. [Кн. 1-4]; Носенко Е. Э. «Вот праздники Бога...». М., 2001; Шиффман Л. От текста к традиции: История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда. М.; Иерусалим, 2002; Goldberg Н. Jewish Passages. Berk., 2003; Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2005; Штейнзальц А. Вавилонский Талмуд: введение в Талмуд. 2-е изд. М.; Иерусалим, 2006; Encyclopaedia Judaica. 2nd ed. Jerusalem, 2007. Vol. 1-22.

М. А. Членов.

Искусство. Иудейское искусство, основанное на древних традициях и обрядности, восходящих к периоду расцвета Иудейского царства и Израильского царства, было аниконическим, то есть неизобразительным. Оно чутко воспринимало веяния времени и в античную и ранневизантийскую эпохи, мало чем отличалось от искусства других ближневосточных религий. Тем не менее, при внешней стилевой общности были выработаны типы зданий, формы художественных изделий, композиции и мотивы орнамента, связанные исключительно с иудаизмом и отражающие стремление евреев сохранить собственную древнюю цивилизацию, противостоять экспансии эллинистических идеологии и культуры.

Иудаизм Деятельность художников времён царя Ирода I Великого более всего была связана с оформлением грандиозного Иерусалимского храма, перестройка которого, заранее подготовленная, началась около 20 года до нашей эры и длилась 46 лет. Прямоугольная платформа на вершине горы Мориа, где некогда стоял Первый храм, или Храм Соломона, а затем небольшое святилище времён возвращения евреев из вавилонского плена (конец 6 века до нашей эры), была удвоена из-за сооружения вокруг горы огромных каменных опорных стен; от них сохранилась лишь небольшая часть, известная как Западная стена, или Стена Плача. В соответствии с еврейской традицией, храм представлял собой комплекс помещённых один в другой дворов, в том числе общественных - Двор Израиля с большим алтарём, бойней для заклания жертвенных животных и столами пожертвований; огромный Двор женщин с угловыми залами (для верующих, принявших обет воздержания; для больных проказой; для хранения лампадного масла). Размещённый в глубине закрытого внутреннего двора собственно храм (как и Храм Соломона) состоял из трёх частей - портика, зала и Святого Святых - закрытого помещения, отделённого двойной завесой и доступного только первосвященнику. Положенный в основу композиции древний принцип бит-хилани (буквально - дом галереи) здесь воплотился в величественных формах римской ордерной архитектуры. Мраморный, замкнутый оградой ансамбль с торжественной анфиладой открытых и закрытых пространств и объёмов отличался великолепием драгоценного убранства, сиянием золота на архитектурных украшениях, обшивке храмовых стен, культовой мебели и утвари. Особое значение среди ритуальных сосудов придавалось золотому светильнику (меноре), воспроизводившему священный семисвечник, который, согласно Библии, по указанию Бога Моисей должен был сделать из «чистого золота» и ставить «вне завесы ковчега откровения в скинии собрания, от вечера до утра всегда» (Лев. 24:3).

Иудаизм В 70 году нашей эры римляне, закрепив разрушением Храма свою победу над восставшей Иудеей, среди трофеев увезли в Рим и менору, известную лишь по изображению на арке Тита в сцене триумфального шествия римских воинов. С ликвидацией иудейской государственности менора стала одним из главных и наиболее часто изображаемых символов иудаизма. Обычно она представляет собой металлический светильник на пирамидальном или коническом основании, с 7 (в ханукальной меноре - с 9) лампадами (из глины или стекла), венчающими на одном уровне 7 (или 9) ветвей [центральную и по 3 (или 4) боковых, симметрично примыкающих с каждой стороны]; ветви образуют 3 или 4 подобных, обращённых кверху полукружия или полуквадрата.

