Арабо-Мусульманская Культура

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА, культура, сложившаяся в 7-10 веках в ходе взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. Понятие «арабо-мусульманская культура» обозначает как культуру собственно арабов, так и средневековую арабоязычную культуру других народов, вошедших в состав Халифата.

Предшественницами арабо-мусульманской культуры были древние культуры Южной Аравии, Сирии, Палестины и Месопотамии. Начало формированию арабо-мусульманской культуры положили арабские завоевания и образование Халифата в 7 веке.

Первоначально складывание арабо-мусульманской культуры шло по пути освоения и творческой переработки достижений арамейской, иранской, индийской, а впоследствии также древнегреческой, эллинистической, византийской и других культур. Сами арабы обогатили арабо-мусульманскую культуру исламским вероучением, арабским языком, письменностью (смотри Арабское письмо) и традициями аравийской поэзии. В этом процессе приняли участие разные народности. Значительный вклад в арабо-мусульманскую культуру внесли народы Средней Азии, Ирана, Закавказья, Северной Африки, принявшие ислам, но сохранившие этническое самосознание. Представители завоёванных народов, служившие арабам в качестве торговцев, писарей, ремесленников, учителей, переводчиков, во многом способствовали созданию целостной картины новых владений у завоевателей. С другой стороны, местные жители, принимая ислам по политическим, экономическим или юридическим причинам, воспринимали и арабский язык как язык Корана и законодательства (шариата), богословия и права, администрации и торговли, а позднее - как язык науки и искусства, ставший «латынью Востока». Важную роль в сложении арабо-мусульманской культуры сыграло население Халифата, не принявшее ислам (сирийцы-христиане, персы-зороастрийцы, копты, евреи, греки).

Реклама

В 8 веке наступил расцвет арабо-мусульманской культуры, длившийся около трёх столетий. Образование халифата Аббасидов (750 год) способствовало перемещению центров арабо-мусульманской культуры, расположенных на востоке Халифата, из Сирии и Аравии в Ирак. Багдад (основан в 762 году) в течение трёх веков был средоточием культурной среды Халифата. В 9-10 веках достижения науки, каноны поэзии, образцы арабской архитектуры обогатили развитие многих народов Азии, Африки и Европы и составили крупный вклад в мировую культуру.

Точные и естественные науки. Астрономия и геометрия издревле применялись арабами в земледелии, мореплавании, строительстве. На арабский язык переводились труды Евклида, Птолемея и других учёных античного мира, математиков Индии. Учёные Европы знакомились с достижениями античной науки по арабским переводам с древнегреческого и сирийского языков (в частности, со многими трактатами Архимеда). Различные технические новшества заимствовались арабо-мусульманской культурой из Византии и Китая. Часть их (компас, бумага, порох, косой парус и др.) также были потом «переданы» арабами в Европу.

В 9-11 веках в Багдаде и других крупных городах Халифата начали формироваться научные направления, решающие прикладные проблемы (например, астрономия, минералогия, описательная география). Из индийской научной традиции арабскими учёными была воспринята десятичная позиционная система счисления и цифры (включая ноль). В астрономии прославились математик аль-Баттани (858- 929 годы), работавший в обсерватории Ракки, Ибн Юнус (950-1009 годы), проводивший наблюдения в Каире, персидский поэт Омар Хайям. В средневековой арабской астрономии получили широкое распространение зиджи (собрания таблиц и расчётных правил сферической астрономии); сохранилось около 100 зиджей 13-15 веков, некоторые из которых составлены на основании собственных наблюдений авторов. Основываясь на разработанных в греческой традиции методах моделирования движения небесных тел, арабские астрономы создали способы определения координат светил на небесной сфере. В правление халифа Маамуна (813-833 годы) проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара.

В области математики были известны; аль-Хорезми, представитель багдадской школы, создатель алгебры (от его имени происходит латинский термин «алгоритм»), в своих трактатах разработавший классификацию квадратных уравнений и приёмы их решения; Омар Хайям, сочинения которого содержали теорию и классификацию кубических уравнений. Арабо-мусульманские математики значительно усовершенствовали вычислительные приёмы: в сочинениях аль-Каши (умер около 1436 или 1437 года) были систематизированы методы извлечения корней с натуральными показателями. Существенный вклад в развитие средневековой геометрии внесли математик, астроном и физик Ибн аль-Хайсам (около 965-1039 годов), создавший трактат о квадратурах конических сечений и кубатурах тел, полученных от их вращения, и среднеазиатский математик и физик Абу Рейхан алъ-Бируни.

В работах геометров - «сыновей Мусы» («бану Муса»), аль-Баттани, Ибн Курры, Абу-ль-Вафы, Мухаммеда Насирэддина Туей - плоская и сферическая тригонометрия была выделена из раздела астрономии и развита в самостоятельную математическую дисциплину. Средневековые арабские математики установили зависимость между тригонометрическими функциями, составили высокоточные тригонометрические таблицы, вывели основные теоремы тригонометрии.

В Халифате продолжали совершенствовать античное наследие в сфере механики (известен, например, трактат Ибн Курры о рычажных весах), минералогии (сочинения аль-Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазинн об определении удельного веса минералов), физике (работа Ибн аль-Хайсама по оптике), получили развитие химия (смотри Алхимия) и ботаника.

Велики были достижения медицины и фармакологии, основанные на изучении наследия древнегреческих врачей Галена и Гиппократа. Своими трудами и врачебной практикой прославились Абу Бакр ар-Рази, Ибн аль-Хайсам, Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Все они были энциклопедически образованы, поскольку арабо-мусульманская культура  не отличалась ясной дифференциацией отраслей знания. Так, ар-Рази оставил 184 труда по разным отраслям знания, из которых треть была переведена в Европе на латинский язык (10-13 века). Среди основных направлений, наиболее успешно изучавшихся в средневековой арабской медицине, - хирургия, офтальмология, терапия, психиатрия.

