Венгры
ВЕНГРЫ (самоназвание - magyar, мадьяр), народ финно-угорской группы, основное население Венгрии (9,4 миллионов человек, 2001, перепись). Населённые венграми территории находятся также в соседних странах: центральной, западной и северо-западной Румынии (в основном секей; в Трансильвании, а также в уездах Марамуреш, Арад, Тимиш - 1,4 миллионов человек, 2002, перепись), на юге Словакии (в основном в Трнавском, Нитранском, Банскобыстрицком и Кошицком краях - 520,5 тыс. человек, 2001, перепись), на севере Сербии и Черногории (в Воеводине - 293,3 тыс. человек, 2002, перепись), на западе Украины (в Закарпатской области - 156,6 тыс. человек, 2001, перепись), на востоке Австрии (в основном в Бургенланде - 40,6 тыс. человек, 2001, перепись), в Чехии (19 тысяч человек, 2006, оценка), Хорватии (16,6 тысяч человек, 2001, перепись), Словении (6,2 тысяч человек, 2001, перепись). Значительные венгерские диаспоры существуют в США (454 тысяч человек), Канаде (267 тысяч человек), Бразилии (20 тысяч человек), Великобритании (19 тысяч человек), Германии (13 тысяч человек), Нидерландах (12 тысяч человек), России (3,8 тысяч человек, 2002, перепись), Израиле (от 10 до 70 тысяч человек), Австралии (5,9 тысяч человек) и др. Общая численность оценивается от 12 до 15 миллионов человек.
Реклама
Говорят на венгерском языке. Большинство венгров - католики (в основном на западе), на востоке преобладают последователи Реформатской церкви, на севере - лютеране.
Предки венгров - кочевые охотники и скотоводы (в основном коневоды) лесостепного Зауралья - выделились из состава угров (около 1-го тысячелетия до нашей эры) и, по лингвистическим данным, долгое время обитали в бассейнах Волги и Камы и на территории современной Башкирии (смотри Большетиганский могильник). В 13 веке нашей эры доминиканский монах Юлиан из Венгрии обнаружил в этом регионе народ, говоривший на понятном ему языке, что дало средневековым учёным (В. Рубрук, Плано Карпини и др.) основание помещать там легендарную прародину венгров (Великая Венгрия - Hungaria Magna). Предположительно между 6 и 9 веками основная часть древних венгров поселилась в Причерноморье, где в 830-е годы находилась их страна Леведия (Levedia; вероятно, между Азовским морем и Днестром). Венгры были известны в византийских и арабских источниках под именем «тюрок» и «оногуров»; в течение долгого времени находились под властью оногуров, затем - хазар (приблизительно до середины 9 века), у которых, вероятно, заимствовали некоторые формы политической жизни (двойное правление военных и религиозных глав племени). Здесь к ним присоединились отколовшиеся от хазар тюркикабары. Позднее под давлением печенегов венгры переселились на запад, в страну Этелькёз (помещавшуюся, вероятно, в районе между Доном и Нижним Дунаем), где образовали союз 7 племён (йене, кер, кеси, кюрт-дьярмат, ньек, тарьян и медьер, или мадьяр). С 860-х годов венгры совершали набеги на восточные окраины Восточно-Франкской империи и участвовали в войнах между Византией и Болгарией на Нижнем Дунае. В 895 году под ударами печенегов и болгарского царя Симеона покинули Этелькёз и под предводительством вождя (дюлы) Арпада (из племени мадьяр) перешли Карпаты, к 896 году заняв Среднедунайскую равнину и часть Трансильвании (так называемые Обретение родины). К началу 10 века, разгромив Великоморавскую державу, они захватили подчинённые ей земли. Лучшие земли на Среднем Дунае (от современного Эстергома до областей, расположенных ниже Будапешта) отошли племени мадьяр.
