Германцы

ГЕРМАНЦЫ (латинский - Germani, немецкий - die Germanen), группа народов - древних носителей германских языков. Обычно выделяют 3 ветви германцев: западную (сформировалась между реками Рейн и Одер; подразделялась на несколько групп), северную (сложилась на юге Скандинавского полуострова и севере полуострова Ютландия) и восточную (оформилась в ходе миграций).

В древности германцами первоначально называли небольшое племя (по ряду оценок, негерманское) на левом берегу Рейна. С середины 1 века до нашей эры это название было распространено на народы к востоку от Рейна и к северу от верхнего течения Дуная, где жили германцы и постепенно ассимилированные ими другие народы. Восточные пределы области расселения германцев античные авторы помещали в районе Вислы. К германцам они причисляли и более  восточные группировки, например, бастарнов (на основе сходства облика и некоторых внешних особенностей культуры), противопоставляя их сарматам.

Германцы Попытки выделить культурное единство германцев в бронзовом веке пока не убедительны, хотя ряд лингвистов считает, что германские языки в это время уже обособились. Формирование германцев связывается с археологической ясторфской культурой и расселением в раннем железном веке части носителей этой и родственных ей культур. Сильное воздействие на германцев оказали культуры Гальштат и Латен, отражающие влияние групп кельтов.

Реклама

Древнейшей миграцией германцев, отражённой в письменных источниках, были переселения кимвров и тевтонов. Их группировки во 2 веке до нашей эры двигались из южной Ютландии, присоединяя по пути другие объединения, и достигли среднего Дуная, Галлии, северо-восточной Испании и северной Италии. В 102-101 годах они были разгромлены римской армией под командованием Гая Мария. Пик следующей волны германской миграции, в которой доминировали свевы, пришёлся на 70-60-е годы. Ударная группировка этого объединения во главе с Ариовистом утвердилась в северо-восточной Галлии, но в 58 была разгромлена Гаем Юлием Цезарем. Вторжение свевов послужило одним из поводов к римской оккупации Галлии. Граница римских владений и германцев по Рейну стабилизировалась после экспедиций Цезаря в земли германцев в 55-53.

В конце 1 века до нашей эры - начале 1 века нашей эры Рим распространил свою власть над германцами от Рейна до реки Везер, несколько раз римские легионы доходили до Эльбы; была провозглашена провинция Германия. Однако восстание херусков под предводительством Арминия, поддержанное другими германцами, привело к разгрому римлян в 9 нашей эры в Тевтобургском Лесу. В результате походов Тиберия (11) и Германика (14-16) Риму удалось стабилизировать ситуацию, в отношениях с германцами он перешёл к политике активной обороны. Вдоль Рейна были сформированы провинции Германия Нижняя и Германия Верхняя, построена система укреплений по Рейну, включая нижнюю Логону, долину в низовьях и левобережье Майна, большую часть бассейна Неккара, там же был возведён так называемый верхнегерманский вал, подходивший к ретийскому валу, проходившему севернее верхнего течения Дуная. Вдоль границ была полоса, свободная от населения. С частью германских племён Рим заключил договоры о поставке рекрутов.

В 1 веке нашей эры можно выделить следующие племена и племенные объединения германцев: батавы (жили у устья Рейна), тенктеры (на левом берегу нижнего Рейна; были известны своей конницей), гермундуры (восточнее верхнегерманского и севернее ретийского валов; единственные из германцев, кому позволялось торговать на римской территории), хаты (в верховьях Везера; славились пехотой), херуски (в среднем течении Везера), хавки (в нижнем течении Везера), фризы (у побережья Северного моря). Юг Ютландии населяли кимвры, в бассейне Эльбы господствовало объединение свевов, включавшее лангобардов, семнонов и др., Богемию заняли маркоманы, восточнее располагались квады и др., в том числе негерманские племена. Повисленье населяли многочисленные племена лугиев (смотри в статье Пшеворская культура), ближе к Балтийскому морю жили ругии, готы и др. Из скандинавских племён известны свеоны. Существовали, вероятно, культовые группы германских племён: ингевоны у Северного моря, герминоны на Эльбе и Везере, истевоны ближе к Рейну и др.

Германцы В этот период общество германцев, при некоторых отличиях, имело родоплеменную организацию. Германцы занимались земледелием и животноводством. В ходе миграций происходило усиление роли военных вождей и их дружин. Важным фактором развития германцев было влияние Римской империи, в том числе восстановление при императоре Нероне Янтарного пути.

