Екатерина II

ЕКАТЕРИНА II Алексеевна (София Августа Фредерика) [21.4.1729, город Штеттин, Пруссия, ныне город Щецин, Польша - 6(17).11.1796, Санкт-Петербург], российская императрица [с 25.12.1761(5.1.1762), на престоле с 28.6(9.7).1762, коронована 22.9(3.10).1762], принадлежала к династии Романовых. Урождённая принцесса Анхальт-Цербстская, дочь принца Кристиана Августа и Иоганны Елизаветы (урождённой принцессы Гольштейн-Готторпской). Мать великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I). Получила домашнее воспитание и образование в лютеранских традициях. В феврале 1744 по приглашению императрицы Елизаветы Петровны прибыла в Россию, 28 июня (9 июля) приняла крещение по православному обряду, стала великой княгиней Екатериной Алексеевной. Обвенчана 21.8(1.9).1745 с великим князем Петром Фёдоровичем (будущий император Пётр III). Её отношения с мужем не сложились, она имела любовные связи с С. В. Салтыковым, С. А. Понятовским, Г. Г. Орловым и др. Однако большинство фаворитов Екатерины II, обладая огромным влиянием на императрицу, никогда не допускались ею к решению важных политических вопросов (за исключением Г. А. Потёмкина-Таврического и отчасти П. В. Завадовского).

Реклама

Екатерина II до восшествия на престол, не принимая непосредственного участия в политической жизни страны, делала всё возможное, чтобы лучше узнать её историю и традиции: выучила русский язык, подчёркнуто соблюдала православные обычаи, завоевала авторитет в среде русской знати. Изучала также политическую, экономическую и социальную историю Западной Европы, читала труды Вольтера, Д. Дидро, Ш. Л. Монтескьё и других французских просветителей, стала искренней сторонницей их взглядов. В конце 1750-х годов именно в Екатерине Алексеевне, а не в наследнике престола Петре Фёдоровиче видела претендента на престол «партия» канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, поддерживаемая британской дипломатией. Это привело к кризису в отношениях Екатерины Алексеевны с императрицей Елизаветой Петровной, однако великой княгине удалось доказать свою непричастность к планам канцлера. С восшествием на престол Петра III (декабрь 1761) у Екатерины Алексеевны возникли опасения, что её могут удалить от двора. Рост в среде столичного дворянства недовольства политикой императора помог ей организовать заговор против мужа и совершить государственный переворот, в результате которого она взошла на престол под именем Екатерины II.

Екатерина II, в отличие от многих российских монархов, при восшествии на престол имела чёткие представления о необходимых в стране преобразованиях. Она намеревалась завершить начатый императором Петром I процесс формирования регулярного государства, но в соответствии со своей политической программой, связанной с идеями Просвещения, - государства, основанного на справедливых, «фундаментальных» законах, обязательных к исполнению как самим монархом, так и подданными. Создание такой «законной монархии» она считала важнейшей задачей царствования. Смысл своей политики Екатерина II видела в обеспечении «блага» и «безопасности» каждого подданного и общества в целом. Для устройства русского общества единственно приемлемой считала сословную структуру европейского типа, где права и привилегии каждого сословия (за исключением крепостных) были бы изложены согласно единой законодательной схеме. Особое значение Екатерина II придавала формированию «среднего рода людей» - аналога западноевропейского третьего сословия, которое должно было обеспечить экономическое процветание страны. Единственной пригодной для России формой политического правления Екатерина II считала самодержавие. Важнейшим пороком социального устройства, по её мнению, являлось крепостное право, которое она осуждала с гуманистической точки зрения и считала тормозом социально-экономического развития страны. Екатерина II разделяла взгляды физиократов, отдавала предпочтение сельскому хозяйству перед промышленностью, была противницей откупов, монополий в торговле и промышленности и выступала за свободу предпринимательства (по некоторым данным, изучала работы А. Смита). Также она была знакома с распространёнными в то время теориями, связывавшими благосостояние государства с численностью населения, в связи с чем считала необходимым привлекать в Россию переселенцев из других стран и осваивать с их помощью слабозаселённые территории Поволжья, Приуралья и Новороссии. Россию она видела империей, основанной на принципах административно-политического единства, веротерпимости и равных правах подданных свободного состояния, независимо от их этнической принадлежности и вероисповедания. При этом Екатерина II не была сторонницей механического перенесения на русскую почву западноевропейских социальных теорий, считая необходимым учёт российской специфики, традиций и обычаев. В своей реформаторской тактике придерживалась принципа постепенности, подготавливая общественное мнение к планируемым нововведениям. Идеалом монарха для Екатерины II были король Франции Генрих IV и российский император Пётр I (последнего она, однако, считала чрезмерно жестоким). Успешность Петровских реформ, по мнению Екатерины II, доказала принадлежность России к европейской цивилизации. Для её отношения к религии был характерен свойственный Просвещению скептицизм. В институте Церкви она видела один из инструментов управления государством и не рассматривала духовенство в качестве самостоятельного сословия. Личные качества Екатерины II, её трудолюбие, стремление вникнуть в мельчайшие вопросы внутренней и внешней политики, умение воспринимать, творчески перерабатывать и эффективно использовать чужие идеи, способность оценивать своих соратников, прежде всего, с точки зрения их компетентности способствовали формированию в России во 2-й половине 18 века плеяды выдающихся государственных деятелей, дипломатов, военачальников, деятелей науки и культуры, среди них - А. А. Безбородко, И. И. Бецкой, В. Л. Боровиковский, А. А. Вяземский, Е. Р. Дашкова, Г. Р. Державин, Д. Г. Левицкий, Н. И. Панин, Г. А. Потёмкин-Таврический, П. А. Румянцев-Задунайский, А. В. Суворов.