Нужды торговли, налогообложения и управления стимулировали развитие географии, достижения которой в развитии арабо-мусульманской культуры  не имеют аналогов в других частях средневекового мира. Географические представления аравитян до ислама отражены в Коране и поэтических произведениях; ещё в древности возникло понятие «остров арабов» («джазират аль-араб»), обозначающее Аравию, окружённую пустынями и водными просторами. Освоение достижений античной астрономо-географической традиции дало начало собственно научной географии у арабов. Арабская географическая наука исходила в своих теоретических основаниях из птолемеевской картины мироустройства, в силу чего арабские средневековые карты, как правило, воспроизводили картографию Птолемея. Сохранились выполненные арабскими географами и путешественниками детальные описания всего мусульманского Востока, части Европы, Северной и Центральной Африки, прибрежных районов Южной и Юго-Восточной Азии. Особое внимание арабо-мусульманские географы обращали на описание торговых путей, портов, мест проведения ярмарок и так далее. В 9-10 веках наибольшие заслуги в сфере описательной географии - у перса Ибн Хордадбеха, арабов аль-Якуби, аль-Мосуди и аль-Мукаддаси. Известны также географические сочинения, содержащие фантастические и реальные сведения о странах и народах вне пределов Халифата [труды Бузурга ибн Шахрияра; путевые записки Ибн Хаукаля (10 век), Ибн Фадлана, Абу Дулафа (10 век), Абу Хамида аль-Гариати (умер в 1170 году), Ибн Джубайра, Ибн Баттуты и др.]. Богатый набор географических знаний содержится в средневековых арабских лоциях, среди которых приоритет принадлежит сочинениям Ибн Маджида (15 век).

В 11-14 веках окончательно сложилась классическая школа арабо-мусульманской географии. Накопление в арабской географической традиции богатейшего историко-культурного и географического материала привело к возникновению своеобразного жанра - географической энциклопедии и космографии (общего описания Вселенной). Авторы этих обширных сочинений объединяли и систематизировали достижения предшественников. В частности, в сочинениях Якута впервые дано деление земли на климатические пояса. Географические интересы также были свойственны аль-Баттани, аль-Бируни, аль-Хорезми. Из более поздних авторов наиболее известен, в том числе в Европе, аль-Идриси. Его сочинение «Развлечение тоскующего о странствии по областям» (другое название - «Книга Рожера») содержит большой объём сведений о народах Европы и арабо-мусульманского мира, проиллюстрировано 70 картами. В позднем Средневековье арабо-мусульманская географическая традиция дала много образцов компилятивных трактатов и частных историко-топографических описаний городов и стран (сочинения аль-Макризи, географические разделы в работах ан-Нувайри и др.).

Историография. Была связана с географией. Крупнейшим историком был географ аль-Масуди, а арабские географические сочинения часто остаются важнейшими (иногда единственными) свидетельствами о быте, нравах, хозяйстве многих народов Средневековья. Начало арабской историографии было положено генеалогическими преданиями племён, сообщениями о доисламских государствах и арабских завоеваниях. Основными источниками для создания и осознания схемы всемирной истории в арабо-мусульманской культуре стали исторические представления, заложенные в Коране (линейность исторического процесса, прошлое как череда последовательных пророческих миссий и др.), а также разработки арабо-мусульманских генеалогов, увязавших генеалогическое древо аравитян с библейской «таблицей народов». Значительная роль в становлении арабо-мусульманской историографии принадлежит также материалам иранского исторического эпоса (переводы «Книги царей» сасанидской эпохи) и преданиям христиан и иудеев. В качестве самостоятельной дисциплины арабоязычная историография возникла в конце 8-начале 9 веков, хотя образцом для неё послужили жизнеописание пророка Мухаммеда в сочинении Ибн Исхака (около 704-767 годов) и труды аль-Вакиди (747-823 годы). К этим сочинениям примыкали популярные у средневековых арабов агиографические трактаты, содержащие подробные, хотя, как правило, и фантастические сведения о пророках и мусульманских «святых» (смотри Святых культ).

В ходе развития арабо-мусульманской культуры и централизации управления Халифатом при Аббасидах историю арабских завоеваний и войн 7-начала 8 веков, а также характерные для 2-й половины 8-9 веков сочинения об их отдельных событиях [например, аль-Мадаини (умер около середины 9 века)] сменили обобщающие труды по всеобщей истории, принадлежащие аль-Балазури, Абу Ханифе ад Динавари и аль-Якуби. Центр научной историографической работы переместился в Ирак. Наиболее крупным сочинением в арабо-мусульманской историографии этого периода явилась «История пророков и царей» перса ат-Табари. Участие персов (Ибн Мискавейха, Хамзы аль-Исфахани и др.), как и других неарабов, во многом ускорило формирование арабской историографии. В эту эпоху проявился свойственный арабо-мусульманской культуре интерес к этико-философским обоснованиям исторического процесса. Отправляясь от теологической трактовки хода мировой истории как осуществления Божественного замысла, арабо-мусульманская историография признаёт историческую ответственность человека за свои поступки. Отсюда в арабо-мусульманской культуре развилось представление о дидактической ценности историописания.

Последовавший в 9-10 веках постепенный распад Халифата и образование на его территории отдельных мусульманских государств привели к усилению позиций местного политического самосознания. Со 2-й половины 10 века в арабо-мусульманской историографии тон задают придворные историографы, чиновники, вазиры. Анналистика всё более сближается с политической биографией; переживает расцвет местная историография, сосредоточенная на истории отдельных городов и провинций и в дальнейшем блиставшая именами Ибн аль-Асира, Ибн Асакира, Абу-ль-Фиды, аль-Макризи, Ибн Тагриберди, аль-Маккари. Развитие арабо-мусульманской историографии во многом основывалось на собственно биографической литературе - биографических словарях (Якут, Ибн Халликан), сводах биографий видных деятелей науки, богословия и др.

