Индонезийцы
ИНДОНЕЗИЙЦЫ,
1) собирательное название коренного населения островной части Юго-Восточной Азии (Нусантара) - Индонезии, Брунея, Восточного Тимора, Малайзии, Сингапура (народы Индонезии, брунейцы, восточные тиморцы, малайзийцы, сингапурцы). Общая численность около 375 миллионов человек (2007, оценка). Говорят на западно- и центральномалайско-полинезийских языках семьи австронезийских языков, часть - на восточномалайско-полинезийских и на папуасских языках. Составляют малайскую историко-этнографическую общность (смотри в статье Малайцы). До середины 20 века индонезийцами иногда называли только население, не подвергшееся влиянию индийской и мусульманской цивилизаций. В расширительном значении к индонезийцам причисляют также коренное население Филиппин (филиппинцы), Тайваня (так называемые гаошань), Мадагаскара (малагасийцы), Вьетнама (чамы и чамы горные), а также говорящие на западномалайско-полинезийских языках народы Микронезии (палау и чаморро).
2) Население Индонезии, полиэтническая нация (самоназвание orang Indonesia). Индонезийское самосознание для значительной части индонезийцев доминирует над этническим. Численность 235 миллионов человек (2007, оценка). 98% говорят на австронезийских языках, в том числе 95% - на западных (минангкабау, ачех, батаки и другие суматранские народы; яванцы, сунды, бадуй и тетеры на Яве; ниасцы, мадурцы, балийцы, сасаки; банджары и даяки на Калимантане; бугисы, макасары, горонтало, минахасцы, тораджи и другие сулавесийские народы), 2,9% - на центральных (бима-сумбанские народы, тиморские народы, южномолуккские народы), 0,1% - на восточных (южнохальмахерские и западноновогвинейские народы) малайско-полинезийских языках. Около 1% индонезийцев говорят на папуасских языках, в том числе на языках западноновогвинейской филы (в том числе северохальмахерские народы) и трансновогвинейской филы (в том числе тиморо-алорские народы).
Реклама
В состав индонезийцев входят также этнические диаспоры китайцев (в основном выходцы из Южного Китая), арабов (в основном потомки мигрантов 19 – начала 20 века из Хадрамаута), индийцев (в основном тамилы), филиппинцев. Всех индонезийцев объединяет владение индонезийским языком. Коренные индонезийцы представлены различными вариантами южно-азиатской монголоидной расы, на востоке - метисными монголоидно-австралоидными и монголоидно-меланезийскими группами, на Новой Гвинее - меланезийской негроидной расой. Около 86% индонезийцев - мусульмане-сунниты, в основном шафиитского мазхаба, 5% - протестанты-реформаты, 3% - католики; есть немногочисленные группа православных. Остатки ранее доминировавшего индо-буддистского синкретического культа сохранились сейчас в особой форме индуизма у балийцев, буддизма у тенгеров на Восточной Яве (смотри Индонезийские синкретические культы). К индуизму (агама хинду) причисляют также традиционные религии бадуй, батаков, нгаджу, тораджей, даяков и др. К буддизму в Индонезии формально относят также многочисленные религиозные сообщества китайцев. Есть также последователи бахаизма, иудаизма, джайнизма и др.
Проникновение австронезийцев на Малайский архипелаг началось в 4-3-м тысячелетиях до нашей эры из района Тайваня и Филиппин. Доавстронезийское население Малайского архипелага предположительно могло включать негроидно-австралоидные группы. К общеавстронезийскому или малайско-полинезийскому уровню восходят такие черты индонезийской культуры, как земледелие (выращивание риса, корнеплодов, клубнеплодов, фруктовых культур, банана, кокосовой пальмы), разведение свиней и кур, рыболовство, прямоугольное в плане каркасно-столбовое свайное жилище, ткачество и производство тапы; лодки с балансиром, лук и стрелы; несколько позже на архипелаге получает распространение стрелометательная трубка (сумпитан). К австронезийскому и малайско-полинезийскому наследию относятся также культура мегалитов, институт старейшин (дату), культ предков, шаманизм, охота за головами, ритуальный каннибализм, вторичное захоронение, космогоническая модель мира: двуслойная (земля - небо в Восточной Индонезии) или трёхслойная (небо - земля - вода в Западной Индонезии). Уже на ранней стадии австронезийских миграций складываются западно-индонезийский и восточно-индонезийский лингвистические и историко-культурные регионы. Западная Индонезия (Большие Зондские и прилегающие острова, совпадающие с территорией Зондского шельфа, ранее соединённого с материком) - зона распространения западномалайско-полинезийских языков и рисоводства; в Восточной Индонезии, или Валлацее (по имени А. Р. Уоллеса) (Малые Зондские и Молуккские острова), распространены центрально- и восточномалайско-полинезийские, а также папуасские языки, выращивание корнеплодов и клубнеплодов, добывание саго и др.