Со 2-3 века важнейшую роль в религиозной жизни и искусстве иудаизма стала играть синагога. В ранних синагогах ориентированный на Иерусалим фасад нередко обильно украшали каменной резьбой, в то время как интерьер был почти лишён декора; синагога в Дура-Европос (244-245) в этом смысле была исключением. С конца 3 века внутри синагоги, на стороне, обращённой к Храмовой горе, стали устанавливать киот для хранения свитков Торы, так называемый Ковчег Торы (Ковчег Святыни), который в ранних постройках предположительно находился в отдельном помещении и вносился в зал во время службы. Ковчег Святыни занимал почётное место у стены либо был заключён в эдикулу (в римское время), нишу (с 3 века) или апсиду (с конца 6 века), в полу которой устраивалось место для генизы - архива вышедших из употребления свитков Торы и религиозных книг. Перед нишей или апсидой возводилась каменная платформа - бима, возможно предназначавшаяся для чтения Торы. В поздних постройках (5-7 века) Ковчег Святыни и главный вход размещались на противоположных торцовых сторонах. Некоторые синагоги имели примыкающий к основному зданию перистильный двор.

На почётных местах синагоги располагались иудейские символы: «печать Соломона» (пентаграмма), «щит Давида» (шестиконечная звезда), Ковчег Святыни, менора, а также изображения шофара - трубного рога и употребляемого на праздник Суккот букета «четырёх видов» (ветви пальмы, мирта, ивы и цитрусовый плод).

Иудаизм Иудейское искусство 3-7 века, представленное элементами резного декора синагог, резьбой на каменных саркофагах, оссуариях, гробницах, а затем и мозаиками, было преимущественно народным. В нём допускались изобразительные мотивы и был выработан стереотипный набор сюжетных композиций. На мозаичных орнаментальных полах синагог 5-6 века изображались сцены, проникнутые идеей чудесного спасения («Ноев ковчег», «Жертвоприношение Авраама», «Даниил во рву львином»). Распространённой была астрально-символическая композиция с изображением Гелиоса на колеснице в окружении знаков зодиака и персонифицированных аллегорий четырёх времён года. Существует предположение, что эта композиция служила упорядочению синагогальных служб в течение года. Стиль и тематика мозаичных полов раннесредневековых синагог Галилеи, Иудеи, Самарии напоминают современные им напольные мозаики позднеантичных домов Палестины и Сирии. Мозаики синагог, как правило, выполненные местными ремесленниками, довольно примитивны; им свойственна бесхитростная простота и лубочная нарядность (мозаика пола синагоги в Бет-Альфе, 1-я половина 6 века). Синагога в Дура-Европос [её интерьер, расписанный сценами из священной истории евреев, ныне реконструирован (с перенесением росписей) в Национальном музее в Дамаске] интересна не только как памятник искусства эллинизированного Востока, но и как редчайший пример иудейского искусства, возникшего в эллинистический период и создававшегося вплоть до 7 века по заказу иудаистских общин, отвечая их духовным требованиям, практическим нуждам и эстетическим взглядам.

Иудаизм Архитектурный стиль синагог менялся от античных форм ранних сооружений и мавританского стиля городских каменных 3-5-нефных синагог (со средних веков) до молитвенных деревянных домов в духе народного зодчества Восточной Европы и оригинальных сооружений 20 века в стиле современной архитектуры (американские архитекторы Л. Г. Салливен, Л. Кан и др.). К значительным явлениям новейшего иудейского искусства относятся работы М. З. Шагала - цикл работ «Библейское послание Марка Шагала», ансамбль витражей «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги Медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960-62).

Лит.: No graven images: studies in art and the Hebrew Bible / Ed. J. Gutmann. N. Y., 1971; Baumgarten J. М. Art in the synagogue: some Talmudic views // The synagogue: studies in origins, archaeology and architecture / Ed. J. Gutmann. N. Y., 1975; Sukenik Е. L. The ancient synagogue of Beth Alpha. 2nd ed. N. Y., 1975; The Image and the word: confrontations in Judaism, Christianity and Islam / Ed. J. Gutmann. Missoula, 1977; Klein I. А guide to Jewish religious practice. N. Y., 1979; Bloch А. Р. The biblical and historical background of Jewish customs and ceremonies. N. Y., 1980; Avi Yonah М. Art in ancient Palestine. Jerusalem, 1981 ; The Encyclopaedia of the Jewish religion / Ed. R. J. Z. Werblowsky, G. Wigoder. 2nd ed. N. Y., 1986; Goldberg D. J., Rayner J. D. The Jewish people: their history and their religion. L.; N. Y., 1987; Hachlili R. Ancient Jewish art and archeology in the land of Israel. Leiden; N. Y., 1988; idem. Ancient Jewish art and archaeology in the diaspora. Leiden; Boston, 1998; Weitzmann   К., Kessler Н. L. The frescoes of the Dura synagogue and Christian art. Wash., 1990; Schubert К. Jewish pictorial traditions in Early Christian art // Schreckenberg Н., Schubert К. Jewish historiography and iconography in Early and Medieval Christianity. Minneapolis; Assen, 1992; Sed-Rajna G. L’art juif. Р., 1995; The real and ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic art / Ed. В. Khnel. Chi., 1997.                    