Выдающимся достижением арабо-мусульманской культуры  позднего Средневековья явилось создание арабским историком и социальным мыслителем Ибн Хальдуном оригинальной историко-философской теории развития общества на основе изложения исторических событий в их причинно-следственной связи. Оценивая средний срок существования государства как сумму «возрастов» трёх поколений (100-120 лет), Ибн Халдун подчеркнул, что первое из них сохраняет относительное равенство и умеренность в потреблении, второе - предаётся роскоши и стремится к умножению расходов (в том числе на наёмную армию), а третье - неизбежно приходит к военно-политическому бессилию в силу своей изнеженности. В энциклопедическом труде Ибн Халдуна «Китаб аль-ибар» («Книга примеров»), по достоинству оценённом только в 19 веке, история из хроники пророков и царей превращается в научную дисциплину, являющую редкий для средневековой науки опыт социально-философской типологии человеческого общежития (умран). В этом его отличие от большинства арабо-мусульманских историков, в основном совершенствовавших повествовательный исторический жанр.

КоранФилософия. Важнейшими направлениями арабо-мусульманской философии классического периода (9-14 века) явились калам, арабоязычный перипатетизм (фальсафа) и суфизм. Она опиралась, с одной стороны, на исламское откровение, закреплённое в Коране и Сунне (единый Бог, сотворивший мир и человека, - абсолютно «иное, чем Бог»; трансцендентный Бог, которому «нет ничего подобного», в то же время ближе к человеку, чем его собственная «шейная артерия»), с другой стороны - на античное философское наследие (прежде всего аристотелизм и неоплатонизм), ставшее доступным благодаря переводческому движению 8-10 веков. Переводческая деятельность особенно активизировалась после создания в Багдаде халифом аль-Маамуном «Дома мудрости», совмещавшего в себе академию, библиотеку и переводческий центр. На арабский язык (через сирийский или непосредственно с греческого) были переведены все главные сочинения Аристотеля, многочисленные тексты его комментаторов, ряд диалогов Платона, так называемая «Теология Аристотеля» - переложение последних глав «Эннеад» Плотина и другие.

В центре теологии калама, формировавшейся в ходе диспутов как между различными религиозно-политическими группировками внутри ислама, так и с представителями зороастризма, христианства и иудаизма, - соотношение сущности и атрибутов Бога, Божественного предопределения и человеческой свободы, проблемы извечности Корана или его сотворённости во времени, а также природы причинности, дискретного строения материи и др. Мутазилиты - представители первой крупной школы калама, исходившие из абсолютной трансцендентности и единства Бога, утверждали тождественность Его так называемых самостных атрибутов (знания, воли, могущества и т.п.) и Его сущности, сотворённость Корана и отстаивали свободу воли человека.

Эти взгляды, как и вообще рационалистическая методология калама, видевшего в разуме единственно надёжный инструмент религиозно-философского познания, оказались неприемлемыми для ригористических традиционалистов, представленных преимущественно ханбалитами. «Срединную» доктрину между учениями мутазилитов и их оппонентов, впоследствии доминировавшую в суннитском исламе, выработали ашариты (смотри Ашаризм) и матуридиты (смотри Матуриди) (10 век): атрибуты Бога - и не тождественны Его сущности, и не отличны от Неё; учение об извечности Корана со стороны смысла и его сотворённости в плане словесного выражения; концепция «присвоения» (касб) - действия человека творятся Богом, но «приобретаются» человеком в акте свободного выбора, и так далее.

В фальсафе, порождённой переводческим движением, преобладали античные модели философствования, и её главными представителями выступали арабо-мусульманские (восточные) аристотелики: аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайль и Ибн Рушд (Аверроэс). Приверженцами её были также Абу Бакр ар-Рази, «Братья чистоты» («Ихван ас-сафа»), Ибн Мискавейх. В фальсафе философия разрабатывалась как всеохватывающая система мудрости (хикма), содержащая логику, физику, математику и увенчивающаяся метафизикой, которая включала также этико-политическую проблематику. Аристотелевское понятие Перводвигателя и неонлатоническое учение о Едином трансформируются в концепцию Первоначала (Бога) как абсолютно «необходимого» сущего, зависящего в своём бытии только от самого себя и сообщающего существование «возможным» вещам мира (для объяснения происхождения от Первоначала «возможных» сущих использовалась плотиновская теория эманации в сочетании с аристотелевской космологией).

лампадаХарактерная для суфизма ориентация на мистическое богопознание, противостоящая схоластичности мутакаллимов и юридическим рассуждениям законоведов-факихов, получила философское осмысление в трудах аль-Халладжа и особенно аль-Газали и достигла своей вершины в «философии озарения» (хикмат аль-ишрак) ас-Сухраварди (Вселенная как световая иерархия, вершиной которой выступает «Свет светов», Бог; смотри также Метафизика света), а также в теософской системе Ибн аль-Араби - в его пантеистической концепции «единства бытия» (вахдат альвуджуд) и др.

В целом, по сравнению с суннизмом, культивировавшим, прежде всего, теорию и практику мусульманского права (фикх), шиитская среда оказалась более благоприятной для философии. В шиизме получили развитие идеи мутазилитов, а фальсафа сочеталась с системами ас-Сухраварди и Ибн аль-Араби. Характерная для шиитов концепция имама (предводителя) как носителя Божественного света и «полюса» мира ярче всего воплотилась в философии исмаилизма (смотри Исмаилиты) с её циклическим видением истории.

Классическая арабо-мусульманская мысль, в частности, осуществлённая фальсафой интерпретация истин Откровения на основе античной философской традиции, оказала значительное влияние на иудейскую культуру (смотри Маймонид) и на интеллектуальную жизнь европейского Средневековья и эпохи Возрождения; в значительной степени благодаря латинским переводам арабских комментаторов аристотелевская философия получила распространение на латинском Западе (смотри Аверроизм, Схоластика).