Среди индонезийцев выделяются несколько хозяйственно-культурных типов. Наиболее архаична культура немногочисленных племён бродячих охотников и собирателей, сохраняющихся во внутренних районах больших островов Западной и Восточной Индонезии (кубу, лубу, акиты, утаны Суматры, пунаны Калимантана, тоала Южного Сулавеси, нуаулу Серама, тогутил Хальмахеры, гурнгаи островов Ару, манге островов Сула и др.). Некоторые из них обладают негроидными (меланезийскими) и австралоидными признаками, очевидно, восходящими к доавстронезийскому населению архипелага. Говорят на этнолектах австронезийских языков соседних народов. К ним близки по культуре аэта Филиппин и асли Малаккского полуострова. На крайнем востоке Индонезии - в низменных районах Молуккских островов и Новой Гвинеи распространён хозяйственно-культурный тип добывателей саго (большая часть южномолуккских народов и папуасов). Большинство народов Восточной Индонезии (основная масса бима-сумбанских и тиморских, часть южномолуккских, северохальмахерских и южнохальмахерских народов) занимаются ручным подсечно-огневым возделыванием корнеплодов и клубнеплодов (таро, ямс, позднее также маниок и батат), в колониальное время - кукурузы.
Народы Западной Индонезии занимаются в основном рисоводством, распространившимся на архипелаге с австронезийскими мигрантами 4-3-го тысячелетия до нашей эры. Во внутренних районах больших островов (гайо, часть батаков и минангкабау на Суматре, бадуй и тенгеры на Яве, даяки на Калимантане, тораджа, горонтало, часть бугисов на Сулавеси) и на ряде малых островов (ниасцы и др.) сохраняется ручное подсечно-огневое возделывание суходольного риса. Участки для посадок (ладанг, дусун) расчищаются от леса большими тесаками (паранг), почва рыхлится сажальными колами, урожай собирается жатвенными ножами. Слабо вовлечённые в мировую торговлю и до начала 20 века испытывавшие незначительное внешнее влияние, подсечные земледельцы сохраняли до середины 20 века (некоторые - до сих пор) архаические черты культуры: охоту, в том числе с сумпитаном; общинные дома, украшенные резьбой, местами - большой дом, населяемый патрилинейным (даяки, батаки, тораджа, бима-сумбанские народы и др.) или матрилинейным (минангкабау, тетумы) линиджем; татуировку, чернение и подпиливание зубов, жевание бетеля; ритуальные головные уборы из перьев; культы предков и духов, охоту за головами, каннибализм и др.; на Молуккских островах до недавнего времени существовали тайные союзы, связанные с числовой символикой.
С середины 20 века народы, относящиеся к этим хозяйственно-культурным типам, испытывают сильное влияние со стороны общеиндонезийской культуры и втягиваются в социальное и экономическое развитие страны. В конце 19 века началось массовое обращение их в христианство, часть сохраняет традиционные верования в рамках «индуизма»; обращение в ислам, как правило, вело к их ассимиляции.
Доминирующим в Западной Индонезии (яванцы, сунды, ачех, мадурцы, балийцы, сасаки, макасары, часть минангкабау, батаков, бугисов, банджаров, малайцев и др.) является тип пашенных земледельцев, возделывающих рис на заливных полях (савах). В старой этнографической литературе подсечных земледельцев называли иногда «протомалайцами», а пашенных - «дейтеромалайцами», возводя их к разным волнам австронезийских миграций; эта гипотеза ныне не разделяется большинством специалистов. Пашенное заливное рисоводство распространилось на крупных островах Западной Индонезии во 2-1-м тысячелетиях до нашей эры и включило Индонезию в круг великих земледельческих цивилизаций Юго-Восточной и Восточной Азии. Оно обеспечило резкий рост населения и стимулировало создание сложных форм социальной организации, с начала нашей эры - государственных образований. В то же время Индонезия начала испытывать влияние индийской цивилизации, распространялась письменность на индийской основе, проникали индо-буддистские религиозные системы. Накладываясь на австронезийские религиозные представления, они сформировали так называемую индуизированную культуру Нусантары, лежащую в основе индонезийской историко-этнографической общности. В средние века яванские государства Кедири, Сингасари, Маджапахит (11-16 века) распространили своё влияние почти на весь архипелаг и заложили тем самым будущее единство индонезийцев.