Т. Х. Стародуб.

Музыка. Тора и Талмуд содержат много сюжетов, в которых музыке отведена значительная роль. Письменная Тора, многочисленные археологические памятники (керамические изделия, монеты), наскальная живопись свидетельствуют о существовании во времена Древнего Израиля музыкальных инструментов 3 видов: ударных, духовых и струнных. Ударные (мезамрот): тимпан (тоф), кимвалы (цилцелим, мецилтаим и, возможно, шалишим), колокольчики (паамоним, мецилот), трещотки (менаанеим). Струнные (негинот): невел (арфа), асор (10-струнный инструмент), миним (лютня); в эпоху эллинизма также катрос, псантрин и сабха (соответствуют древнегреческим кифаре, псалтерию и самбике). В Торе неоднократно упоминается кинор (инструмент типа лиры), на котором играли в Храме; на нём же играл Давид, исцеляя Саула от злого духа. Среди духовых инструментов (нехилот) - халил (тип гобоя), машрокит (многоствольная флейта), угав (продольная тростниковая флейта), трубы хацоцра, керен айовел (или карна; из бычьего рога), шофар (из рога дикого козла или барана). Шофар - единственный музыкальный инструмент из упоминающихся в Торе (также под названием йовел), сохранившийся поныне; в древности использовался как сигнальный инструмент, в том числе во время войны (по преданию, звуки шофара обрушили стены Иерихона, отсюда выражение «иерихонская труба»). В эпоху Второго храма установлены 3 основных сигнала шофара: ткиа - глиссандирующий восходящий ход (обычно в объёме квинты) с задержкой на верхнем звуке (в варианте ткиа гдола верхний звук тянется так долго, насколько хватает дыхания); шварим - 3 коротких отрывистых звука (или 3 коротких восходящих интервала); труа - 9 коротких отрывистых звуков. В современной синагоге в шофар трубят во время богослужения на праздники Рош ашана (также в течение месяца до него) и Иом киппур; звуки шофара символизируют призыв к покаянию, пробуждают трепет перед Богом.

Иудаизм Родоначальниками богослужебной музыки иудейская традиция считает царей Давида и Соломона. Согласно Мишне, оркестр и хор Иерусалимского храма состояли, по меньшей мере, из 12 музыкантов каждый, в хор принимались певчие из рода левитов по достижении 30 лет, с предварительным пятилетним обучением. Согласно 1-й Книге Паралипоменон (23:3-5), из 38000 левитов, нёсших службу в Храме, 4000 были музыкантами. Хор и оркестр в Храме могли достигать грандиозных размеров (так, на церемонии освящения Храма на духовых инструментах играли 120 жрецов – 2 Пар. 5:12). Свидетельств участия в богослужении женщин нет, однако в библейские и талмудические времена их роль была велика во время церемонии похорон (профессиональная плакальщица - меконенет). В Древнем Израиле неотъемлемой частью религиозных церемоний был танец. Элементы танца используются в современном богослужении (например, в праздники Суккот и Симхат Тора). Согласно Талмуду, основное предназначение инструментальной музыки - аккомпанемент для певчего, хора или чтецов (клей шир, или клей земер, - «инструменты для пения»).

Наиболее известный жанр иудейской музыки - псалмы (теилим), то есть песни (гимны), исполняемые в сопровождении псалтерия. К началу нашей эры сложились 3 способа их исполнения: сольное, респонсорное и хоровое (без солиста, предположительно антифонное). Некоторые псалмы снабжены ремарками для руководителя хора.