Литература. Классическая арабская литература, сложившаяся в 7-9 веках и достигшая наивысшего расцвета в 10 веке, исторически восходит к устной словесности кочевников-бедуинов Аравийского полуострова 5-6 веков, преимущественно поэзии. Уже самые ранние её тексты представляют собой развитое авторское творчество лирического характера. В силу ряда географических и исторических условий арабы первых веков нашей эры остались наименее эллинизированным народом Ближнего Востока и в наибольшей чистоте сохранили особенности семитской языковой культуры, которые и легли в основу арабской литературной традиции. Известны произведения более 100 поэтов, среди которых были и выразители идеалов патриархальной старины (Тарафа, Лабид ибн Рабиа), и изгои, противопоставлявшие себя обществу с позиций неприятия социального зла, и певцы воинской доблести (Антара ибн Шаддад аль-Абси) или наслаждений (Имру-уль-Кайс), богоискатели (Умейа ибн Аби-с-Сальт), панегиристы (Набига аз-Зубьяни, Зухайр ибн Аби Сульма, Аша).

Возникновение в Аравии в 1-й половине 7 века ислама противопоставило поэзии религиозное откровение, данное в Коране - первом письменном памятнике арабской литературы. Это привело к обособлению и противостоянию религиозного и светского начал в общественном сознании. Ассоциировавшаяся с язычеством, поэзия приобрела чисто светский характер, и её ведущим жанром стал панегирик. В нём находили выражение представления об идеальном государе, формировавшиеся в ходе борьбы между объединениями племён и религиозно-политическими группировками в Халифате. Выразителями их идей выступали поэты аль-Ахталь, аль-Фараздак, Джарир ибн Атыйа аль-Хатафи. Распространение ислама повлияло и на развитие арабской любовной лирики - прежде всего в городах Хиджаза. В условиях теократии, не оставлявшей места «мирскому», светское могло проявить себя только как личное, причём почти исключительно в интимной сфере. Теме чувственной любви (в поэзии мекканца Омара ибн Аби Рабиа) противостояла идеализация неизменных любовных пар (Меджнун - Лейла, Кайс - Лубна, Джамиль - Бусейна и др.) в том числе узритской (от названия племени узра) лирике, возводимой арабской традицией к бедуинской среде 2-й половины 7 века. В поэзии узритов любовь - предопределённая свыше всепоглощающая страсть, сулящая поэту страдания; она воспевалась как подвижническая верность высшему идеалу, единственной и недоступной возлюбленной, что предвосхищало мистицизм «божественной любви» суфиев.

С 8 века арабская литература развивалась в городах, основанных арабо-мусульманами на периферии эллинистического мира. Ведущими центрами литературной жизни были города Басра и Куфа, а с 9 века - Багдад. Представители многочисленных пародов Халифата, переводческая деятельность которых (с 8 до конца 10 веков) была вызвана стремлением сохранить своё культурное наследие на арабский язык, обогатили арабскую литературу идеями и жанровыми формами ближневосточных литератур раннего Средневековья. Одним из первых переводчиков, создателем арабской художественной прозы стал Ибн аль-Мукаффа. Преобладала по-прежнему поэзия; гедонические мотивы сочетались в ней с обращением к символике земледельческих культов, вытеснявшей реминисценции кочевнического бедуинского быта. Басриец Башшар ибн Бурд совместил любовную лирику и панегирическое творчество и, мастерски овладев формой касыды, первым из поэтов 8 века достиг уровня классической поэзии. Его новации были развиты и окончательно утверждены Абу Нувасом, соединившим культ любви с воспеванием вина. Оборотной стороной гедонизма был аскетизм Абу-ль-Атахии.

Обновление поэзии в 8 веке несло не столько разрыв со старой арабской традицией, сколько её сознательное усвоение и канонизацию. Так, чуждые арабской поэзии опыты стихотворного эпоса (в творчестве Абана аль-Лахики и др.) получили с 10 века продолжение в литературе Ирана (Фирдоуси и др.), но на арабский язык так и не привились. Запись и исследование древнеарабских стихотворений в 8-начале 9 веков дали представленные в филологической критике образцы, к следованию которым арабы сводили идеал поэтического творчества. Развитие поэтом собственной темы осуществлялось варьированием традиционных мотивов; эта двуплановость, сказавшаяся уже у Башшара ибн Бурда и Абу Нуваса, стала традиционной, начиная с рубежа 8-9 веков, для поэтов течения бади (Абу Таммама, Бухтури Абу Убада аль-Валида, Ибн ар-Руми, Ибн аль-Мутазза). В их творчестве отчуждённая от бедуинской среды староарабская поэтическая традиция окончательно превратилась в замкнутый поэтический язык. Риторическая усложнённость стиха и гиперболизация образов сочетались у них с детальной разработкой композиции и основных мотивов касыды в панегириках, в дружеской стихотворной переписке, в описаниях природы, дворцовой и парковой архитектуры, в интимной лирике; доминирование панегирика заложило основы высокой куртуазной культуры.

Становление оригинальной (не переводной) арабской письменной прозы было связано с завершившимся к середине 9 века переходом от устной передачи исторических и филологических знаний к их распространению в книгах. Наряду с записями древнеарабских преданий о сражениях между племенами - «Айям аль-араб» («Дни арабов») (конец 8 века) - появились сочинения, выходящие за рамки исторической литературы (творчество аль-Джахиза Абу Османа Амра ибн Бахра, Ибн Кутайбы). Вызванное нуждами мусульманского богословия освоение в 9 веке античного и эллинистического наследия привело в 9-10 веках к своеобразной «эллинизации» всей арабо-мусульманской культуры. Её первые проявления заметны уже в произведениях аль-Джахиза и Ибн ар-Руми. На основе идей неоплатонизма в лирике аль-Мутанабби и аль-Маарри возникло новое понимание поэтического творчества, объективно близкое ещё доисламскому восприятию его как «чувствования» и прорицания истины. В поэзии распространились идеи стоицизма, вступившие в конфликт с её традиционным содержанием, что привело к обособлению философский лирики в творчестве аль-Мутанабби. Завершившееся у аль-Маарри её жанровое оформление означало отрыв от классической традиции арабской поэзии. Воспевание воинской доблести Абу Фирасом, разработка наследия бади аш-Шарифом ар-Ради, творчество багдадских гедоников рубежа 10-11 веков не могли изменить общей картины омертвения классической традиции.