К середине 2 века процессы в среде германцев привели к новой волне миграций. В среднем Подунавье это привело к Маркоманским войнам, в которых, кроме маркоманов и квадов, участвовали другие германцы и негерманские племена. Их опустошительные походы охватили Подунавье, германцы достигали Северной Италии. Во 2-й половине 2 века вандалы, обитавшие в верховьях Вислы, появились на северо-востоке Карпатской котловины, началось движение готов и гепидов из нижнего Повисленья в Причерноморье (смотри Вельбарская культура). В 1-й половине 3 века к востоку от Рейна оформились новые объединения германских племён - алеманны и франки.

К середине 3 века натиск варваров на Римскую империю резко усилился. Со стороны Рейна активизировались алеманны, франки, ютунги и др., прорывавшиеся далеко в глубь римских территорий (233-234, 253, 259-261, 268, 270-271, 274-276). Особенно опустошительными были так называемые Скифские войны. На их начальном этапе значительная роль принадлежала негерманским объединениям карпов и др., но постепенно она перешла к  восточным германцам, особенно готам. Ценой реформ, приведших к формированию системы домината, Римская империя устояла. Была эвакуирована провинция Дакия, оставлены так называемые Десятинные поля между верховьями Рейна и Дуная, с рядом германских племён заключены военные союзы. В качестве федератов и наёмников германцы играли заметную роль в её военно-политических структурах (некоторые германцы достигали высоких должностей). Рим, со своей стороны, оказывал влияние на различные стороны жизни и культуры германцев (смотри, например, Черняховская культура). Среди германцев начало распространяться христианство, появились первые религиозные общины. Епископ Ульфила составил первую германскую азбуку (готское письмо) и перевёл на готский язык Библию (вероятно, около 360). Христианство среди германцев первоначально распространилось в форме арианства.

Германцы Качественные изменения произошли в германском мире в эпоху Великого переселения народов, формировались новые группировки. В управлении завоёванными территориями использовались опыт римской администрации и знания, полученные на службе в римской военно-политической системе. В итоге у германцев начали формироваться государства, стали кодифицироваться законы (смотри Варварские правды).

Почти все  восточные германцы в конце 4-5 века несколькими волнами переселились на территорию Римской империи, где были созданы Вестготское королевство сначала в Галлии, затем в Испании, государство вандалов в Северной Африке, Остготское королевство в Италии, включавшие, кроме германцев, численно превосходившее их местное население. В Потисье сформировалось государство гепидов, на всём пространстве расселения  восточных германцев, вплоть до северо-восточного Причерноморья (смотри в статье Дюрсо), возникли более мелкие «королевства» и военно-политические объединения. Однако уже в середине 6 века под ударами Византии, лангобардов и авар пали государства вандалов, остготов, гепидов, в ходе арабских завоеваний разгрому подверглось государство вестготов. Восточные германцы этих и других политических объединений были поглощены местным и пришлым населением. До 16 века сохранялись остатки крымско-готского языка в Южном Крыму (смотри в статьях Суук-Су, Мангуп, Готский язык), но позднее его носители стали частью местных греков (смотри Мариупольские греки) и татар.

С 5 века началось расселение западных германцев в Западной Римской империи, приведшее к образованию государств алеманнов, франков, лангобардов. В этом ряду стоит складывание государства бургундов и баваров. К западу от Эльбы сложились политические объединения тюрингов, саксов (более  восточные территории были оставлены германцами и заняты славянами). В дальнейшем практически все они вошли в состав Франкского государства. После распада последнего в его бывших западной и южной областях, где преобладало романоязычное население, сформировались романские народы - валлоны, французы, итальянцы, а в северо-западном и  восточном районах - современные носители германских языков: фламандцы, голландцы, немцы, австрийцы. Англы, часть саксов и ютов на протяжении 5-6 веков переселились в Британию. Сложившаяся там общность англосаксов послужила основой для формирования англичан.

Северные германцы в эпоху Великого переселения народов в основном оставались в пределах Скандинавии. После периода Вендель наступило время довольно значительных миграций викингов эпохи. Они сыграли заметную роль в развитии ряда государств (Англии, Франции, смотри в статьях Денло, Нормандия; Древнерусские государства, смотри в статье Варяги), колонизовали Исландию и Фарерские  острова. Северные германцы стали основой скандинавских народов: шведов, норвежцев, датчан, исландцев, фарерцев.