Иудейская богослужебная музыка в своей основе одноголосна. Часть мелодий отличалась простотой (их исполнение сопровождалось хлопками в ладоши или аккомпанементом ударных инструментов), часть, наоборот, метроритмической свободой и богатством мелизматики. После разрушения Храма (70 нашей эры) в знак траура пение и игра на музыкальных  инструментах были запрещены мудрецами (Гитин, 7а). Инструментальная музыка Храма полностью утрачена, псалмодия и молитвенный распев перенесены в синагогу. Синагогальная музыка стала только вокальной и оставалась таковой на протяжении столетий (в ортодоксальных иудаистских общинах остаётся и поныне). Талмудический компендиум «Шулхан арух» запрещает игру на музыкальных  инструментах по субботам и праздникам в синагоге и вне её.

Иудаизм Древнейший стиль публичного чтения Торы - напевная речитация (по памяти); интонирование и ритмика подчинены смыслу и структуре священного текста. Указания чтецам содержатся в Масоре. Они включают знаки огласовки некудот (буквально - точки), помогающие правильному произнесению слов, и знаки теамим, или таамей амикра (буквально - смыслы), способствующие в том числе правильному интонированию текста. Такая манера чтения Торы нараспев получила название кантилляции. Кантилляция псалмов называется псалмодией. В диаспоре сложились 3 основных стиля молитвословия: йеменский (наиболее древний и консервативный), сефардский и ашкеназский. Стиль, принятый в сефардских, а также в некоторых  восточных еврейских общинах (например, в бухарской), испытал влияние арабской традиции; псалмодия распевалась по мелодическим моделям макама. Ашкеназская псалмодия находилась под влиянием европейской культуры 14-15 века. Несмотря на локальные различия, все традиции считаются вариантами одного «звучания», данного иудею вместе с Торой.

В раввинистическом иудаизме появились новые богослужебные и паралитургические поэтико-музыкальные жанры. Среди них важнейшие - лирические и хвалебные гимны пиютим, праздничные песни пизмоним (исполняются как в синагоге, так и во время семейных праздников брит мила, свадеб, бар-мицва и т.д., в основном в сефардских общинах) и бакашот (в прошлом в сефардских общинах исполнялись по субботам в зимний период с раннего утра и до восхода солнца, ныне - в любое время). Книга бакашот, составленная в сирийской еврейской общине, содержит 66 песнопений и рассматривается как каноническая и окончательная, в то время как пизмоним продолжают создаваться и сейчас. С последними сходны застольные гимны ашкеназской традиции змирот (их поют во время или сразу после каждой из трёх обязательных субботних трапез и на исходе субботы). Гимны змирот (всего около 600) включены в ашкеназский молитвенник сидур; стилистического единообразия в их мелодиях нет. Особые песнопения исполняются на праздники: Песах (Хад Гадья, Эхад ми йодеа), Ханука (Маоз цур), Йом киппур (Кол нидрей, Неила), Рош ашана (Авину малкейну), Суккот (Хошиа на), Симхат Тора (молитвы, сопровождающие акафот - ритуальную процессию, обход помещения синагоги с Торой).

В раннем раввинистическом иудаизме молитвы читались вслух только представителем общины (шалиах цибур). С 8-9 века общественные молитвы ведёт также профессиональный певец хазан. В странах Европы хазанами были знаменитые раввины [например, Мёллин ха-Леви (Махарил) из Майнца, 14-15 века]. Ашкеназские хазаны (канторы) выработали импровизационный стиль сольного пения, основанный на ладомелодических моделях штайгерс (идиш). Согласно «Шулхан аруху», хазан должен в совершенстве знать богослужение, иметь красивый голос и соответствующую внешность (включая ношение бороды), быть женатым человеком, отличаться безупречным поведением и пользоваться уважением членов своей иудаистской общины.