сцена в мечети10 век - время бурного развития в арабской литературе новеллистики, первые образцы которой представлены в произведениях арабских историков ат-Табари и аль-Масуди. Рассказы мореходов и купцов о дальних странах и приключениях в пути описал в «Чудесах Индии» Бузург ибн Шахрияр. В форме разрозненных новелл-воспоминаний собрал свои мемуары видный государственный деятель Абу Али ат-Танухи. Новеллы и притчи занимают большое место в своде, составленном по энциклопедическому принципу философским кружком «Братьев чистоты» (Багдад, 980-е годы). Однако повествование, основанное на сознательном художественном вымысле, встречается только у Абу Хайана ат-Таухиди и в прозаических сочинениях аль-Маарри. Завершает развитие прозы 10 века становление жанра макамы в творчестве Бади аз-Замана аль-Хамадани. Позже (например, у аль-Харири) макама в значительной степени превращается в средство демонстрации филологической эрудиции. С 11 века начинается упадок классической арабской литературы. Основными видами литературного творчества стали комментирование и стилизация произведений прошлого, собирание историко-литературных и филологических материалов, породившее богатую историко-биографическую литературу (Якут, Ибн Халликан и др.). Особое значение имела традиция литературных антологий, созданных в 11-13 веках Абу Мансуром ас-Саалиби, Имад ад-Дином аль-Исфахани и др.

Параллельно арабской литературе Востока развивалась самобытная арабская литература мусульманского Запада - магриба, сложившаяся к началу 11 века в Ифрикии (современный Тунис) и достигшая наивысшего расцвета в 11-12 веках в городах арабо-мусульманской Испании. Интенсивное освоение восточно-арабской классики проявилось здесь в составлении историко-филологических сводов и историографических сочинений художественного характера, что обусловило исходное преобладание прозаических жанров (произведения Ибн Хазма, Ибн Шухейда, умер в 1035 году). В 11 веке в творчестве главным образом севильских поэтов (Ибн Зайдун, аль-Мутамид ибн Аббад; Ибн Хамдис и др.) утвердился идеал просвещённого рыцаря, доведший до совершенства традиции куртуазности, восходящие к  восточно-арабской поэзии 9 века. Мировоззренческое углубление этой культуры в 12 веке отразилось в философском романе («Живой, сын Бодрствующего» Ибн Туфайля), в лирическом воспевании природы (поэзия Ибн Хафаджи аль-Андалуси). В 12-14 веках в основном через Египет и Северную Сирию магрибинское наследие вошло в общеарабский культурный фонд.

При обилии в классической арабской литературе теоретических суфийских трактатов суфийская поэзия не получила в ней такого распространения, как в других мусульманских литературах Ближнего и Среднего Востока; известны арабские суфийские поэты 13 века - египтянин Умар ибн аль-Фарид (смотри Ибн аль-Фарид) и выходец с мусульманского Запада Ибн аль-Араби.

Арабская языковедческая традиция. Её становление в культурном ареале Халифата относится ко времени объединения арабских племён в единое государство (7 век), когда возникла необходимость социального функционирования языка, общего для всех племён Аравийского полуострова (койне), а также задача установления его норм. Особое значение приобрели также обучение языку Корана и сохранение его чистоты.

Традиция исследования арабского языка зародилась на Ближнем Востоке в единой науке об арабской словесности и лишь затем выделилась как самостоятельное учение о грамматике и лексике классического арабского языка и об арабской риторике. Традиционная теория арабского языка развивалась в басрийской, куфийской, багдадской, андалусской и египетско-сирийской филологических школах и имела практическую направленность.

В становлении теории арабского языка как самостоятельного раздела филологической науки большую роль сыграли учёные басрийской школы. В 7 веке Абу-ль-Асуд ад-Дуали ввёл в арабское письмо дополнительные графические знаки для обозначения гласных фонем, служащих для выражения словоизменения. Наср ибн Асым и Яхья ибн Ямара создали системы диакритических знаков для различения ряда сходных по начертанию арабских графем. В 1-й половине 8 века Ибн Аби Исхак аль-Хадрами, Иса ибн Умар ас-Сакафи и Абу Амр ибн аль-Алла разрабатывали основы описательного анализа норм классического арабского языка. 2-я половина 8 века характеризуется становлением теории арабского языка как самостоятельного раздела филологической науки. Аль-Халиль ибн Ахмед - основоположник учения о системе метрического стихосложения, позволившего описать ритмическое и морфологическое построение арабского слова. Ему принадлежит «Книга Айна» - словарь, в котором слова расположены по артикуляционным характеристикам содержащихся в них корневых согласных: сначала гортанные, затем язычные, зубные и губные. Этот принцип классификации звуков, возможно, возник под влиянием индийской языковедческой традиции. Аль-Халиль различает 3 аспекта анализа и описания фонетического явления: исходные характеристики, позиционные варианты и изменения звуков, происходящие в процессе образования грамматических конструкций. Он ввёл в арабское письмо так называемые огласовки (при обозначении кратких гласных фонем), до сих пор употребляющиеся при записи Корана, поэтических и учебных текстов. Сибавейхи создал трактат «Книга» - первую дошедшую до нас грамматику классического арабского языка, которая даёт систематическое изложение норм языка и отражает концепцию и результаты исследовательской работы предыдущих поколений филологов, в первую очередь аль-Халиля ибн Ахмеда. Таким образом, уже во 2-й половине 8 века в арабской языковедческой традиции сложились учения: о словоизменении имени и глагола; о словообразовании и фонетических изменениях, происходящих в процессе образования грамматических конструкций; об артикуляции звуков и их позиционных вариантах. Широко применялся метод моделирования. Отсюда построение системы словообразовательных моделей, известных под названием породы. Словоизменительные явления изучались с точки зрения как формы, так и значения. Нормативность словоформ выявлялась из их собственно языковой (функциональной) семантики.