В 1-й половине 10 века (до поражения в Лехской битве 955 года) венгры совершали опустошительные походы на Западную Европу и Византию. К концу 10 века они переходят к оседлости и земледелию, принимают христианство, в начале 11 века возникло Венгерское королевство. В этногенезе венгров участвовали населявшие его славяне (предки словаков, словенцев, хорватов, сербов, западной украинцев), тюрки (в особенности авары), влахи (влашское население Трансильвании особенно возросло в 16 веке в результате турецкого завоевания). С 1220-х годов под натиском монголо-татар на Дунай переселяются группы половцев (куны, куманы) и алан (ясы), получившие земли в Альфёльде (области Ясшаг, Надькуншаг, Кишкуншаг) для охраны границ; куны и ясы до 16 века сохраняли языки, полукочевое хозяйство и архаичный социальный строй, до 1876 года (с перерывами) - самоуправление. Важную роль играли переселенцы из Германии, а также Италии, Фландрии, Франции. Немецкие колонисты (называвшиеся независимо от происхождения швабами или саксами) сохраняли свои этнические особенности и автономию на протяжении всего Средневековья. Их поселения позднее вырастали в города (немцы преобладали среди городского населения Венгрии до 16 века, когда они стали уходить от турецкой опасности и их место занимали беженцы с юга - венгры и славяне). Немецкие колонисты Трансильвании селились компактными группами и составили одну из трёх «наций» средневековой Трансильвании (наряду с венграми и секеями), пользовавшихся широкой автономией и привилегиями. Эпоха турецких завоеваний вызвала массовую иммиграцию в Венгрию славянского и влашского населения; к концу 17 века венгры составляли менее половины населения страны. В 18 веке австрийское правительство, напуганное антигабсбургскими выступлениями венгров, проводило политику заселения Венгрии немцами и славянами, насаждало немецкий язык. В конце 18 - начале 19 века в Венгрии начинается движение за обновление венгерского языка, в 1843-49 годах получившего статус государственного, что стало одной из причин, приведших к противостоянию венгров с другими народами, также переживавшими эпоху национального возрождения, и побудило их встать на сторону Габсбургов во время подавления Революции 1848-49 годов в Венгрии. В Австро-Венгрии венгры составляли 42% населения Венгрии. После 1867 года усилились ассимиляционные процессы, особенно в городах (главным образом среди немцев и евреев). Одновременно с конца 19 века началась массовая эмиграция венгров в Америку. По Трианонскому мирному договору 1920 года свыше 3 миллионов венгров оказались за пределами страны, позднее из них 360 тысяч человек переселились в Венгрию. После поражения Венгрии во 2-й мировой войне из соседних стран были выселены, большей частью в Венгрию, сотни тысяч венгров. После подавления Венгерского восстания 1956 года последовала новая волна эмиграции (около 2% населения). В дальнейшем положение венгров в соседних странах складывалось по-разному. Так, в Югославии существовала венгерская автономия в Воеводине, ликвидированная в 1991 году; её восстановления добивается Демократический союз венгров Воеводины. После 1991 года из стран бывшей Югославии эмигрировали 40 тысяч венгров. В Румынии проводилась политика принудительной ассимиляции венгров; после свержения режима Н. Чаушеску (1989) началась массовая эмиграция венгров из Румынии.
В составе венгров выделяются этнографические группы, сформировавшиеся к 18 веку: близкие словакам палоци на севере (гористые районы между городами Балашшадьярмат и Шальготарьян); матьо, получившие название от имени короля Матъяша Хунъяди, даровавшего им земли в окрестностях г. Мезёкёвешд; рабакёз (между реками Раба и Дунай) и близкие к словенцам шаркёз, хетеш, гёчей (в предальпийских районах) на западе; секеи и калотасеги в Трансильвании; чанго в румынских Карпатах; потомки кунов и ясов в Альфёльде; гайдуки на северо-востоке Венгрии.