Иудаизм Возникновение реформистской и консервативной ветвей в иудаизме привело к изменениям в музыке богослужений. В реформистских синагогах для сопровождения молитв стал использоваться орган. Традиционные мелодии были записаны в современной нотации для исполнения хазаном и общинным хором (ныне в неортодоксальных синагогах в него могут входить и женщины). В богослужение проникли мелодии протестантского хорала. В 19 веке авторами новых литургический мелодий (с немецким текстом) стали С. Зульцер (Вена), С. Наумбург (Париж), Л. Левандовский (Берлин), Г. Вайнтрауб (Кёнигсберг), М. Дойч (Бреслау). Расцвет певческой традиции в конце 19 - 1-й половине 20 века сопровождался «гастролями» канторов в разных синагогах; их сравнивали с великими оперными тенорами. Крупнейшие канторы того времени - Г. Сирота (записал первую пластинку канторального пения, 1903), И. Розенблат, М. Гершман, З. Квартин; известные канторы времён после 2-й мировой войны - М. Кусевицкий, Л. Гланц, И. Альтер, А. Л. Кардозо, Р. Такер, Я. Пирс и Г. Ядловкер - достигли широкого признания и как оперные певцы. М. Александрович и З. Шульман совмещали службу кантора с концертными выступлениями. Наиболее известные канторы конца 20 - начала 21 века: Н. Герштик, И. Гельфгот, М. Штерн, Ш. Барзилай, А. Мизрахи, Д. Фишер. Музыкальное образование хазанов с середины 19 века стало систематическим (в 1859 в Бреслау учреждена первая школа), школы для их обучения есть в Израиле и в США. Обучают канторскому искусству в школе еврейского искусства при Московской хоральной синагоге. Хазаны отдельных направлений объединяются в Национальные ассоциации. С 1955 года в неортодоксальных синагогах в роли хазанов выступают и женщины.

Синагогальное хоровое пение получило новый импульс в эпоху Возрождения и барокко: в 1632 главный раввин Венеции Л. Модена создал 6-8-голосный профессиональный хор и вдохновил С. Росси на создание нового репертуара. Со временем хоровое пение стало распространённой и повсеместно признанной частью культа. В Россию синагогальное хоровое пение пришло в конце 19 века. Ныне хор Московской хоральной синагоги - один из самых известных в мире.

Иудаизм Представления хасидов о музыке коренятся в учении лурианской школы каббалы, считавшем музыку частью мира зла. Чтобы вернуть её к Божественному началу, необходим тикун («исправление»): исполнение музыки при священных обстоятельствах (например, в субботу) или с использованием священных текстов. В разных течениях иудаизма, и в особенности в хасидизме, стали использовать нерелигиозные мелодии с религиозными текстами. Поскольку служение Богу должно происходить в радости, в повседневную религиозную жизнь приверженцев хасидизма вводятся танец - рикуд и напев - нигун (множественное число - нигуним), понимаемый как пение освобождающейся из плена Божественной искры. Некоторые нигуним распеваются на асемантические слоги (я-ба-бам, дой-дой-дой и т.п.), поскольку только такие - не несущие смысла - напевы подобны чистым душам (мелодия с текстом трактуется как душа в соединении с телом). Существует ритуальная иерархия нигуним, высшими формами которых считаются созданные цадиками. Паралитургическая музыка у хасидов в стилевом отношении не ограничивается рамками консервативной традиции: нигуним могут включать гармонические обороты европейской музыки 19 века, могут быть лирическими балладами бардов (с гитарным сопровождением), музыкой в стилях диско, рэп и рэгги (под аккомпанемент электромузыкальных инструментов).

Лит.: Маггид Д. О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев // Музыкальная летопись. Л., 1926. №3; Nulman М. Concepts of Jewish music and prayer. N. Y., 1985; Лау И. М. Практика иудаизма: в свете устной Торы. [Тель-Авив], 1991; Idelsohn А. Z. Jewish music and its historical development. N. Y., 1992; Schleifer Е. Jewish liturgical music from the Bible to Hasidims // Sacred sound and social change / Ed. L. Hoffman, J. Walton. L., 1992.Vol. 3; Heskes I. Passport to Jewish music: its history, traditions and culture. Westport, 1994; Коляда Е. Музыкальные инструменты Библии. М., 2003; Носоновский М. К истории религиозной музыки бухарских евреев // Еврейская старина. 2005. №5 (29).

М. Словинский.