Во 2-й половине 8 века возникла куфийская школа, основоположник которой Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси создал первую куфийскую грамматику арабского языка, а также трактат «Книга о единственном и множественном числе». В конце 8 века аль-Кисаи в значительной степени определил исследовательские принципы куфийской школы. Его «Трактат о грамматических ошибках в речи простого народа» содержит важные диалектологические сведения.

В конце 8-9 веков зародилась арабская лексикография. Появились «Классифицированная устарелая лексика» Абу Убейда, словари диалектной лексики, в том числе и древнеарабской. Обсуждались вопросы грамматики.

К началу 10 века окончательно установились понятийный аппарат и терминология грамматического анализа, основные положения грамматической теории были приведены в систему. Этап формирования арабских грамматических учений как самостоятельного раздела арабской языковедческой традиции завершился. Это способствовало выделению лексикологических исследований в особую научную дисциплину.

В 1-й половине 10 века в багдадской школе развивалось третье направление арабской языковедческой традиции, связанное с развитием грамматических учений в трудах Ибн Джинни, который в книге «Особенности арабского языка» наряду с грамматическими рассматривал собственно лексикологические вопросы связи слова и значения, словообразовательной структуры слова, значения слова и его употребления. В работах Ибн Фариса освещались вопросы об объёме словарного состава арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и заимствованной лексике, о связи обозначающего и обозначаемого, о прямом и переносном употреблении слова, об однозначности, многозначности, омонимии и синонимии.

В 11 веке выделились дисциплины, изучающие нормы выразительной речи. Начали различать 2 аспекта речеобразовательного процесса: соблюдение правильности языковых выражений и достижение совершенства речевых образований. Первый изучался науками о грамматике и лексике, второй - науками о смысле, о тропе и о красноречии. Предметом науки о смысле (её основоположник — аль-Джурджани) стали высказываемое и средства адекватного (с точки зрения речевой ситуации и речевого намерения) выражения смыслового содержания.

В 11-13 веках продолжалась работа по усовершенствованию описания грамматики и лексики (работы аз-Замахшари, Маухиба аль-Джавалики, ас-Салаба). К этому времени относится и деятельность андалусской школы. Мухаммед ибн Малик создал стихотворный грамматический трактат «Тысячница», Ибн Сида - гематический словарь «аль-Мухассас», где в предисловии освещаются лексикологические и семасиологические вопросы.

После завоевания Багдада монголами и ослабления влияния арабов в Испании центр арабской науки переместился в Египет и Сирию. Значительные языковедческие работы создали филологи Ибн Яиш и Ибн аль-Хаджиб (13 век), Ибн Хишам и Ибн Акиль (14 век), а также Джалаль ад-Дин ас-Суйюти, автор работы «Лира словесных наук и их разновидностей», где собраны и изложены взгляды представителей арабской языковедческой традиции по различным проблемам арабской грамматики и лексикологии.

Арабская языковедческая традиция - законченное учение, вобравшее научные идеи своей эпохи, в формировании которых известную роль играло наследие древнегреческой и древнеиндийской традиций. В свою очередь её методы применялись ещё в 11 веке при составлении грамматики древнееврейского языка, определяли филологические направления европейской арабистики, а ряд морфологических идей (понятия корня, внутренней флексии и аффиксации) были заимствованы при некотором преломлении европейским языкознанием 18-19 веков. Моделирование просодического и словообразовательного построения слова, анализ его лексического значения, различение формы и значения и разграничение плана содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное) значения, изучение высказываемого и адекватного ему построения речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и ситуативного контекста, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к исследовательским идеям арабской языковедческой традиции, определившим её место в истории лингвистических учений.

мечеть омейядовАрхитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство (смотри в статье Ислам). Употребляемый в научной и популярной литературе термин «арабское искусство» в широком смысле означает искусство арабских стран, начиная с древности, и обобщает достижения средневекового изобразительного и прикладного искусства и архитектуры завоёванных и исламизированных арабами регионов Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Испании. При всей общности художественных процессов, связанных с утверждением и господством исламской идеологии, арабское искусство отмечено существенными различиями художественных стилей и форм, что объясняется культурной спецификой и своеобразием исторического развития каждого региона.

Арабское зодчество, впитав традиции Южной Аравии и Средиземноморья, создало тип мечети - основного культового здания ислама - в Басре, Куфе, Фустате. Наиболее известны Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, Омейядов мечеть (707-715 годы) в Дамаске, мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879 годы). Архитектурные стили этих мечетей повлияли на мусульманскую архитектуру последующих веков арабских стран, Ирана, Индии, Кавказа и Средней Азии. Мечети, дворцы от Марокко до Йемена поражают декоративными росписями и сложными орнаментами и искусным вплетением в них арабских надписей, мозаикой и майоликой, выполненными в оригинальной манере. Арабы создали тип узора (арабеску), довели до совершенства искусство каллиграфии, используя его в декоре зданий, посуды, тканей, чеканке, гравировке и инкрустациях на предметах быта.

Музыка. Музыкальные традиции раннего, доисламского, периода, входившие в состав культуры кочевников-скотоводов и оседлого населения Аравийского полуострова, частично сохранились у бедуинов. Среди музыкально-поэтических жанров доисламского происхождения - касыда, худа (песня погонщиков верблюдов), хиджа (осмеяние), фахр (самовосхваление), риса (причитание по умершему), насиб (любовная лирическая песня). Большую роль в доисламском музыкальном  искусстве играли женщины.