Екатерина IIВо внутренней политике Екатерины II выделяются два этапа, различающиеся тактикой осуществления преобразований. На 1-м этапе (1762-75) в наиболее важных реформах принимали непосредственное участие подданные - первоначально путём создания ряда комиссий из представителей высшей бюрократии [Комиссии - о духовных имениях (1762), о вольности дворянства (1763), о коммерции (1763) и др.], а затем Уложенной комиссии 1767-1768, состоявшей из более чем 550 выборных депутатов от дворянства, городов, государственных крестьян, казачества и нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Для Уложенной комиссии был написан «Наказ» Екатерины II 1767, в котором на основе сочинений Ш. Л. Монтескьё «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», а также идей Просвещения в целом излагались принципы нового законодательства, которые определяли политическое и социальное устройство страны, организацию судебной власти, статус отдельных сословий. В этот же период была осуществлена реформа Сената (1763), ликвидировано гетманство и введено губернаторское управление на Украине (1764), проведена секуляризация 1764 церковных земель, а также переселение в Российскую империю иностранных (в основном немецких) крестьян-колонистов (1764), начато Генеральное межевание. По инициативе Екатерины II крестьянский вопрос в России впервые стал предметом общественного обсуждения (конкурсные работы основанного ею в 1765 Вольного экономического общества, дискуссии 1768 о возможности предоставления свободы крепостным в Уложенной комиссии), которое привело её к выводу о невозможности смягчения крепостного права без угрозы потери власти. Именно в царствование Екатерины II крепостничество достигло высшей точки своего развития: помещики получили право ссылать своих крестьян на каторгу (1765), крепостным запрещалось подавать жалобы на помещиков в «собственные руки», то есть непосредственно императрице (1767), и др. И хотя правительство устраивало показательные процессы над помещиками (например, «дело Салтычихи» - помещицы Московской губернии Д. Н. Салтыковой, крайне жестоко обращавшейся с крепостными крестьянами), власть дворян над крепостными была безгранична.

Интеграция в состав империи Украины (упразднение гетманства и создание Малороссийской губернии) и распространение на неё, а также на присоединённые территории восточной части Речи Посполитой общеимперских порядков привели к установлению там крепостного права по образцу центральных губерний Российской империи. В то же время рядом законодательных актов Екатерина II ограничила право помещиков продавать крестьян без земли (1771), запретила повторно закрепощать крестьян, отпущенных на волю (1775). Были предприняты шаги по смягчению крепостнического режима в Прибалтийских губерниях (указы 1760-х годов регламентировали повинности крестьян, запрещали продавать их поодиночке, предоставляли им право собственности на движимое имущество и др.). Свободными объявлялись выходцы из воспитательных домов, а в случае брака - их супруг или супруга.