К 1-му тысячелетию нашей эры сложился хозяйственно-культурный тип так называемых торговых этносов, к которым относятся в первую очередь малайцы, расселившиеся с начала нашей эры по региону и контролировавшие, особенно с возникновением империи Шривиджайя (7 век), торговые пути. В 17 - 1-й половине 19 века в Индонезии возникали многочисленные малайские султанаты (Палембанг, Джамби, Сиак, Индрагири и др.), в рамках которых складывались современные группы индонезийских малайцев. К малайцам близки по культуре «торговые этносы» Восточной Индонезии - тернатанцы, тидорцы, банданцы, часть бугисов и макассар и др. Для «торговых этносов» характерна пиджинизация и последующая креолизация языков земледельческих народов, обитавших вокруг торговых центров. Этот процесс стал одним из источников формирования малайского языка, ещё в раннем Средневековье ставшего лингва-франка на всём архипелаге, что обусловило создание именно на его основе национального индонезийского языка.
С морской торговлей, а также рыболовством связан и хозяйственно-культурный тип бродячих торговцев и рыболовов оранг-лаутов, или баджао (баджо), видимо, также вследствие экспансии Шривиджайи расселившихся в раннем Средневековье по всему архипелагу. Пашенные земледельцы, «торговые этносы» и оранг-лауты исповедуют в основном ислам, впервые проникший на Северную Суматру в 8-9 веках, но широко распространившийся по всему архипелагу в 15-17 веках. Основой их социальной организации служит сельская община с билатеральной кровнородственной моделью. Широко распространяется современная урбанистическая культура.
Особое место занимают несколько этнических общностей в составе индонезийцев, возникших под влиянием колониальной политики европейских держав в 18-20 веках, консолидировавших некоторые общности Восточной Индонезии на основе европеизированной христианской культуры - амбонцы, минахасцы, а также некоторые городские этнические группы Восточной (например, купангцы на Тиморе) и Западной (например, бетави - жители индонезийской столицы Джакарты) Индонезии.
Земледельческие народы Индонезии разводят крупный и мелкий рогатый скот (буйволов, коз), домашнюю птицу, немусульманские народы - свиней и собак, на Тиморе и окрестных островах - лошадей (существует местная порода); собирают саго, мёд, воск, смолы. У большинства индонезийцев распространены несшитая поясная одежда - саронг, каин, а также женские кофты с короткими рукавами - баджу, кебая; у охотников и собирателей и у некоторых подсечных земледельцев до недавнего времени одежда состояла из набедренной повязки.
Социальная организация на крайнем западе и на востоке ареала основывается на унилинейных экзогамных десцентных общностях, системы родства бифуркативные (в основном бифуркативнослитные, или ирокезские), на Восточной Суматре, Калимантане, Сулавеси, Бали, Ломбоке - на когнатных билатеральных десцентных общностях с генерационными системами родства (малайского, или гавайского типа). Развиты, особенно у пашенных рисоводов, прикладное и изобразительное искусство (техника окраски ткани - батик, икат; кинжалы с извивающимся лезвием - крисы; резьба по дереву, камню, ювелирное искусство, балийская скульптура и живопись и др.), театр теней и плоских кожаных кукол (ваянг), музыкальная культура (гамелан, частушш-пантуны, европеизированные песни лагу-амбон, исполняемые под гавайскую гитару, и др.).
Лит.: Stöhr W., Zoetmulder Р. Die Religionen Indonesiens. Stuttg.; В., 1965; Blust R. Austronesian culture history: some linguistic inferences and their relations to the archaeological record // World Archaeology. 1976. Vol. 8. №1 ; The flow of life. Essays on Eastern Indonesia. Camb., 1980; Ревуненкова Е. В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. Некоторые аспекты духовной культуры. М., 1980; она же. Миф. Обряд. Религия. Некоторые аспекты проблемы на материале народов Индонезии. М., 1992; Беллвуд П. Покорение человеком Тихого океана. М., 1986; Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1993; Культура народов Океании и Юго-Восточной Азии. СПб., 1995; Индонезия, Малайзия, Филиппины: Сб. материалов по культуре Нусантары, 1994/95 академ. год. СПб., 1995; Культура стран Малайского архипелага: Индонезия, Малайзия, Филиппины: Сб. материалов по культуре Нусантары, 1996/97 академ. год. СПб., 1997; Tribal communities in the Malay world. Singapore, 2002.
М. А. Членов.