После 7 века арабо-мусульманская культура усвоила развитые традиции Ирана, Средней Азии, Византии, способствовавшие образованию высокой музыкальной  культуры эпохи Халифата. В эпоху Омейядов и особенно в «золотой век» правления Аббасидов (середина 8-середина 9 веков) музыка завоёвывала всё более прочное положение в обществе. При дворе (в Дамаске, затем в Багдаде) культивировались высокий уровень исполнительского мастерства, опора на музыкальную  теорию. В вокальных жанрах типично обращение к классическим стихотворным текстам. Среди видов арабской музыки этого периода - инструментальный таксим, вокальный лайяли. Зарождались формы, связанные с религиозным культом; они универсальны для всего арабского мира и сохраняются до настоящего времени: речитация сур Корана, азан (призыв к молитве), маулид (сказание о рождении пророка Мухаммеда), мадих (поэма-славление Мухаммеда); музыка в суфийской церемонии зикр, шиитской мистерии тазийе; музыкальные  жанры, сопровождающие традиционные исламские праздники Ид аль-адха (праздник жертвоприношения) и Ид аль-фитр (праздник разговения).

В эпоху Омейядов усилилась профессионализация музыкального  искусства; среди значительных музыкантов того времени - автор трактата «Китаб фи-ль-агани» («Книга о песнях») перс Юнус аль -Катиб. В начале правления Аббасидов стали известными придворные музыканты из династии аль-Маусили, Зальзаль и др. Складывалась классическая теория музыки: разрабатывались проблемы акустики, звукорядов, ладов, метра и ритма, основ композиции, строения инструментов, а также вопросы происхождения и роли музыки. Развитию музыкально-теоретической мысли способствовала деятельность так называемого «Дома мудрости» (Дар аль-Хикма, основан в Багдаде в середине 9 века); здесь осуществлялись переводы античных авторов, труды которых оказали влияние на арабских учёных. Наиболее значительны работы аль-Кинди (в том числе «Рисала фи хубр та’лиф аль-альхан» - «Большой трактат о сочинении мелодий», в котором впервые в истории арабской музыки используется нотация), аль-Фараби (в том числе «Китаб аль-мусики аль-кабир» - «Большая книга о музыке»), Сафи-ад-Дина («Ар-рисала аш-шарафийа» - «Шарафийский трактат об основах композиции» и «Китаб аль-адвар» - «Книга о музыкальных модусах»), Ибн Сины, аль-Исфахани. Постепенно сложилась система макамов; макам становится основой любых видов музыки. С начала 9 века на западе Халифата образовалась так называемая андалусская школа, широко использовавшая народное искусство. Её крупнейшие представители - Зирьяб, создатель жанра нубы; певец и композитор Абад аль-Казаз; поэт и музыкант Ибн Кузман; философ и музыкант Ибн Баджа. Вокальные жанры мувашшах и заджаль, усовершенствованные андалусской школой, распространились по всему арабскому миру. Тогда же окончательно сформировался музыкальный  инструментарий, близкий современному. В него входят лютня уд, трапециевидная цитра канун, струнные щипковые ребаб и танбур, цимбалы сантур, смычковый джоз, или кеманча, флейта най, труба нафир, различные мембранофоны (табль, дарбука, дафф, наккарат) и идиофоны.

Экономическая мысль. Истоки развитой традиции экономической мысли в классической арабо-мусульманской культуре - в комментировании хозяйственных вопросов, затронутых в Коране и Сунне. Важнейшие из экономических предписаний и наставлений пророка Мухаммеда состояли в утверждении нормы общественного владения водой и пастбищами и частного - возделываемой землёй, в предпочтении «обильному и соблазнительному» умеренного достатка, а также в осуждении ростовщичества. Коран гласит, что «Аллах позволил прибыль в торговле, а лихву запретил», подчёркивает необходимость верности в мере и весе, аккуратности в деловых расчётах, помощи родственникам и бедным, путешественникам, но без уравнительности и расточительности.

Средневековая арабская экономическая мысль активно осмысливала опыт налогообложения, землевладения и деловой практики в исламских государствах начиная с 7-8 веков, когда территориальная и административная экспансия Халифата усложнила характер имущественных (появление икта и вакфа) и фискальных (взимание ушра, джизьи и хараджа) отношений. Суннитские законоведы разработали в 8 веке учение об условиях перехода «пустопорожней» земли («мават») в собственность всякого, кто её «оживит». Верховный кадн Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари (731-798 годы) по желанию халифа Харуна ар Рашида составил «Книгу подати» («Китаб аль-Харадж») с обзором податей и сборов своей эпохи, где провёл мысль о необходимости умеренного налогообложения, чтобы оно не подрывало платёжеспособность подданных.

Осмысление категории «умеренность» стало отличительной чертой экономической мысли арабов. Аль-Фараби в написанном под влиянием «Законов» Платона и «Никомаховой этики» Аристотеля «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» отождествил умеренность со справедливым получением каждым доли благ сообразно заслугам и положению. Ибн Сина, обращаясь к теме сословно упорядоченного «справедливого града», подчёркивал недопустимость крайностей роскоши и нищеты, хотя считал необходимым рабство - удел «тех, кто происходит из неблагородных климатов». В концепции общественных изменений Ибн Хальдуна именно жители умеренного и близких к нему климатов переходят от «примитивности» к «цивилизации», начиная производить избыточный продукт (заид), что ведёт к оживлённости рынков, но и к развитию неравенства в обществе, где усиливается роль «власти-владения» (мулька), на котором основано существование государства. Анализируя ценообразование, Ибн Хальдун выдвинул категорию «стоимости», определяемой «количеством труда человека, его местом среди других трудов и потребностью людей в нём», указав, что чрезмерность налогов ведёт в итоге к упадку рынков и самого государства.

Развитие арабо-мусульманской культуры с середины 10 века.

После распада Аббасидского халифата (середина 10 века), когда арабов оттеснили от политической власти персы, тюрки на востоке и берберы на западе, арабо-мусульманская культура сохранила свои позиции на Ближнем Востоке и в Северной Африке; лишь в  восточных провинциях Халифата персидский язык вытесняет арабский язык из литературы, поэзии и гуманитарной сферы. Несмотря на сужение области распространения арабо-мусульманской культуры и сравнительное уменьшение её роли в общем развитии мировой культуры, лучшие её традиции получили продолжение в Сирии и Египте при Фатимидахе (909-1171 годы) и Айюбидахе (1171-1250 годы). После монгольского нашествия на Ближний и Средний Восток центры воспроизводства арабо-мусульманской культуры перемещаются в Переднюю Азию и Северную Африку (Дамаск, Халеб, Каир, Александрия, Фес).