На 2-м этапе (1775-96), начавшемся после подавления Пугачёва восстания 1773-75, все важнейшие реформы и соответствующие законодательные акты готовились непосредственно самой Екатериной II. В них были широко использованы западноевропейские источники, в частности труды английского правоведа У. Блэкстона. Весной 1775 года Екатерина II объявила о введении привилегий для гильдий купеческих и провозгласила принципы свободного предпринимательства. Затем на основе написанных ею «Учреждений для управления губерний Всероссийския империи» была начата губернская реформа 1775. В её рамках часть полномочий центральных ведомств передавалась местным органам управления, была осуществлена судебная реформа, впервые судопроизводство отделялось от административных органов. Под влиянием новейших достижений западноевропейской правовой мысли Екатерина II рядом указов (1762, 1763, 1765 и 1767) ограничила применение пыток как средства дознания, для ведения следственных действий установила срок в 1 месяц. Она также сократила перечень преступлений, караемых смертной казнью, внедрила в законодательство принципы презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению, развивала пенитенциарную систему (при Екатерине II началось строительство специальных тюремных зданий).

Для развития экономики России в екатерининское время важнейшее значение имели введение ассигнаций (1769), ликвидация откупов и монополий на производство ряда товаров и торговлю ими (указы 1762, 1763 и др.), сосредоточение контроля за всеми доходами и расходами государства в едином ведомстве - Экспедиции о государственных доходах (с 1780; образована в 1779) и первые попытки составления государственного бюджета. Ко времени Екатерины II относятся также первые в истории России государственные займы (первый - в 1769) и появление у государства постоянного внешнего долга. Важным шагом к созданию в стране регулярной полиции стало издание в 1782 Устава благочиния. Жалованной грамотой дворянству 1785 и Жалованной грамотой городам 1785 было завершено законодательное оформление сословий. Также Екатериной II была подготовлена Жалованная грамота государственным крестьянам, оставшаяся нереализованной. Структура сословных прав в трёх грамотах была аналогичной, и, по мнению ряда историков, вместе они должны были составить своего рода конституцию Российской империи. В последние годы жизни Екатерина II работала над обширными законопроектами в области уголовного, имущественного и семейного права; готовила реформу государственного управления, предусматривавшую введение поста канцлера юстиции, создание Главной расправной палаты - высшего судебного органа, состоявшего из выборных представителей дворянства, горожан и крестьян (осуществлены не были).

Екатерина IIАктивная наступательная внешняя политика Екатерины II способствовала повышению авторитета и роли Российской империи на международной арене. В годы её правления Россия неоднократно выступала посредницей в разрешении конфликтов между европейскими державами, выдвигала важные международные инициативы (например, введение свободы торговли в условиях Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 - в Декларации о вооружённом нейтралитете 1780). В результате победоносных русско-турецких (1768-74, 1787-1791) и русско-шведской (1788-90) войн, а также трёх разделов Речи Посполитой Россия отстояла и несколько увеличила завоевания в Прибалтике, закрепилась на берегах Чёрного моря и значительно расширила свои владения за счёт присоединения Крыма, восточной части Речи Посполитой. По Георгиевскому трактату 1783 устанавливался российский протекторат над Восточной Грузией. Однако полностью реализовать внешнеполитическую программу не удалось: из-за противодействия европейских держав не был реализован так называемый Греческий проект, предусматривавший разгром (совместно с Австрией) Османской империи и создание Греческой империи в границах Византийской империи с внуком Екатерины II - великим князем Константином Павловичем на престоле. Невмешательство Российской империи в войну за независимость североамериканских колоний сыграло существенную роль в их победе, однако установить дипломатические отношения с ними Екатерина II отказалась. Французскую революцию 18 века Екатерина II сначала оценила как естественный результат ошибочной политики французских властей, но по мере усиления террора она увидела в революции опасность для всех монархических режимов Европы, а также следствие радикального варианта развития идей Просвещения. Нестабильность внутриполитической ситуации во Франции, по её мнению, обеспечивала России возможность беспрепятственно реализовать свои внешнеполитические планы, однако одновременно Екатерина II оказывала помощь французским эмигрантам, участвовала в попытке спасения короля Людовика XVI, а в конце жизни направила российские войска на помощь антифранцузской коалиции.