Основное занятие до 19 века - скотоводство, развитое особенно в Альфёльде: в Хортобадской степи разводили лошадей, на пастбищах (пустах) между Дунаем и Тисой - крупный рогатый скот, в том числе коров так называемой серебристой породы, со средних веков, особенно в турецкую эпоху, экспортировавшихся на запад (в Венецию, Южную Германию), и др. Скот содержался на дальних пастбищах под присмотром чикошей (табунщиков) и гуйяшей (пастухов крупного рогатого скота); возникла профессия перегонщиков скота - гайдуков, из которых в эпоху турецких войн сложился особый слой воинов. Важную роль играет традиционное виноградарство и виноделие (в районах городов Токай и Эгер на северо-востоке, Сексард - на юге, горы Бадачонь - на озере Балатон, г. Шопрон - на западе). В 19 веке стало преобладать земледелие (основная культура - пшеница, с 18 века выращивали кукурузу и паприку - особенно на юге, в районе Сегеда и Калочи). Из промыслов сохраняются резьба по дереву, кости и рогу, выделка кожи, плетение кружев, вышивка с характерным растительно-зооморфным орнаментом (цветы, павлины) и колоритом (сине-красно-жёлтый в калочайской вышивке, коричнево-бежево-розовый, а также белый - в трансильванской и др.), узорное ткачество (красный растительный и геометрический орнамент в Трансильвании и на северо-востоке Венгрии), керамическое производство (синий растительный орнамент по белому полю на севере и в Трансильвании и др.), тиснение по коже и др.
Основные сельские поселения, особенно на востоке - крупные сёла (фалу, кёзшег) и хутора (танья). Для областей с преобладанием скотоводства, особенно для Альфёльда, были характерны так называемые двойные поселения, в которых хозяйственные постройки и хлева находились не в одном комплексе с жилыми домами, а выносились за околицу, примыкая к пастбищам. Для земледельческих районов типично расположение жилых и хозяйственных построек в одном комплексе, часто - под одной крышей. До 19 века для центральных районов характерны так называемые аграрные города или торговые сёла (мезёварош), население которых занималось товарным сельским хозяйством и ремеслом; часть из них (Сегед, Дебрецен, Кечкемет, Надькёрёш и др.) со временем превратились в города. Традиционное жилище в степных районах строилось из глины, земли, тростника, в лесных и гористых - из дерева, с богатым резным декором. Преобладали вытянутые дома, состоящие из жилой комнаты (или комнат), кухни, кладовой, сеней; вдоль дома тянулась опирающаяся на столбы галерея. На севере и отчасти в Альфёльде до 19 века сохранялись длинные дома для больших семей с отдельными помещениями для каждой супружеской пары.
Традиционный мужской костюм оформился к 19 веку: рубаха, узкие, часто расшитые, штаны, вправленные в сапоги, безрукавка; характерны также широкие, иногда плиссированные белые полотняные штаны (гатя) и рубаха с широкими рукавами. Верхняя одежда - суконный кафтан с ложными рукавами, с большим вышитым воротником; шуба без рукавов (сюр), расшитая вышивкой или аппликацией. Женская одежда - кофта с широкими рукавами, юбка (у калочайских девушек - очень пышная, плиссированная, надеваемая на несколько нижних юбок) с передником, короткая вышитая безрукавка (пруслик); одежда украшается обильной вышивкой. Девушки заплетали волосы в косу, украшали их лентами или венками из цветных нитей, замужние женщины закрывали волосы платками или чепцами.
Традиционная пища - мясная, мучная (лапша, клёцки) с чёрным и красным перцем (паприкой). Для Альфёльда характерны густая мясная похлёбка (гуляш), тушёное мясо в остром соусе (пёркёльг) с гарниром из мучной крупы (тархоня), для Трансильвании - квашеная капуста или голубцы с копчёностями. Из жиров предпочитают топлёный свиной жир, который также мажут на хлеб. Пекут струдели (ретеши) из очень тонкого слоёного теста. Венгерская фруктовая водка (палинка) готовится из сливы, абрикосов, черешни.