Мифология, эпос, литература. Мифология германцев известна по древнегерманским текстам (эпос и скандинавская средневековая литература, древнеанглийский и древненемецкий заговоры), греческим и латинским сочинениям (Тацит, Иордан, Прокопий Кесарийский, Григорий Турский, Павел Диакон, Беда Достопочтенный, Саксон Грамматик, Адам Бременский). По сообщениям о германцах 1 века у Тацита, по названиям дней недели в германских языках и скандинавским источникам реконструируются имена общегерманских богов, сопоставляемых Тацитом с позднеантичными персонажами: Водан (скандинавский - Один, у Тацита - Меркурий), Тиу (скандинавский - Тюр, у Тацита - Марс), Донар (скандинавский - Тор, у Тацита - Геркулес) и *Фрия (скандинавский - Фрейр и Фрейя и Фригг, у Тацита - Исида), а также богиня Нертус (женская параллель скандинавской Ньёрду). Мифологический и героический эпос германцев наиболее полно сохранился в скандинавском и древнеанглийском ареале. Исконная эпическая традиция была устной. Для германской поэзии характерен аллитерационный стих, принявший особо сложную форму у скандинавских скальдов. Наиболее ранние из сохранившихся произведений героического эпоса - англосаксонские поэмы «Беовульф» (сложились в конце 7 - начале 8 века) и «Битва при Финнсбурге» (9 век), малые памятники «Видсид» и «Вальдере» (10 век), древнесаксонские поэмы на библейские сюжеты «Генезис» и «Хелианд» («Спаситель»), древненемецкая «Песнь о Хильдебранде» (начало 9 века), а также латинское переложение «Вальтарий» (9-10 века).

Германцы Основной корпус записей германского эпоса датируется 13 веком: древнеисландская «Старшая Эдда» (мифологические песни, цикл песней о Сигурде, песни о Вёлунде, Хельги, Хамдире), средневерхненемецкая «Песнь о Нибелунгах», прозаические переложения в исландских памятниках - «Младшей Эдде» и сагах («Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке», «Саги о древних временах»); германские героические сюжеты легли в основу скандинавских баллад позднего Средневековья. Для германской мифологии характерны эсхатологические мотивы (эддическое «Прорицание Вёльвы»), доминирование нужд и морали войны, для эпоса - тема судьбы, героический трагизм. Героев, павших на поле боя, принимает в своём чертоге Вальхалле Один; возлюбленными героев (Сигурда, Хельги, Вёлунда) часто бывают валькирии (с ними связывают распространённые с эпохи Вендель изображения женщин с рогом в руке). В героическом эпосе германцы нашли поэтическое отражение события эпохи Великого переселения народов: разгром гуннами бургундского королевства, смерть гуннского предводителя Аттилы в 453 и др. Многие скандинавские королевские и знатные роды возводились к ботам-асам (генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, англосаксонских королевских династий).

Общегерманской письменностью было руническое письмо. В 4-13 веках складывалась литература на готском, древнескандинавском, древнеанглийском, древнесаксонском, древнефризском, древневерхненемецком языках.

Музыка. Сведения о музыкальной  культуре германцев отрывочны. Тацит сообщает о песнопениях германцев и об особой песни, исполнявшейся перед боевым строем с использованием резонанса щитов. Основным музыкальным  инструментом германцев, по археологическим и литературным источникам, был струнный инструмент типа лиры, называвшийся общегерманским словом *harpa - арфа (древнеисландский - harpa, древнеанглийский - hearpe, древневерхненемецкий - harfa), игра на которой сопровождала исполнение эпоса. Духовые инструменты типа трубы натуральной - роги-луры, вероятно, восходят к лурам бронзового века. Из готского перевода Библии известны германские слова swiglon - ‘играть на свирели’, Jnithaurn - ‘труба’ (буквально ‘шумный рог’), klismo - ‘кимвалы’.

Искусство. Древнейшее изобразительное искусство германцев тесно связано с традициями других европейских народов. Сильнейшее влияние на него оказали кельты, позднее - культурный мир Римской империи. В эпоху римских влияний произошло формирование своеобразных стилей германского ювелирного ремесла (полихромный стиль; литьё, воспроизводящее резьбу, - немецкий - Kerbschnitt, английский - chip-carving).