Политика Екатерины II в области образования и культуры также основывалась на идеях Просвещения. По её инициативе были открыты воспитательные дома для детей-сирот, Воспитательное училище при Академии Художеств (1764), Смольный институт (1764), основана Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге (1795; ныне РНБ), заложены основы художественных коллекций Эрмитажа, для которых она лично с помощью специальных агентов за рубежом (Ф. М. Гримм и др.) приобретала произведения искусства. В 1780-е годы по распоряжению Екатерины II под руководством П. В. Завадовского и при непосредственном участии специально приглашённого в Россию Ф. И. Янковича де Мириево проведена школьная реформа, в ходе которой создана единая государственная система начального образования - сеть 2-классных уездных и 4-классных губернских училищ. По инициативе Екатерины II в России была развёрнута обширная градостроительная программа, разработаны общие принципы городской застройки на основе генеральных планов городов. Масштабное строительство силами лучших российских и зарубежных архитекторов велось в Москве и Санкт-Петербурге. Столица именно в екатерининское время, когда, в частности, были сооружены гранитные набережные Невы и каналов, приобрела современный вид. По заказу Екатерины II французским скульптором Э. М. Фальконе создан «Медный всадник», первый в России светский памятник, на постаменте которого помещена надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Личный пример Екатерины II, занимавшейся коллекционированием предметов искусства, исследованиями в области русской истории и языкознания, а также переводческой, сочинительской, публицистической и издательской деятельностью, способствовал распространению моды на личные художественные коллекции, появлению новых частных театров, развитию русской журналистики, литературы, живописи, скульптуры и архитектуры. Состоявшая в личной переписке с Вольтером, Дидро и другими деятелями французского Просвещения, Екатерина II пропагандировала идеи просветителей, способствуя их распространению в России. Одновременно она была противницей масонства, в котором видела попытку создания альтернативы официальных идеологии и религии. Екатерина II тщательно заботилась об авторитете власти и о создании её благоприятного образа в глазах подданных и иностранцев, в чём значительную роль сыграли путешествия императрицы по стране, и особенно в Крым в 1787.

С середины 1770-х годов становятся прохладными отношения Екатерины II с сыном, который после совершеннолетия (1772) стал возможным претендентом на престол, но, с точки зрения императрицы, был неспособен продолжить её дело. Внуков - великих князей Александра Павловича (будущий император Александр I) и Константина Павловича - Екатерина II воспитывала сама, писала для них сказки (сочинила «Бабушкину азбуку»).

В целом царствование Екатерины II, которое нередко называют «золотым веком русской истории», было временем относительной политической стабильности. Её преобразования затронули все важнейшие сферы жизни русского общества.

В честь Екатерины II были названы города Екатеринослав (1783; с 1926 Днепропетровск, ныне в составе Украины) и Екатеринодар (1793; с 1920 Краснодар).

Соч.: Сочинения. Т. 1-12. СПб., 1901-07.

Лит.: Брикнер А. Г. История Екатерины II. СПб., 1885. Т. 1-3. М., 2005; Бильбасов В. А. История Екатерины II. СПб., 1890-1896. Т. 1, 2, 12; Тарле Е. В. Екатерина Вторая и ее дипломатия. М., 1945. Ч. 1-2; Alexander J. Catherine the Great: Life and legend. N. Y.; Oxf., 1989; Каменский А. Б. «Под ceнию Екатерины». Вторая половина XVIII в. СПб., 1992; он же. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001 ; Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993; он же. Традиции и наследие русского права. М., 2006; Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002; она же. Екатерина Великая и ее эпоха. М., 2006; Середа Н. В. Реформа управления Екатерины Великой. М., 2004; Ибнеева Г. В. Путешествия Екатерины II: опыт «освоения» имперского пространства. Казань. 2006.

А. Б. Каменский.