До 19 века сохранялись большие патриархальные семьи (3-4 поколения - до 60 человек); патрилинейные роды (немзетшег), восходящие к общему предку, члены которых носили одну фамилию; кварталы, населённые кровными родственниками (ход). Родословные насчитывали до 5 поколений. Сохранились святочные обходные обряды (регёлеш - обход деревни ряжеными, поющими детьми с переносным театром типа вертепа, колядование), обливание водой на Пасху, разжигание костров на Иванов день (святого Яноша), ярмарки и гуляния в храмовый праздник (бучу) и так далее. Один из главных праздников - День святого Иштвана (20 августа), совпадающий с Днём основания венгерского государства.
Устное творчество. Сохранились сказания о происхождении и ранней истории венгров: о птице Турул, чудесном олене, чудесном появлении на свет Альмоша (отца Арпада), приходе венгров в Подунавье, походе Ботонда на Византию; легенды о Яноше и Матьяше Хуньяди, Габоре Бетлене, Ференце II Ракоци; баллады о скитальцах, куруцах, гайдуках и разбойниках-бетярах, о каменщике Келемене, Кабе Кадар и др.; сказки - волшебные, о животных, сатирические (труфы). «Старый» слой народной музыки венгров, угорский с сильным тюркским элементом, впитавший влияния западноевропейской музыки и традиций соседних народов (чехов, словаков, поляков, южных славян, румын, немцев), отчасти сохранился до 20 века. Объединяет вокальную и инструментальную одноголосную музыку, ладовая основа - ангемионная пентатоника. Характерно пение «открытым звуком» в высоком регистре. Песни «старого» слоя: детские игровые; обрядовые - зимние поздравительные (близки колядкам), частично - свадебные; похоронные плачи (исполняются взрослыми женщинами; звукоряды не ограничиваются пентатоникой); частично - народные гимны на духовные тексты. Большая часть инструментальных наигрышей имеет песенное происхождение. Подавляющее большинство песен венгров относится к «новому» слою (исторические, разбойничьи, солдатские, патриотические, лирические, застольные и др., с 19 века - вираг, или «искусственные» песни в народном духе), отличительные черты которого - мелодичная повторность (частый приём - транспозиция песенной строки на квинту вверх), характерная ритмическая фигура пентатоника соседствует с мажорно-минорной тональностью. Инструментальная музыка «нового» слоя - главным образом танцевальная, испытала влияние скрипачей-цыган, во многом связана со стилем вербункош. Популярный танец - чардаш. Характерные для венгров музыкальные инструменты: скрипка, цимбалы, цитра, колёсная лира; среди аэрофонов - пастушья продольная флейта «фуруйя», волынка, труба «тарогато»; идиофоны (ксилофон, колотушки, трещотки), мембранофоны (барабан, фрикционный барабан, бубен). Распространены ансамбли: «цыганские» (в составе - скрипка, цимбалы, струнный бас), медные духовые. Венгерский фольклор оказал сильнейшее влияние на профессиональную музыку.
Лит.: Talasi I. Die materielle Kultur des ungarischen Volkes in Europa // Europa et Hungaria. Bdpst, 1965; Dienes I. А honfoglalo magyarok. Buc., 1972; Kosa L., Filip А. А magyar néр taji-tôrténeti tagolodàsa. Bdpst, 1978; Magyar néprajzi lexikon. Bdpst, 1979-1982. Кötetben 1-5; Kovàgo L. Nemzetiségek а mai Magyarorszâgon. Bdpst, 1981; ÂcsZ. Nemze-tiségek а torténelmi Magyarorszâgon. Bdpst, 1984; Hanâk Р. Ungarn in der Donaumonarchie. W., 1984; Hungarians and their neighbours in modern times, 1867-1950 / Ed. Е. Glatz. Boulder; N. Y., 1995; Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. М., 1997.
Т. П. Гусарова (история, этнография).