Наиболее яркое явление изобразительного искусства германцев - германский звериный стиль, для которого характерен исключительный орнаментализм и формализм. На его формирование повлияли анималистические традиции, восходящие к скифо-сибирскому звериному стилю и особенно к искусству Латена; на раннем этапе сказались влияния провинциально-римского искусства. К концу 5 века сложился набор зоо- и антропоморфных мотивов, сохранявшийся почти неизменным до конца эпохи викингов при частой смене стилей. Первый самостоятельный германский звериный стиль (стиль I по классификации Б. Салина) сформировался на основе техники Kerbschnitt и образцов римского искусства 4-5 века (пояса так называемого позднеримского воинского стиля и др.). Под влиянием этой техники звериные (реже человеческие) изображения приобретают геометрические очертания, распадаются на элементы, самостоятельно участвующие в орнаментальной композиции. Во 2-й половине 6 века в звериный стиль проникает ленточная плетёнка, составившая основу нового стиля II: под её влиянием изображения подвергаются линейной стилизации, композиция строится на волнообразном ритме. Германский стиль II получил наибольшее развитие в искусстве культуры Вендель в Скандинавии и англосаксонской Британии (6-8 века). Напротив, в континентальной Европе традиция звериного стиля затухает в эпоху Каролингов. В 8 веке равномерная ритмика плетения германского звериного стиля сменяется иррегулярной, иногда чрезвычайно сложной, появляется характерный мотив «зверя, завязанного в узел» (стиль III, по Салину), возрождаются геометризм, элементы рельефа и натурализма (в том числе зарождается мотив «хватающего зверя», заменяющий плетение в построении сложных композиций). Все эти тенденции достигли наивысшего развития в искусстве начала эпохи викингов (деревянная резьба Осеберга, клад из Броа). В дальнейшем на их основе сложились стили 9-10 века Еллинг (волнообразная ленточная плетёнка) и Борре (геометрические фигуры, мотив «хватающего зверя», рельефность). Во 2-й половине 10 века в звериный стиль проникают континентальные влияния: элементы растительного орнамента, мотив одиночного звериного изображения - «большого зверя» (в то же время имеющий прототипы в зверином стиле 7-9 века). На их основе сложились стили конца эпохи викингов - Маммен и Рингерике; в последнем стиле эпохи викингов (Урнес) происходит возврат к равномерному плоскостному зооморфно-ленточному плетению. Традиции звериного стиля были продолжены в фасадной резьбе норвежских деревянных «столбовых церквей» 12 века, каменных крестильных купелей, повлияли на сложение тератологии европейского романского стиля в целом.

В противоположность звериному стилю стилистика антропоморфных изображений германцев примитивна. Сюжеты восходят к скандинавским петроглифам бронзового и железного веков, ряд мотивов заимствован из античного искусства: изображения воинов с оружием, кораблей, всадников (в том числе на брактеатах - золотых медальонах, имитирующих римские образцы), женщин, держащих рог; встречаются многофигурные композиции, мифологические сцены (в Осеберге, на «камнях с изображениями» острова Готланд, рунических камнях, порталах «столбовых церквей»).

Лит.: Schmidt L. Geschichte der deutschen Stämme bis zum Ausgang der Völkerwanderung. Мünch., 1934-1938. Bd 1-2; Holmqvist W. Germanic art during the first millenum AD. Stockh., 1955; Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960; Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968; Vries J. Р. Altgermanische Religionsgeschichte. 3. Aufl. В., 1970. Bd 1-2; Hachmann R. Die Germanen. Мünch, u. а., 1971; Reallexikon der germanischen Altertumskunde. 2. Aufl. В.; N.Y., 1973-2005 Bd 1-30; Die Germanen: Ein Handbuch / Hrsg. В. Krüger. 2. Aufl. В., 1976-1983. Bd 1-2; Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984; Щукин М. Б. На рубеже эр. СПб., 1994; Иордан. О происхождении и деяниях гетов. 2-е изд. М., 1997; Germanen beiderseits des spätantiken Limes. Кöln; Brno, 1999; Koлосовская Ю. К. Рим и мир племен на Дунае, I-IV века нашей эры. М., 2000; Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000; Томпсон Э. А. Римляне и варвары. СПб., 2003; Стеблин-Каменский М. И. Труды по филологии. СПб., 2003; Wolfram Н. Die Germanen. 8. Aufl. Мünch., 2005.

И. О. Гавритухин; Н. А. Ганина (мифология, эпос, литература, музыка); Е. В. Смирницкая (искусство).