купол мечетиНачиная с 12-13 веков, деятели арабо-мусульманской культуры всё больше внимания уделяют систематизации и детализации арабского культурного наследия. В творчестве арабских авторов возобладали компиляция и эпигонские тенденции. В целом 13-15 века отмечены нараставшим духовным застоем и отставанием темпов развития собственно арабской культуры от культурного прогресса в других регионах мусульманского Востока (Иран, Османская Турция) и в Европе. Только в аль-Андалусе арабо-мусульманская культура пережила блестящий расцвет (10-15 века). Синкретическая арабо-испанская цивилизация возникла в атмосфере этнического, социального и конфессионального плюрализма. Её становлению способствовали контакты с арабо-мусульманским Востоком, местные традиции и европейское влияние. Центрами её были города Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Архитектура аль-Андалуса (например, дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде, мечеть Кордовы и др.), его музыка и декоративно-прикладное искусство оказали сильное влияние на культуру Западной Европы и стран Магриба. Рождённый этим влиянием испано-мавританский стиль зодчества распространился на всё Средиземноморье и Латинскую Америку.

В 16 веке большинство арабских земель стали провинциями Османской империи. В период османского господства традиционная арабо-мусульманская культура развивалась в контакте с турецкой и балканской культурами, однако постепенно темпы её развития отставали от эволюции европейской культуры. Новый этап развития арабо-мусульманской культуры начинается в 1-й половине 19 века в условиях усиленного проникновения европейских держав на Восток, воздействия европейской культуры и осознания арабскими деятелями необходимости модернизации государства и реформ общественной жизни. В эту эпоху формируется новоарабская литература, заложившая основы гражданского и патриотического сознания у арабов, организуются по европейскому образцу образование и культурная жизнь в целом (главным образом Египет, Ливан, Тунис).

Начавшееся в 19 веке экономическое, политическое и культурное возрождение арабских провинций Османской империи (ан-Нахда), а также образование независимых арабских государств в 20 веке способствовали формированию современной арабо-мусульманской культуры, представляющей собой совокупность национальных культур арабо-мусульманских стран, имеющих общую культурную основу, но развивающихся преимущественно в русле местных традиций.

Лит.:

Общие работы. Grunebaum G.Е. von. Medieval Islam: а study in cultural orientation. Chi., 1961; Gibb Н.А.R. Studies on the civilization of Islam. Boston, 1962; Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965; Фильштинский И. М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII-XII века). М., 1971; Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976; Mansfield Р. The Arab world: а comprehensive history. N.Y., 1976; Арабская средневековая культура и литература. М., 1978; Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М., 1980; Очерки истории арабской культуры V-XV века М., 1982; Burlot J. La civilisation islamique. Р., 1982; Ацамба Ф. М. Экономическая мысль арабов в средние века // Всемирная история экономической мысли. М., 1987. Т. 1; Проблемы арабской культуры. М., 1987; Большаков О. Г. История Халифата. М., 1989-1998. Т. 1-3-; Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996; Intellectual traditions in Islam. L.; N. Y., 2000.

Философия. Corbin Н. Histoire de la philosophie islamique. Р., 1964; Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966; Badawi А. Histoire de la philosophie en Islam. Р., 1972. Pt. 1-2; Ibrahim Т., Sagadeev А. Classical Islamic philosophy. Moscow, 1990; Фролова Е. А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995; History of Islamic philosophy. L.; N. Y., 1996. Vol. 1-2; Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. М., 1998; Fakhry М. History of Islamic philosophy. 3rd ed. N. Y., 2004.

Литература. Крачковский И. Ю. Избр. соч. М.; Л., 1956. Т. 2-3; аль-Фахури Х. История арабской литературы. М., 1959-1961. Т. 1-2; Гибб Х.А.Р. Арабская литература. Классический период. М., 1960; Крымский А. Е. История новой арабской литературы. XIX-начало XX века. М., 1971; Arabic literature to the end of the Umayyad period. Camb., 1983; Фильштинский И. М. История арабской литературы. V-начало Х века. М., 1985; он же. История арабской литературы: В 3 т. Lewiston е. а., 2001; Abbasid belles-lettres. Camb., 1989.

Языковедческая традиция. Нügel G. Die grammatischen Schulen der Araber. Lpz., 1862; Гиргас В. Ф. Очерк грамматической системы арабов. СПб., 1873; Weil G. Die grammatischen Schulen von Kufa und Basra. Leiden, 1913; Абдель Хамид Хусейн. Грамматика, ее предмет и метод. Каир, 1953 (на арабском языке); Звегинцев В. А. История арабского языкознания. М., 1958; Габучан Г. М. К вопросу об арабских грамматических учениях // Семитские языки. М., 1963; Carter М. G. Les origines de la grammaire arabe // Revue des Études Islamiques. 1972. №40; Шавки Дайф. Грамматические школы. Каир, 1972 (на арабском языке; библ.); Белкин В. М. Арабская лексикология. М., 1975 (библ.).

Музыка. Erlanger R. La musique arabe: En6vol. Р., 1930-1959; Farmer Н. Islam. (Das Musikleben der Völker des arabisch-islamischen Weltreiches). Lpz., 1966; El Mahdi S. La musique arabe. Р., 1972; Farmer Н. А history of Arabian music to the 13th century. L., 1973; Тума Х. Х. Об арабской музыке // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М., 1987; Еолян И. Р. Традиционная музыка арабского Востока. М., 1990; Tourna Н. И. The music of the Arabs. Portland. 1996.

Р. Г. Ланда (общая часть, география, историография); Т. К. Ибрагим (философия); М. С. Киктев (литература); Г. М. Габучан| (языковедческая традиция); О. В. Русанова (музыка); Г. Д. Гловели (экономическая мысль).